logo
Новиковкая КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬ

Содержание

Введение 3

Обучающие задачи комплексных занятий 4

Планирование комплексных занятий 6

Занятие1. В нашем детском саду 7

Занятие 2. Семейная фотография 12

Занятие 3. Осенняя картина 16

Занятие 4. В гостях у Чиполлино 20

Занятие 5. В саду у Вишенки 24

Занятие 6. В гостях у Лесовичка 29

Занятие 7. Поможем Маше-растеряше 35

Занятие 8. Новоселье у матрешек 40

Занятие 9. Веселое чаепитие 46

Занятие 10. Зимняя картина 52

Занятие 11. Весело зимой 58

Занятие 12. Скоро праздник — Новый год 64

Занятие 13. У кормушки 70

Занятие 14. В деревне 77

Занятие 15. Волшебное перышко 85

Занятие 16. В мире животных 92

Занятие 17. Мой любимый город 100

Занятие 18. Город. Транспорт. Пешеход 106

Занятие 19. На земле, в небесах и на море 114

Занятие 20. Письмо в сказочную страну 119

Занятие 21. Мамин день 125

Занятие 22. В магазине «Детский мир» 129

Занятие 23. Весна идет — весне дорогу! 134

Занятие 24. Мы — следопыты 141

Занятие 25. В зоопарке 148

Занятие 26. Пруд на окошке 154

Занятие 27. Сад на подоконнике 160

Занятие 28. Птицы прилетели! 166

Занятие 29. Весна вступает в свои права 174

Занятие 30. В гостях у феи цветов 181

Занятие 31. Чей дом под листом? 189

Занятие 32. Летнее путешествие 197

ВВЕДЕНИЕ

Книга адресована воспитателям и логопедам детских работающих с детьми среднего возраста (4-5 лет). Большинство предлагаемых игр может быть проведено и в домашних условиях родителями, стремящимися к всестороннему развитию своих малышей.

Данное методическое пособие содержит подробные конспекты 32 комплексных занятий по 32 лексическим темам, предусмотренным Программой воспитания и обучения в детском саду*.

Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соответствуют всем основным разделам дошкольного обучения: развитие элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности, развитие

отельной сферы ребенка, высших психических функций.

Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию.

Предлагаемая система занятий в конечной цели направлена на развитие связной и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания-памяти и мышления помогут дошкольникам среднего возраста начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения. Перед каждым занятием проводится подготовительная работа, благодаря которой дети получают начальные знания по изучаемой лексической теме. Углубление, закрепление этих знаний осуществляется на самом занятии, проводимом в увлекательной для детей игровой форме. Все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны, вытекают одно из другого и обязательно объединены общей сюжетной линией. После занятия детям предлагаются 1-2 игровых упражнения, выполняя которые малыши опираются на недавно полученные знания и умения. В заключительную часть, по усмотрению педагога, могут быть также включены и отдельные задания из самого занятия, которые детьми были усвоены недостаточно.

Таким образом, предлагаемый материал может отрабатываться педагогом в течение учебной недели. В пособии представлен годичный цикл занятий. Продолжительность каждого занятия примерно 20-25 минут. Проводить их лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятия рассчитаны на подгруппу из 5-7 человек (оптимальный вариант — 6 детей). Занятия должны проходить по возможности эмоционально и динамично. Успехов вам, дорогие коллеги!

Обучающие задачи комплексных занятий

Знакомство с окружающим миром. Знакомство детей с названиями и назначением предметов ближайшего окружения, со свойствами и качествами этих предметов (форма, цвет, размер, вес, материал, из которого они изготовлены). Расширение представлений детей о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в природе. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. Развитие у детей познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира.

Сенсорное воспитание. Совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Обучение детей использованию эталонов цвета, формы, величины и т.п.; умению подбирать предметы по одному-двум качествам (материал или цвет и размер).

Лексика. Пополнение и активизация словаря детей по всем лексическим темам. Употребление наиболее часто встречающихся в речи имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий и предлогов. Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; слов-антонимов (тихо — громко, быстро — медленно). Введение в активный словарь детей имен существительных с обобщающими значениями (фрукты, посуда, транспорт, животные и др.).

Грамматика. Совершенствование умения детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Обучение правильному использованию в речи предлогов (на—с, в — из, по, за, под, между); умению образовывать формы множественного числа имен существительных, употреблять названия детенышей животных в именительном и винительном падежах множественного числа (зайчата—зайчат, медвежата—медвежат). Отработка правильного употребления формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (ложек, яблок, туфель, платьев, мячей). Обучение умению образовывать и использовать в речи имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Знакомство детей с относительными прилагательными: стеклянный, деревянный и др. Употребление в речи приставочных глаголов: пришел—ушел, вошел — вышел и т. п. Обучение детей согласованию слова в предложении в роде, числе и падеже. Помощь детям в составлении и использовании в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Звукопроизношение. На материале звукоподражаний уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных (б, п, м, н, т, д, ф, в, к, г, х). Давать детям образец правильного произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Включение в занятия элементов артикуляционной гимнастики и артикуляционного самомассажа.

Развитие общих речевых навыков. Воспитание у детей правильного физиологического и речевого дыхания, плавности речи, умения модулировать свой голос (говорить громко, тихо и шепотом). Формирование правильного темпа речи, четкости дикции, интонационной выразительности речи.

Связная речь. Обучение детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, пересказу текста из 3-4 предложений, составлению коллективных и дуальных рассказов по картинному, жестовому плану или с опорой на картинку. Развитие у детей творческого подхода при составлении описания своих игрушек, рисунков, поделок и т. п. Обучение детей составлению и отгадыванию загадок-описаний.

Развитие фонематического слуха. Различение и воспроизведение близких по

звучанию звукоподражаний и изолированных звуков. Обучение детей выделению из ряда гласных звуков заданного звука. Определение ударного гласного звука в начале слова (а, у, о, и).

Общая моторика. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей. Закрепление умения ходить и бегать в разном темпе, координируя движения рук и ног. Воспитание умения двигаться в указанном направлении: по одному, парами или группой. Обучение детей играм с мячом: ловить мяч кистями рук, бросать его в определенном направлении. Формирование осознанного отношения детей к соблюдению правил коллективных подвижных игр.

Мелкая моторика. Совершенствование умения выполнять задания по конструированию из набора строительного материала и из природного материала. Развитие подвижности пальцев рук, их точности и координированности в процессе пальчиковых игр, упражнений с выкладыванием из счетных палочек и шнурком. Подготовка руки к письму.

Изодеятельность. Формирование у детей навыка рисовать карандашом (учить правильно держать карандаш) прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, волнообразные линии в различных направлениях, круги. Обучение детей обводить, штриховать, раскрашивать рисунки, не выходя за контур. Формирование навыка рисовать красками (рисование концом кисточки и плашмя), раскрашивать предметы, наносить элементы узора на силуэт. Развитие у детей навыка пользоваться ножницами—вырезать по прямой и закругленной линии. Закрепление приемов работы по аппликации. Обучение приемам лепки из пластилина—учить лепить сначала части, а затем плотно соединять их вместе.

Развитие элементарных математических представлений. Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Обучение детей сравнению количества предметов в разных множествах. Введение в речь математических понятий: «одинаково», «поровну», «больше», «меньше». Обучение детей умению ориентироваться в пространстве и называть местоположение предмета относительно. себя (впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, рядом, около). Формирование представлений о времени (утро, день, вечер, ночь). Обучение детей сравнению предметов по длине, ширине, высоте — введение в словарь детей сравнительной степени имен прилагательных (длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже). Знакомство детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал), обучение узнаванию и называнию этих фигур.

Музыкальное воспитание. Развитие художественного восприятия у детей, умения узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и средства музыкальной выразительности (динамику — громко, тихо; регистр — высокий, низкий; [темп—быстрый, медленный). Формирование навыка движения под музыку, развитие чувства ритма.

Внимание и память. Развитие основных видов внимания и памяти: моторной, зрительной и слуховой на материале разнообразных игр (повторение последовательности движений, умение находить отличие и сходство предметов, узнавать предметы по контуру, различать шепотную речь, узнавать по голосу, выполнять сложные речевые инструкции, подбирать рифмы и т. п.).

Логическое мышление. Обучение детей отгадыванию загадок, а затем самостоятельному составлению описательных загадок, учить находить ассоциации, делать выводы.

Саморегуляция. Формирование произвольных процессов у детей—умение соблюдать правила коллективной игры, развитие выдержки, умения сосредоточиваться, слушать других, не перебивая.

ЗАНЯТИЕ .

В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ. А. БАРТО. СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.ИГРУШКИ.

Цель. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках.

Задачи.

--- знакомим детей с творчеством А. Барто, прививаем детям любовь к литературе;

— расширяем и систематизируем представление о детском саде, прививаем детям

любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам;

— расширяем словарный запас за счет имен существительных (столовая, спальня,

раздевалка, ширина, высота); вводим в словарь детей прилагательные (игровой, умы-

вальный); активизируем глагольный словарь (одеваться, умываться, петь, танцевать,

играть, рисовать) и др.;

— знакомим детей с предлогом «между»;

— совершенствуем звукопроизношение — воспроизводить звукоподражания и изо-

лированные звуки;

— развиваем слуховое внимание и память , запоминать звукоподражания;

— совершенствуем общую моторику — умение изображать различные бытовые

и игровые действия;

— совершенствуем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр;

— развиваем моторную память — умение через некоторое время воспроизвести

самостоятельно пальчиковые позы и движения;

— развиваем слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого;

— развиваем математические навыки—умение считать в пределах пяти;

— развиваем выдержку, умение соблюдать правила игры;

— развиваем логическое мышление—умение отгадывать загадки, узнавать дейст-

вия по характерным движениям.

Оснащение: кукла ; фотографии всех групповых помещений (спальня, столовая, игровая комната, раздевалка, умывальная комната); предметные картинки — игрушки (мяч, шарик, юла, дудочка, барабан и заводная машинка ).

Предварительная работа. Познакомить детей с групповыми помещениями — показать спальню, столовую, игровую комнату, раздевалку, умывальную комнату. Обсудить с детьми, для чего нужны все эти помещения. Сфотографируйте их.

Проверяем, знают ли дети, как зовут по имени и отчеству воспитателей и няню, знают ли они имена друг друга. Для того чтобы малыши лучше запомнили имена своих товарищей, проводим подвижную игру «Каравай».

Описание игры. Скажем детям, что сегодня праздник — именины их группы. Предложим малышам встать в хоровод (сами тоже встаём в хоровод) и поиграем в известную всем игру «Каравай». Предложите детям хором проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения: Каравай, каравай, (дети идут по кругу)

Кого хочешь выбирай! Я люблю вас всех, (дети останавливаются) Ну а Свету больше всех. (имя ребенка называет взрослый) А Сережу...

Света выходит в центр круга, а дети в хороводе продолжают игру снова до тех пор, пока взрослый не назовет следующего ребенка. Тогда Света меняется с ним местом — встает в хоровод, а названный малыш занимает место в центре круга.

Игра повторяется до тех пор, пока не будет названо 5-7 детей по усмотрению педагога.

Ход занятия