logo
Новиковкая КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬ

6. Зимние звуки.

Предложите детям послушать и запомнить звуки зимы. Длительно и тихо произнесите звук [ш]. Скажите: «Так тихо-тихо падает на землю снег». Попросите детей самих воспроизвести этот звук. Затем скажите: «А вот кто-то прошел по дорожке — скрипит под ногами снег: скрип-скрип, скрип-скрип...» Попросите детей повторить звукоподражание.

«Отгадайте, кто теперь двигается по дорожке: старенький дедушка идет не спеша или мальчик бежит вприпрыжку?

Вот послушайте: скрип-скрип, скрип-скрип... (Произносите медленно.) Дедушка идет».

«А теперь? Скрип-скрип, скрип-скрип, скрип-скрип... (Произносите быстро.) Мальчик бежит».

После этого попросите детей загадать загадки друг другу. (Дети по очереди произносят звукоподражания в разном темпе.)

Обратитесь к малышам с вопросом: «Послушайте, что это? Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь? Да это же лед звенит под ногами. На улице гололед. Скользко идти по улице — под ногами голый лед. Дедушка пойдет по льду тихонечко, осторожно, чтобы не поскользнуться». Изобразите голосом, как дедушка идет: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь» (произносите медленно). «А теперь покажите, как мальчик бежит: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь...» (Произносите быстро).

«А теперь попробуйте отгадать, что произошло: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь (произносится быстро). Бух!» — «Мальчик бежал по льду и упал». Послушайте, как рассуждает этот мальчик:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

(В. Берестов)

Спросите у детей, почему радуется мальчик, а взрослые не рады. Выслушайте ответы детей. Расскажите: «Вот и вечер наступает, вьюга завывает. Холодный ветер со снегом начинает свою песню. Сначала тихо воет: „У-у-у...", а потом все громче и громче: „У-у-у..."» (Попросите детей самих изобразить начинающуюся вьюгу.)

Дайте детям задание послушать разные звуки, и когда среди них послышится завывание вьюги [у], то хлопнуть в ладоши. Произнесите подряд несколько гласных звуков (длительность звучания каждого из них должна составлять 34 секунды). Последовательность звуков может быть примерно такая: [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [а-а-а], [у-у-у], [о-о-о], [у-у-у]...

7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей. Похвалите детей и скажите им, что теперь они могут рассказать о зиме и показать, и даже спеть ее песни на разные голоса.

Игры и задания для закрепления материала

Предложите детям отгадать зимние загадки.

Он вошел — никто не видел,

Он сказал — никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Белая птица

Над землею мчится.

Воет, пугает —

Пути заметает. (Вьюга)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло —

Скользко, весело, светло. (Лед)

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинки)

И не снег, и не лед —

Серебром все уберет. (Иней)

Дайте детям пособие «Рукавичка» (рис. 30) и попросите сдуть с нее снежинку из папиросной бумаги, привязанную к картонной рукавичке на длинной нитке. Дуть надо спокойно, не надувая щек.

Затем предложите малышам выложить снежинки из счетных палочек. Дайте детям коробочки, в которых находится по 8 палочек. Сообщите, что палочек должно быть 8, и попросите детей проверить, столько ли у каждого из них палочек. Покажите детям последовательность выкладывания снежинки из счетных палочек (рис. 31).