logo search
Тегако Л

1.2. История развития антропологических исследований________________11

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала ре­лигия. Библейская легенда о сотворении мира и человека проч­но укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформиро­валась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то, что в созданной им научной классификации растительного и живот­ного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.

Эпоха Возрождения характеризуется крупными дос­тижениями во всех науках. Значительный вклад в естествозна­ние, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриут­робного развития.

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по кра­ниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европей­цев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Вас ко да Гамы, Фернана Магел­лана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.

Французский путешественник Ф. Бернъе в 1684 г. опублико­вал первую классификацию человеческих рас. Он выделил че­тыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об­лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с реко-