logo search
Тегако Л

9.4. Реконструкция истории культуры 365

как экономические особенности. Однако во многих современ­ных предындустриальных обществах политические функции ис­полняют другие структуры культуры, такие как система родства, т.е., например, политическим лидером определенной группы может быть глава рода или самый старший член определенной семьи. Функция, которая ложится на плечи мужчины (реже жен­щины), очень часто исходит не из того, что он был определен путем выбора, а в связи с позицией сеньора (старшего) в своем родственном кругу. Открытие таких случаев в археологических реалиях может быть сложным, потому что археолог должен абст­рагировать их исходя из материальных останков культуры.

Политические модели чаще всего используют ученые, инте­ресующиеся развитием обществ со сложной структурой, особен­но таких, которые считаются государствами, вследствие того что представляют собой формальную политическую организацию в определенной политической форме. В настоящее время такие модели более популярны в кругах социальных антропологов и социологов, но археологи иногда их тоже используют. Майкл Коу (1961) в сравнительных исследованиях цивилизаций племен кхмер и майя подчеркивает, что экологическое сходство этих двух групп привело к поразительно похожим культурным реакци­ям: производство излишков материалов давало возможность гос­подствующему классу заполучить и сохранить поддержку своих избирателей, частично из ритуальных соображений.

Эмиль Дюркгейм назвал такое общество «односторонним» и определил его как сформировавшееся по политическим при­чинам. М. Коу сравнил это явление с аналогичным в Месопота­мии и Северной Мексике, которые он считал примером «орга­нического общества» и связывал их скорее с экономическими-, чем с политическими причинами возникновения. Органические общества были обязаны своим появлением развитию, основан­ному на повышении взаимной зависимости и экономических связях, а односторонние общества возникали по политическим причинам и основывались, как назвал это Э. Дюркгейм, на ме­ханической солидарности, но объединились благодаря силе или же общности идей. Односторонние общества часто являлись ре­зультатом завоевания одной группы другой. Они могут быстро образовываться и распространяться. Органические же общества,