logo
Тегако Л

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 358

♦ функциональные модели занимаются взаимоотношениями разных аспектов культуры, их определил В. Триггер (1968).

Эволюционные модели (модели развития)

Долгое время в археологии (до 1945 г.) употреблялись эволю­ционные модели, основанные:

1) на концепции эволюционных стадий;

2) неэволюционном рассмотрении исторического развития, которое зачастую ограничивалось описанием деталей и их по­верхностным просмотром.

Оба подхода оказали весомое влияние на то, как мы рассмат­риваем процессы миграции и диффузии, а также конвергенци-онные изменения в археологических источниках.

Ситуация, когда члены определенной культуры полностью или частично перемещаются на другую территорию, называется миграцией. Если наступает подобное движение, то всеми прини­мается, что и идеи, и материальные ценности перемещаются, как правило, вместе с мигрантами и могут демонстрироваться в археологических останках на других территориях. Существуют следы (письменные и вещественные источники), которые могут свидетельствовать о группах, настолько сильно ассимилирован­ных автохтонами, что не осталось ни одного значимого следа их собственной культуры. Отсюда вывод — результатом миграции не обязательно является неизбежная трансмиссия культурных особенностей одной культуры другой.

Из-за контакта двух культур может произойти диффузия, т.е. проникновение культурных ценностей без физического переме­щения человеческих групп с одной территории на другую. Исто­рики стараются четче различать переселение групп (миграцию) от распространения идей (диффузии). Диффузия — неоднород­ный процесс, зависящий от выбора аспектов и идей, которые воспринимаются и ассимилируются культурой другого населе­ния. Технологические элементы (особенности) более податливы на диффузию, чем элементы системы поведения, но и диффузия технологических элементов зависит от определенных условий, которыми располагает перенимающая культура. Проникновение