logo
Тегако Л

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 328

разцов артефактов (Даннэлл, 1971). Идею невозможно изучить непосредственно, поскольку она эмпирически неуловима. Одна­ко предполагается, что если люди в процессе производства, при­менения определенных орудий и предметов ведут себя подоб­ным образом, то, значит, они разделяют одинаковые идеи, связанные с этими орудиями и предметами, находятся на одной стадии развития.

Культура и процесс приобретения знаний

Обучение не свойственно только человеку. У многих живот­ных поведение в форме игр является обучением полового пове­дения, того, как добывать пищу, и другим навыкам. Даже ин­стинктивное поведение совершенствуется благодаря опыту. Распространенной техникой поиска оптимального решения яв­ляется метод проб и ошибок. На протяжении жизни каждое жи­вотное учится с помощью этого метода. Подражание же — бо­лее быстрый и осмысленный способ учения, который редко встречается среди низших животных, но общий для мира обезьян и человеческого существа. Лишь человеку присуще осмысленное действие. Детерминантом уровня программирования является определенное развитие культуры, т.е. суммированный опыт.

Приобретение знаний помогает приспособиться к опреде­ленной ситуативной реакции поведения. Итак, приобретение знаний — это отличительная черта культуры. В каждом поколе­нии культура не рождается заново. У людей приобретение зна­ний и культурная трансмиссия тесно связаны с использоавнием сложного набора знаков, который называется языком.

Культура и необходимый для существования культуры язык

Многие ученые считают, что язык свойственен исключитель­но человеку. Однако последние эксперименты показали, что шимпанзе, примитивные человекообразные, отлично справля­ются с передачей информации посредством символов. Несмотря на то что попытки научить шимпанзе говорить закончились не-