logo search
Тегако Л

Глава 7. Расоведение 252

ших» и «низших» рас привлекались данные о размерах головно­го мозга. После того как была доказана научная несостоятель­ность этих утверждений, расисты переключились на изучение структурных особенностей мозга, которые будто бы указывают на различия в умственных способностях у представителей раз­личных рас. Но структура мозга не несет в себе расовых призна­ков. На современном этапе расизм сосредоточил внимание на попытках доказать превосходство одних рас на основе психоло­гических подходов и методов.

Одним из вариантов современного расизма является куль­турный релятивизм. Формально признавая биологическую рав­ноценность рас человека, теоретики расизма декларируют идеи о психическом неравенстве «наций и племен», приписывают наследственную обусловленность их «психическому складу», «структуре характера», «модели культуры». Бездоказательно ут­верждается некая качественная уникальность, неизменность куль­турной традиции каждого народа, якобы связанная с наследуе­мыми биопсихическими особенностями, которые отражаются на поведении индивидуумов.

Прогрессивные ученые многих стран выступали с разоблаче­нием антинаучной сути расистских концепций. Было доказано, что чистых рас не существует в природе, человеческая исто­рия — это история взаимодействия рас и культур. Ни одна циви­лизация не являлась продуктом какой-либо одной расы. Пред­ставители основных рас сумели развить высокие культуры: монголоиды — в Китае, Индонезии и Японии; американская ветвь — в Мексике и других районах Центральной и Южной Америки. Культура древних майя, инков, кечуа, ацтеков, сапот-ков и других племен, населявших Американский континент, возникла в глубокой древности и характеризовалась высокой степенью развития. Эти народы изобрели иероглифическую пись­менность, древний календарь майя, определявший продолжи­тельность года в 365 дней, был рассчитан с поразительной точ­ностью. Дравиды — представители австрало-негроидной расы — создали высокие цивилизации в Индии. Племена, которые из-за природной изолированности от других народов временно отстали в своем общественном развитии, способны быстро достигнуть общего уровня культуры при контактах с другими народами.