logo
Тегако Л

9.3. Объяснение культурных процессов

В 1958 г. в разгоревшихся дебатах о теории и методах в архео­логии Гордон Уилли и Филипп Филипс решили рассмотреть три фазы научного исследования — наблюдение, описание и ин­терпретацию с позиций археологической науки, ее полевых ис­следований, а также роль культурно-исторической интеграции и процессуальной интерпретации. Резюме звучало следующим образом: «... до сих пор так мало сделано в археологии в отноше­нии объяснения, что трудно назвать эту область, которую они считали исследованием природы чего-то, что нелегко опреде­лить, что называется культурно-историческим процессом, и что по существу является попыткой выловить закономерности, ис­пользуя методы культурно-исторической интеграции» (Уилли, Филипс, 1958).

Сегодня многие археологи считают, что открытие законов, правящих образцами, — следствие поиска закономерностей, что и является не чем иным, как объяснением. Существуют разно­гласия по поводу дефиниции объяснения, но никто не сомнева­ется, что определение закономерностей является описательным действием, а объяснение — презентацией того, каким образом