logo
Тегако Л

2.1. Возрастная антропология о закономерностях онтогенеза человека 31

Проблемы изменчивости организма человека в процессе его индивидуального развития (онтогенеза) (рис. 1) рассматривает возрастная антропология, или ауксология. Исследуя происходя­щие с возрастом изменения организма в целом, его отдельных органов и систем, этот раздел науки накапливает данные для разработки возрастных норм показателей развития и здоровья, лечения заболеваний на протяжении всей жизни человека. Воз­растная антропология интегрирует данные других наук и разде­лов, в первую очередь таких, как генетика, экология, физиология и психология развития.

Возрастная антропология изучает общие закономерности и ча­стные проявления процессов роста организма в связи с генетиче­скими и средовыми факторами, определяет периоды, наиболее благоприятные для направленных педагогических воздействий и эффективного формирования различных свойств организма, вы­деляет тенденции роста и развития, характерные для определенной эпохи, при сравнении показателей биологического возраста в со­поставимых группах, представляющих разные поколения.

К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.

Необратимость процесса развития понятна — человек, прой­дя определенные стадии развития, не может вернуться к его ис­ходному моменту.

Постепенность выражается в прохождении последователь­ных стадий развития, ни одна из которых не может быть пропу­щена.

Цикличность проявляется активизацией и замедлением про­цесса роста в определенные периоды. Повышенные темпы роста отмечаются до рождения, в первые месяцы жизни, в возрасте 6—7 лет (полуростовой скачок) и в 11-14 лет (ростовой скачок). Имеет место также сезонность процессов роста: увеличение дли­ны тела происходит в основном в летние месяцы, а веса — в осенние.

Гетерохрония проявляется разновременным ростом и созре­ванием отдельных систем организма и различных признаков. На начальных этапах онтогенеза созревают наиболее важные для организма системы, например головной мозг, который к 6—7 го-