logo
Тегако Л

1.1. Современная антропология как интегративная наука

Антропология (от греч. Anthropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наслед­ственности и изменчивости, структуре и численности человече­ских популяций во времени и пространстве, образовании чело­веческих рас и о нормальных вариациях физического строения

человека.

Современная антропология изучает человека с позиций диа­лектического единства его двойственной природы:

♦ как представителя биологического вида (живой организм);

♦ как представителя определенной социальной среды.

До настоящего времени в мировой науке не существовало единой трактовки термина «антропология». В западноевропей­ской и американской науке под антропологией понимался ком­плекс наук о человеке. Изучением же культуры, общественных систем, этнических и социальных особенностей человека зани­мается антропология социальная и культурная.

В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах ан­тропологическая наука ограничивается изучением биологиче­ской изменчивости человека.

Польские антропологи выделяют популяционный (расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и фи­логенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.

В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археоло­гии и этнографии.

Археология изучает историю человека по материальным ос­таткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.

Современная антропология как интегративная наука_________________5

Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия.

Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных фак­торов.

Используя данные ряда естественных и социальных наук, ан­тропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наибо­лее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология; из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др.

В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечествен­ной науке утвердился термин «антропология культуры». Выделя­ется направление, называемое антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенно­стей психики людей.

Педагогическая антропология и этнопедагогика междисци­плинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассмат­ривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспита­ния». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, полу­чившее название «педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.

В последнее время используется термин «социальная антро­пология» — область знания, изучающая общества, изолирован­ные от письменной исторической традиции.

Медицинская и валеологическая антропология междисцип­линарные направления, связанные с проблемами здоровья, с по­иском грани нормального — патологического и меры гармонич­ного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференциро-