logo
Тегако Л

5.2. Современные представления об основных этапах антропогенеза 159

с двумя родителями; стадо, состоящее из многих материнских семей и одного доминирующего самца; стадо со многими самца­ми и т.п. Стадный образ жизни позволял приматам успешно за­щищаться от хищников, создавал среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей. Информацию приматы передавали при помощи мимики и различных звуков.

Человекообразные обезьяны выделяются среди приматов развитой высшей нервной деятельностью. Эта особенность из­давна привлекала внимание исследователей, которые пытались обучить шимпанзе, гориллу, других обезьян трудовым навыкам, решению задач и разговорной речи. Замечено, что при обучении разговору человекообразные обезьяны с трудом могут произне­сти одно-два слова. На основании этого был сделан вывод, что причина неуспеха кроется в примитивном устройстве органов речи обезьян. Тогда для общения было предложено использо­вать язык жестов.

Американские психологи Гарднеры успешно использовали для обучения обезьян беззвуковую речь — язык глухонемых (амсленг). С 1966 г. они воспитывали в домашних условиях мо­лодую самку шимпанзе по кличке Уошо. Через 5 лет обезьяна знала и умела применять в различных ситуациях до 160 понятий. Аналогичные эксперименты проводились с шимпанзе также американским психологом X. Террасом. Ученице Гарднеров Ф. Петтерсон более чем за 5-летний срок удалось обучить самку гориллы не только амсленгу, но и устной речи. К 7 годам горил­ла по кличке Коко знала и использовала свыше 600 знаков-жес­тов, при этом сама разрабатывала новые их сочетания, понимала сотни слов устной речи и 46 слов способна была произносить сама. Академик Л.А. Орбели высказал мысль о том, что вторая сигнальная система человека, связанная со способностью к аб­страктному мышлению и речью как ее инструментом, не могла возникнуть внезапно, а были какие-то промежуточные этапы развития. Таким промежуточным этапом, по мнению ленин­градского физиолога Л.А. Фирсова, изучавшего поведение антро­поидов, была стадия «довербальных понятий» у высших обезьян, проявляющаяся в их способности решать довольно сложные за­дачи по распознаванию предметов и общению. Так, обезьяны криком оповещают друг друга о грозящей опасности, о наличии