Занятие 4 в гостях у чиполлино
Чему учим детей:
— знакомим с названиями овощей;
— знакомим со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»;
— расширяем словарь за счет имен существительных (урожай, огород); за счет
прилагательных (гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький)
и глаголов (укрылся, засел, срывать, дергать, подровнять);
— учим детей согласовывать имена существительные с числительными;
— закрепляем употребление предлогов «в» — «из» и «на» — «с»;
— учим составлять рассказ по картинному плану;
— развиваем слуховое внимание — умение подбирать рифмы;
— развиваем зрительное внимание — умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных один на другой контуров овощей;
— развиваем общую и мимическую моторику;
— развиваем мелкую моторику — учим выкладывать из мозаики, раскрашивать, выполнять обводку;
— учим сочетать речь с движением;
— развиваем счетные навыки (счет в пределах семи);
— учим соотносить форму овоща с геометрическими фигурами (кругом, овалом, треугольником);
— развиваем логическое мышление—учим детей отгадывать загадки.
Оснащение: аудио- или видеозапись сказки «Чиполлино»; кукла или рисунок Чиполлино (рис. 7); муляжи овощей или натуральные овощи (картофель, морковь, репа, свекла, помидор, огурец); поднос; план рассказа об овощах (рис. 8); графические рисунки «Наложение контуров овощей» (репа, морковь, лук, помидор, огурец—рис. 9) и «На какую фигуру похож овощ?» (рис. 10) — по количеству детей; наборное полотно или доска.
Предварительная работа. Познакомьте детей с натуральными овощами—дайте их рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус в сыром или вареном виде. Покажите малышам, как можно выложить из мозаики изображения разных овощей (с учетом их цвета и формы): помидор, картофель, огурец, репу и лук. Покажите детям мультфильм или прослушайте вместе с ними аудиозапись сказки Джанни Родари «Чиполлино».
Ход занятия
1. По дорожке.
Создайте организационный момент. Для этого попросите детей: «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в одну линию, лицом к педагогу.) Скажите малышам, что сейчас они узнают, куда поведет их эта дорожка. Покажите детям игрушку или рисунок Чиполлино (рис. 7) и спросите малышей, знают ли они, кто это такой. (Уточните, что Чиполлино — луковый мальчик из сказки писателя Джанни Родари.)
Чиполлино спрашивает детей о том, какое время года наступило (осень). А затем сообщает, что осенью поспевает урожай овощей. Чиполлино приглашает ребят с собой в огород — помогать собирать урожай.
Прочитайте рифмовку и одновременно со словами выполняйте соответствующие
движения.
Мы пойдем в огород, (шагать на месте)
Много там всего растет: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвем мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из
стороны в сторону)
Засела в землю крепко, (опустить вниз руки и соединить их внизу ладонями)
Длинная морковка (присесть и прикрыть голову руками)
От нас укрылась ловко.
Дергай, дергай из земли. (встать и изображать движения, как будто дергаешь из
земли морковь)
Все собрали — посмотри! (развести руки в стороны)
После выполнения упражнения попросите детей сесть на стульчики.
2. Где растет.
Предложите детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле. Покажите малышам разложенные на подносе овощи или муляжи овощей (репа, морковь, свекла, капуста, огурец, помидор, перец, кабачок). Скажите: «Те овощи, которые мы выдергивали, растут в земле. Это репа, морковь, свекла, редиска. А те, которые мы срывали, растут на земле — это огурцы, помидоры, капуста, перец, кабачок».
Попросите детей взять с подноса по одному овощу и сказать, где он вырос, — в земле или на земле, и положить его в корзину.
3. Расскажем.
Скажите детям, что теперь они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказывать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 5 картинок-символов в виде картинного плана (см. рис. 8).
Объясните детям значение этих символов: 1 —где растет овощ, в земле или на земле;
2 — какого он цвета; 3 — какой формы; 4 — какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий; 5 — какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.
Попросите каждого ребенка составить рассказ о любом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ об огурце будет звучать примерно так: «Огурец растет на земле. Он зеленого цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный (после слова вкусный надо улыбнуться, выражая на лице удовольствие)». Если ребенок рассказывает о луке, то, характеризуя его вкусовые качества, малыш говорит: «Он едкий, жгучий» —и морщится. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.
4. Сосчитаем.
Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите малышам: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей». Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца... пять огурцов, шесть огурцов...»
Передавая из рук в руки репу, малыши будут говорить: «Одна репа, две пять реп, шесть реп...». После выполнения задания попросите детей на стульчики.
5. Отгадываем загадки.
Предложите детям отгадать загадки про овощи, подобрав рифмы в двустишиям.
Кто в земле укрылся ловко?
Это сочная... (морковка).
Испытает много мук,
Кто без хлеба скушал... (лук).
В огороде светофор?
Это красный... (помидор).
Посмотри-ка, тетя Фекла,
Уродилась нынче... (свекла).
Вот зеленый молодец,
Он зовется... (огурец).
В земле засела крепко
Золотая... (репка).
6. Найдем и раскрасим.
Выдайте каждому ребенку по рисунку «Наложение контуров овощей» (рис. 9 )
Попросите малышей найти среди наложенных контуров контур того овоща, о котором он отгадал загадку, и раскрасить его. (В то время, когда дети будут раскрашивать изображения овощей цветными карандашами, включите запись песенки Чипполино ( из спектакля или мультфильма.) Когда дети закончат работу, предложите им подарить Чиполлино свои рисунки. Пусть малыши назовут ласково свой подарок. «Я подарю Чиполлино морковочку», «Я подарю Чиполлино свеколку», «Я г Чиполлино репку» и т. д. Поблагодарите и похвалите детей от имени Чиполлино.
7. Подведите итоги занятия.
Игры и задания для закрепления материала
Предложите детям сравнить овощи и геометрические фигуры по форме (рис. 10 )
Дайте задание малышам обвести красным карандашом те фигуры, которые напоминают по форме этот овощ.
Рис.7 Рис.9
Чиполлино. Наложение контуров овощей.
- Содержание
- 1.Знакомство с новой куклой.
- 2. Покажем и расскажем.
- 3. Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем.
- 4. Наши игрушки.
- 5. В нашем детском саду.
- 6. Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Послушаем и отгадаем.
- 2. Времена года.
- 3. Расскажем об осени.
- 4. Расскажем и покажем.
- 5. Звуки осени.
- 7. Сосчитаем листочки.
- 8. Итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 4 в гостях у чиполлино
- Занятие 5 в саду у вишенки
- Занятие 6 в гостях у лесовичка
- Едем за город.
- 3. Узнаем и назовем ягоды.
- 4. Соберем грибы.
- 5. Звуки леса.
- 6. Едем домой.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 7 поможем маше-растеряше
- 1. Слушаем внимательно.
- 2. Маша-растеряша.
- 3. Все отыщем, все найдем.
- 4. Одеваем Машу.
- 6. Разложим вещи по местам.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 8 новоселье у матрешек
- 1. Вспомним и назовем.
- 2. Две сестренки—две матрешки.
- 3. Наши пальчики покажут.
- 4. Подвижная игра с мячом.
- 5. Из чего сделана мебель.
- 6. Выкладываем из палочек.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 9 веселое чаепитие
- 1. Вспоминаем сказку.
- 2. Моем посуду.
- 3. Собираем чайник.
- 4. Игра «Веселое чаепитие».
- Мы на стол поставим...
- 6. Столовые приборы.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 10 зимняя картина
- 1. Отгадай.
- 2. Времена года.
- 3. Расскажем о зиме.
- 4. «Зимние» вопросы.
- 5. Снегопад.
- 6. Зимние звуки.
- Занятие 11 весело зимой
- 1. Слушаем внимательно.
- 2. Весело зимой.
- 3. «Зимние» слова.
- 4. Играем в снежки.
- 5. Найдем отличия.
- 6. Подберем рифму.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 12 скоро праздник—новый год
- 2. Праздник.
- 4. Хоровод.
- 5. Новогодние стихи.
- 6. Подарки.
- Занятие 13 у кормушки
- 1. Стайка.
- 2. Корм для птиц.
- 3. Птички прилетели.
- 4. Стайка, полетай-ка!
- 6. Следы на снегу.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- 1.В путь.
- 2.Деревня Коровкино.
- 3. Угощенье.
- 4. По хозяйству помогаем.
- 6. Поручения.
- 8.Подарки.
- 9.Подведение итогов занятия, оценка работы детей.
- 1. Перышко, лети!
- 2.На птичьем дворе.
- 3.Загадки.
- 4. Птичий хор.
- 5.Узнаем по голосу.
- 6.Расскажем и покажем.
- 7.Итоги.
- 1.Мы знаем много названий диких животных.
- 2.Волшебный телевизор.
- 3.Один и много.
- 5.Звериный хоровод.
- 6.Описываем животное.
- 7.Лесные песенки.
- 8.Итоги. Оценка работы детей.
- 1.Утро в городе.
- 2.Подбираем рифму.
- 3.Правила дорожного движения.
- 4.Светофор.
- 5.Посчитаем.
- 6.В гараже.
- 7.Чего не хватает?
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Самолеты полетели.
- 2.Военные профессии.
- 3.Выкладываем из счетных палочек.
- 4.Военный парад.
- 5.Военные учения.
- 6.Мирные профессии.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Отвечаем на вопросы.
- 2.Самые лучшие слова.
- 3.Мамин праздник.
- 4.Расскажи о маме.
- 5.Маме помогаем.
- 6. Мамина профессия.
- 7. Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.В магазине вы бывали? Что же вы там покупали?
- 2.« Детский мир ».
- 3.Мы внимательные!
- 4.Загадки.
- 5.Что купили—мы не скажем, что купили—мы покажем.
- 6.Путаница.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Что за месяц — кто узнает?
- 2. Расскажем и покажем.
- 3.Солнышко.
- 4.Назовем ласково.
- 5.Подвижная игра «Ручеек».
- 6.Подснежники.
- 7.Расскажем о весне.
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Весна в лесу.
- 2.Отгадаем и расскажем.
- 3. Где же детки?
- 6.Узнаем маму.
- 7.Мамы и дети.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Мы видели в зоопарке...
- 2.Подберем рифму.
- 3. Узнаем и покажем.
- 5.Звериная зарядка.
- 6. Сравним.
- 7.Кто понравился?
- 1.Пруд на окошке.
- 2.Рыбка прячется.
- 3.Заселяем аквариум.
- 4. Рыбки плавают, ныряют.
- 5. Сколько рыбок?
- 6.Волшебные пальчики.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Мы знаем много названий комнатных растений.
- 2.Чего не стало?
- 3.Росток—цветок.
- 4.Игра с мячом «Наоборот».
- 5.Цветок и цветочек.
- 6.Сад на подоконнике.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Отвечаем на вопрос.
- 2.Грачи летят.
- 3.Птицы и птички.
- 4. У скворечника.
- 5. Подвижная игра «Стайка».
- 6. Птенчики.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Признаки весны.
- 2. Весенние картинки.
- 3.Солнечная фраза.
- 4.Покажем весну.
- 5. Какой, какая, какое?
- 6. Дела весенние.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.На лугу.
- 2.Фея цветов.
- 3.Волшебные загадки.
- 4. На волшебном лугу.
- 5.Танец цветов.
- 6.Посмотрим и вспомним.
- 7.Прощание с феей цветов.
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Мы знаем...
- 2.Самый, самый...
- 3.Расскажем и покажем.
- 5. Кто как передвигается?
- 6. Подберем рифму.
- 7.Выходите—дождь прошел!
- 8.Сколько их?
- 9.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.В путь!
- 2.Летние забавы.
- 3.Какой, какая, какое?
- 4.Покажем и расскажем.
- 6.Гроза.
- 7.Итоги. Оценка работы детей.
- Содержание