logo
Тегако Л

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 356

мию1. Возникла она из-за неправильного понимания в XIX в. природы и функции истории. В те времена происходило сильное интенсивное движение в направлении якобы объективного опи­сания истории. Это являлось результатом сопротивления догма­тическому и морализирующему представлению истории, которое было популярно в минувших столетиях. Современные историки осознают, что их оценки не являются и по-настоящему не могут являться объективными и что выбор и отбор фактов в истории насильно обусловливаются методами, присущими истории, а также теоретической ориентацией. В прошлом историки и ар­хеологи считали свою теоретическую ориентацию интегральной частью реконструкции истории, таким образом они пытались достичь объективности. Современники осознают, что их собст­венные исходные положения не обязательно должны быть выра­жены независимо.

История, естественные и общественные науки могут иметь различную форму, но не обязательно содержание. Брюс Триггер суммировал эти аспекты следующим образом: «История отлича­ется от общественных наук тем, что ее целью является объясне­ние индивидуальных ситуаций во всей их сложности, а не фор­мулирование общих закономерностей, повторяющихся событий и процессов. Это значит, что история является идиографической наукой, а общественные науки — номотетическими ... Конечно же, это не значит, что историки опровергают существование об­щих закономерностей; скорее они стараются использовать их для того, чтобы понять индивидуальные (т.е. уникальные, неповто­римые) ситуации ... Но с другой стороны, общественные науки вылавливают повторяющиеся переменные в их общественно-культурном лоне таким образом, чтобы была возможность уло­вить взаимосвязь между общепринятыми закономерностями».

Итак, общественные и естественные науки, а также история не находятся в оппозиции. Исторические исследования могут базиро­ваться на научных открытиях и закономерностях. Поэтому идио-графические дисциплины нельзя назвать «ненаучными», а номоте-тические науки не становятся автоматически научными только потому, что концентрируются на общих направлениях. Идиогра-

1 Греч. Шско1от1а от сИсНа на две части + Готе сечение — последовате деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д.