logo search
Тегако Л

Глава1. Предмет, содержание и история развития антропологии 8

Антропология

Культурная а

ятропология

Физическая антропология

Возвратная антро-

Историческая антро-

пология (ауксоло-

пология использует

гия) — прослеживает

данные, полученные

динамику физиче-

всеми разделами нау-

ского развития че-

ки для исторических

ловека от рождения

реконструкций

до старости

Особенно богатый

материал для этого

раздела дает палеоан-

тропология, изучаю-

останки людей и древ-

них захоронений

(краниология — изу-

чение древнего насе-

черепам; остеоло-

гия — изучение кост-

ископаемых людей;

палеодемография —

реконструирует демо-

графические процес-

сы в древних

обществах)

История развития антропологических исследований_________________9

Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в на­скальной живописи. Так, французский археолог А. Лот, открыв­ший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришед­шие на смену рисункам животных, настолько четки, что позво­ляют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении мас­сива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представите­лей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.

В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и да­же есть указание о прародине человека.

Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период разложения первобытнообщинного строя и форми­рования рабовладельческих государств потребности практиче­ской жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.

Большую роль в развитии биологии, медицины и естество­знания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела