logo search
Тегако Л

2.7. Физическое развитие и акселерация 65

в значительной мере условны. Для получения более точной ха­рактеристики физического развития определяют также ряд до­полнительных показателей, позволяющих рассчитывать по спе­циальным формулам компоненты состава тела: вес мускулатуры, жировой ткани, скелета.

При прочих равных условиях физическое развитие тем выше, чем больше масса и плотность тела. Брахиморфная форма тела повышает оценку физического развития, долихоморфная пони­жает ее. Такой комплекс признаков физического развития свиде­тельствует преимущественно о структурно-механических свойст­вах организма.

Физическое развитие у взрослого человека относительно ста­бильно, так как представляет собой обобщенную характеристику морфофункциональных свойств, достигнутых к моменту завер­шения роста и формирования организма.

У детей, организм которых находится в стадии формирова­ния, уровень физического развития подвержен существенным возрастным изменениям. Поэтому физическое развитие ребенка оценивается по степени выраженности признаков в сравнении с их средним для данного паспортного возраста уровнем. Оно определяется по специальным нормативным таблицам и может быть средним либо ниже или выше среднего уровня для данного возраста. Учитывается также степень половозрастной диффе­ренциации (степень развития вторичных половых признаков), свидетельствующая о созревании организма, а также некоторые функциональные показатели (мышечная сила, жизненная ем­кость легких и т.д.).

Ежегодно в нашей стране проводятся медицинские профи­лактические осмотры всех детей и подростков, в том числе и контрольная проверка динамики их физического развития. Постоянно совершенствуются методы оценки как уровня соот­ветствия биологического возраста паспортному, так и индивиду­ального и группового физического развития детей в зависимости от их конституции (от лат.constitutio — устройство).

Физическое развитие каждого человека определяется его на­следственными свойствами и средой обитания, включающей ха­рактер питания, социальные воздействия и воспитание.