logo
Тегако Л

Глава 2. Рост и развитие человека 62

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется оп­ределение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, а у взрослых — по состоянию стертости постоянных зубов.

При определении возрастных изменений физиологических и биохимических процессов обращают внимание на темпы об­мена. Так, с 2-3 дней до 1,5 года основной обмен повышается, с 1,5 до 18—20 лет постепенно понижается с некоторым повыше­нием в пубертатном периоде. С прекращением ростовых процес­сов основной обмен снижается. Используются также данные о возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы: арте­риальное давление, частота сердечных сокращений, минималь­ный и ударный объемы крови.

При осмотре кожных покровов обращают внимание на вари­козные расширения и другие отклонения.

Развитие дыхательной системы оценивается через определе­ние жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частоты дыхания, индек­сы кровоснабжения. По результатам биохимических анализов оцениваются показатели крови (количество эритроцитов, содер­жание гемоглобина) и мочи (креатинина).

Морфологическая зрелость оценивается на основании разви­тия опорно-двигательного аппарата — мышечной силы, статиче­ской выносливости, частоты и координации движений.

С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточ­ную для начала школьного обучения.

О психофизиологической зрелости судят по результатам вы­полнения набора тестов Керна — Ирасека. Оценка морфологи­ческой зрелости основана на изменении пропорций тела, про­исходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей. На основании этого морфологи­ческими показателями школьной зрелости служат три индекса и «филиппинский тест» (Т.В. Панасюк).