logo search
Тегако Л

9.2. Культура в этноархеологической перспективе 329

удачей, исследования показали, что, вероятнее всего, этому ме­шает строение их мозга, который не в состоянии переработать языковые символы. Однако последние опыты принесли успех, и ученым удалось установить контакт с шимпанзе при помощи невербальных языковых сигналов. Оказалось, что шимпанзе способны пользоваться сгозз-модальным трансфером, соединяя звуковые раздражители с сенсорными (эксперимент с шимпанзе Вашо (\Уа$пое), который отчетливо связал лай с невидимой в данный момент собакой). Человек благодаря хорошо развитой сфере ассоциации боковых полушарий мозга с большой легко­стью производит такие сго$5-модальные трансферы. Таким обра­зом, эксперименты с Вашо говорят о том, что мы отличаемся от примитивных человекообразных скорее степенью развития.

Язык значительно облегчает процесс инстинктивного приоб­ретения знаний. Язык представляет собой открытую систему, которая может производить и накапливать неограниченное ко­личество информации, включая понятия, которые никогда до сих пор не существовали, оперируя последовательностью звуков таким образом, чтобы создавать различные смысловые группиров­ки. Сущность этой системы символов, а также ее зависимость от рода артефактов, которые являются объектом археологических исследований, метко резюмировал Пильбим: «Каменные орудия появились в раскопанных источниках ок. 2,5 миллиона лет назад и, вероятнее всего, были сделаны чуть раньше. Эти орудия пред­ставляют ряд видов. Предполагается, что каждый из них исполнял определенную, своеобразную функцию, потому что в отличие от шимпанзе человек не ограничивает использования орудий в од­ной, специфической, данной функции. Человеческие орудия более сложные, а их форма зависит от оригинальных канонов и зако­нов. И производство орудий, и язык являются иерархическими действиями. Этот фактор плюс стандартизация орудий, как и тот факт, что они выражают арбитральное навязывание окружаю­щей среде формы, может означать, что такой вид мозга, который смог сконструировать орудие, мог бы также сотворить и прими­тивный язык» (1972. С.80).

Появление языковых отличий породило среди разноязычных ^бщин трудность общего применения законов и идей, которые -читаются необходимыми, чтобы совместно существовать. В ре-