logo
Тегако Л

9.1. Современная социокультурная антропология 325

может. Труд развивал сознание, в результате коллективного ха­рактера труда возникает речь и совершенствуется мышление. Первые орудия труда послужили основой для дальнейшего раз­вития материальной культуры, а мысль и слово стимулировали сплочение общества, появление идеологических воззрений, об­рядов и ритуалов, а затем различных форм духовной культуры.

Многообразие с человеческой деятельности определяет мно­гообразие культуры и разнообразие классификаций (свыше 500). Современная культура отражает изменения в природе и общест­ве, что позволяет выделить типы культуры в соответствии с эко­номической формацией.

Учебная дисциплина, объединяющая в своем предметном поле социальные, культурные и психологические стороны жиз­недеятельности человека, получила название «социокультурная антропологи». Ю.М. Резник выделяет в социокультурной антро­пологии общетеоретическую и конкретно-научную части. Общие теории культуры (эволюционизм, диффузионизм, психологизм, структурализм и др.) выступают теоретическим фундаментом со­циокультурной антропологии. Они исследуют законы социаль­ного и культурного развития человека и человечества.

Конкретно-научное направление посвящено изучению раз­личных социокультурных связей человека с его внутренним миром, природой и обществом. В рамках этого направления раз­виваются разделы биосоциальной, психологической и символи­ческой антропологии. Последняя выступает в качестве связующе­го звена между собственно культурной антропологией, семио­тикой, лингвистикой и языкознанием. Каждый из указанных разделов имеет собственные теоретико-методологические осно­вания, предметную специфику, круг проблем, включая фунда­ментальный и прикладной аспекты их исследования, а также сферу практического их применения. Для изучения теоретиче­ских и конкретно-научных проблем наряду с другими источни­ками применяется анализ археологических источников. Архео­логи стремятся раскрыть основные законы возникновения и развития культур, изучая в основном человеческие сообщест­ва, которые не оставили после себя письменных источников.