logo
Тегако Л

9.2. Культура в этноархеологической перспективе 327

Культура как глобальное понятие

Одно из определений культуры выделяет культуру по региональ­ному, территориальному признаку. Например, польскую культуру можно рассматривать через призму ритуалов, способов обучения, мышления и других признаков, характерных для этой страны.

Другое из определений «культуры» более объемно, охваты­вает совокупность достижений всего человечества. Археологи пытаются изучить прошлое, принимая во внимание оба опреде­ления, так как они основывают свои реконструкции на индиви­дуальных культурах, а лишь потом выдвигают предположения о природе культуры в общем.

Культура — отличительный атрибут человека, приобретенный в результате обучения, развития человечества, социальной дифе-ренциации (в отличие, например, от унаследованного знания-инстинкта). Культура передается из поколения в поколение с помощью языка, других знаковых систем и усваивается неза­висимо от биологической обусловленности, в постоянной борьбе с естественной средой. Не происходит преобразования биологи­ческой структуры путем генетических изменений. Культура — необычайно эластичный инструмент эволюции человека, спо­собный реагировать на неожиданные изменения в окружающей среде. Некоторые ученые отмечают, что способность к обучению характерна и для некоторых животных.

Существует особенность, которая может служить отличи­тельным качественным признаком человеческой культуры. А именно — способность изменить среду настолько, что в ре­зультате человеческие общности обречены на приспособление (как в культурном, так и в биологическом плане) к тем измене­ниям, которые они сами вызвали своей деятельностью. Олвин Тоффлер в своей книге «РиШге 5поск» (1970) приводит примеры этих процессов в современном индустриальном обществе.

Культура как общность идей определенной группы людей

Такое определение культуры довольно распространенно. Для археологов общность идей проявляется в результате анализа об-