logo search
Тегако Л

9.2. Культура в этноархеологической перспективе 331

признаками или качествами. Например, аномалия, называемая цветовой слепотой, была серьезной угрозой для первобытных охотников, так как делала невозможным добычу жизненно необ­ходимых средств. Сегодня этот генетический изъян не так уж и важен, так как культура предоставляет каждому индивидууму множество альтернативных способов добычи средств к сущест­вованию.

Основываясь на типах поведения, установленных при изуче­нии останков минувших культур, археолог старается воссоздать их суть, определяя адаптационную ценность. Культура — это и способность адаптации. Без этого утверждения образцы пове­дения представлялись бы археологу как случайные, арбитраль­ные (свободные) происшествия, а воссоздание было бы крайне трудным, если вообще возможным.

Культура и изменения

Культура имеет пластичный характер (эта черта существенна при адаптационных процессах), она должна поддаваться изме­нениям, иногда очень быстро. Определенное количество пере­мен может быть и случайным. В процессе передачи информации от поколения к поколению ее понимание никогда не будет дос­кональным, и частички культурных знаний могут затеряться, за­быться или же изменить значение.

Большинство перемен, происходящих в индивидуальных культурах, связаны прежде всего с трансформацией. Люди, где бы они ни находились, для удовлетворения своих потребностей постоянно создают новые предметы либо изменяют и улучшают существующие. Большая часть такого поведения должна быть результатом типичных игр и манипуляций предметами, которые характерны для примитивных существ. Что интересно, прими­тивные существа, тесно связанные с человеческим родом, как в биологическом смысле, так и в поведении много времени иг­рают. Игра по своей природе является подражанием с элемента­ми двигательного опыта. Очень часто животные проявляют по­ведение, которое можно было бы назвать использованием орудий и их производством. У Ното $ар1еп$ некоторые изобретения поя­вились в результате простейших игр.