logo
Тегако Л

5.2. Современные представления об основных этапах антропогенеза 161

оленя» обозначалась одним словом «оленьвидениечеловека». Та­кой грамматический строй отражал инкорпорированное мышле­ние, не способное выделить главные предметы, признаки этих предметов, фиксирующие изменения вещей и явлений лишь че­рез ощущения и восприятия, а не при помощи мысленного сравнения. «Отсутствие частей речи в языке, — отмечает А.Ф. Ло­сев, — соответствует отсутствию категорий в мышлении». При таком мышлении предметы и явления природы не отделялись от самого человека, не проводилось различие между живой и нежи­вой природой. Логика инкорпорированного мышления послужи­ла основой для мифологии. Отсюда тотемизм и фетишизм — две формы самого раннего первобытного верования. В общинно-родовую эпоху для всякого мышления ближе всего было понятие о взаимоотношении ближайших родственников по крови, и вся окружающая природа рассматривалась сквозь призму этих взаи­моотношений. Следовательно, мифологичность первобытного сознания не была случайной, она вытекала из постепенного ов­ладения природой и развития мыслительных процессов у перво­бытного человека.

Наблюдения над племенами, сохранившими родовой строй (австралийские аборигены, племена Индии и Филиппин), позво­ляют проследить развитие таких форм общественного сознания, как искусство, идеологические представления, наука, возникно­вение которых безусловно связано с трудовой деятельностью че­ловека. Советский исследователь А.Д. Столяр (1985) на основа­нии анализа рисунков палеолитического искусства и других археологических материалов высказал гипотезу, согласно кото­рой одной из наиболее элементарных форм творчества была примитивная скульптура животных, сделанная из глины. Перво­бытный человек придавал ей магическое значение: она должна была обеспечить успех на охоте. Скульптуру одевали в шкуру убитого зверя и прилаживали к ней голову того же животного, исполняли вокруг нее ритуал, имитирующий этапы охоты. Поз­же в результате уплощения скульптуры возникла барельефная лепка, знаменующая новый шаг в развитии абстрактного мыш­ления. Со временем она трансформировалась в рисунок. Таким образом, тезис Ф. Энгельса о влиянии труда на биологическую изменчивость человека и становление его как общественного су­щества подтверждается объективными данными.