logo search
Новиковкая КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬ

7.Итоги занятия, оценка работы детей.

Игры и задания для закрепления материала

Предложить детям сделать для их любимых пап, дедушек и дядей поздравительные открытки к празднику — Дню защитника Отечества. Выдайте детям их работы «Российский флаг» и предложите под флагом России наклеить изображение военного корабля, танка или самолета.

Учи.

Красные погоны, новенький мундир.

По Москве шагает юный командир.

У него походка гордости полна.

День своих защитников празднует страна.

Занятие 20 ПИСЬМО В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

Чему учим детей:

—даем представление о том, что такое почта и для чего она предназначена, как отправляют письмо;

— расширяем словарь за счет имен существительных (почтальон, письмо, конверт,

адрес, газета, журнал, телеграмма, почтовый ящик);

— закрепляем в речи глаголы (летать, ездить, плыть) и соотносим их с соответ¬

ствующими видами транспорта (самолет, поезд и корабль);

—учим отвечать на вопросы полными ответами, уметь вести диалог, рассказывать о последовательности действий при отправлении письма;

—учим согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (красный мячик, разноцветные кубики, нарядная кукла и т. п.);

— развиваем слуховое внимание, умение отгадывать загадки-рифмовки;

— развиваем скорость реакции при выполнении команд к разным видам движе¬

ний;

— развиваем фонематический слух — определять первый звук своего имени;

— учим разным построениям: вставать в круг, в полукруг, сочетать речь с общими

движениями;

— готовим руку к письму — раскрашивать картинки-раскраски цветными каран¬

дашами, не выходя за контур; обводить и писать самостоятельно отдельные печатные

буквы;

— развиваем счетные навыки;

— развиваем логическое мышление — отгадывать загадки, находить выход.из

проблемных ситуаций;

— воспитываем сочувствие к чужой беде и желание помочь сказочным персона¬

жам;

— вызываем у детей желание рисовать и подписывать письмо своим именем.

Оснащение: текст стихотворения С. Я. Маршака «Почта»; мультфильм или аудио¬запись сказки Э.Успенского «Чебурашка»; письмо в конверте; детский красочный журнал; телеграмма; газета; игрушка Чебурашка; пособие «Чебурашка на шарике» рис. 66); шарик, наполненный кислородом; толстая нитка; картинки-раскраски «Игрушки»: мячик, кубики, машинка, юла, матрешка, кукла (рис. 67); цветные карандаши; большой конверт, маленькие конверты; фломастер; почтовый ящик из картонной коробки со словом «Почта» и прорезью для опускания писем.

Предварительная работа. Дайте родителям задание отправить вместе с ребен¬ком письмо его другу или родственникам. Пусть ребенок сделает рисунок и вложит г го в конверт с письмом. (Малыш может подписать рисунок своим именем, обведя большие печатные буквы цветным карандашом по заранее написанному взрослым •бразцу.) Затем взрослый должен на глазах у ребенка написать адрес на конверте ж объяснить малышу, для чего это нужно: «Чтобы почтальон знал, в какой город, на какую улицу, в какой дом и квартиру доставить это письмо». Ребенку под руководс¬твом взрослого следует побывать на почте и опустить письмо в почтовый ящик.

Попросите родителей показать ребенку другой почтовый ящик, который находится • их доме. Взрослым рекомендуется вместе с малышом открыть свой почтовый ящик ж достать оттуда корреспонденцию: газеты, журналы, письма, открытки.

119

Прочитайте детям стихотворение С.Я.Маршака «Почта», рассмотрите вместе с ними иллюстрации к стихотворению.

Напомните детям, что у каждого в доме есть волшебный ящик:

Сделан он из жести, А лежат в нем вести. Ключик маленький возьми, Ящик этот отопри.

Что это такое?

и

(Почтовый ящик)

Попросите детей отгадать, что же это за вести. По мере того как дети будут отга¬дывать загадки, выкладывайте на стол соответствующие предметы: газету, письмо, журнал и телеграмму.

Лист бумаги по утрам Опускают в ящик к нам. На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета)

Один раз в месяц по утрам Его положат в ящик к нам. Толстый, яркий — я так рад, Смотрю картинки все подряд.

(Журнал)

Листок простой бумаги — В конверте он лежит. Без крыльев, а летает, Без рта, а говорит.

(Письмо)

Получите срочно весть: «Прилетаю ровно шесть». Рядом подпись— «мама». Это—теле... {грамма).

Уточните у детей:

Кто все вести носит в дом? Ну, конечно,... (почтальон).

Предложите детям посмотреть мультфильм или послушать аудиозапись сказки Э. Успенского «Чебурашка».

Ход занятия

1. Знакомство с почтальоном.

Создайте организационный момент. Для этого попросите детей: «Встаньте ря¬дышком друг с другом, словно месяц,— полукругом». Прочитайте детям строки С.Я.Маршака:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский... (почтальон).

Спросите детей: «Что приносит к нам в дом почтальон?» Выслушайте ответы детей. (Письма, журналы, телеграммы, газеты.) Похвалите детей за правильные ответы и попросите сесть на стульчики, стоящие около стола.

2. Телеграмма от Чебурашки.

Скажите детям, что как раз сегодня почтальон принес в детский сад телеграмму. Покажите малышам телеграмму и прочитайте ее вслух: «Город ..., улица..., детский

120

сад. Ребятам. Прилетаю. Встречайте». Продолжите: «А от кого телеграмма, не нали¬зано. Интересно кто бы это мог быть?»

В качестве сюрпризного момента покажите детям «фокус»—потяните за нитку и высвободите заранее спрятанный за шторой воздушный шарик, наду¬тый гелием. К шарику привязан Чебурашка (игрушка или вырезанный из кар¬тона— рис. 66).

3. Разговор с Чебурашкой.

Начните диалог с детьми от имени Чебурашки.

Чебурашка. Вот я и долетел. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй!

Чебурашка. Вы меня узнали?

Дети. Да.

Чебурашка. Кто я?

Дети. Чебурашка.

Чебурашка. Вы получили мою телеграмму?

Дети. Получили.

Педагог (своим голосом). Да, Чебурашка, получили, но ты забыл подписать свою -елеграмму и мы не знали, от кого она.

Чебурашка. Ай-ай-ай, какой я забывчивый! Теперь я всегда буду подписываться. Ребята, я очень рад вас видеть. А ведь я прилетел к вам за помощью. В сказочном ороде беда—пропали все игрушки. Наверное, их спрятала старуха Шапокляк. Ре-5лта, нарисуйте, пожалуйста, для нас новые игрушки.

4. Рисуем игрушки.

Выдайте детям рисунки-раскраски с изображением игрушек и цветные каран-ianra. Попросите малышей раскрасить для друзей Чебурашки игрушки: мячики, -убики, машинки, юлу, матрешку, куклу (рис. 67). Обратите внимание детей, что : аскрашивать надо аккуратно, не выходя за контур рисунка.

Когда работа будет закончена, попросите детей показать Чебурашке свои рабо¬ты и назвать, что они ему подарят, например: «Я подарю Чебурашке красный мячик. \ я подарю Чебурашке разноцветные кубики». (Если ребенок не говорит, какого ^вета игрушка, задайте ему соответствующий вопрос.)

Чебурашка благодарит детей за подарки и удивляется, что их так много. Чебу¬рашка просит детей сосчитать, сколько всего игрушек они раскрасили. Чебурашка обещает передать все подарки своим друзьям. Но чтобы друзья знали, от кого эти гэдарки, Чебурашка просит ребят подписать свои рисунки, хотя бы первой буквой своего имени. Дети называют свои имена, определяют в них первый звук и пишут -л уголке рисунка соответствующую букву. Если кто-то из детей затрудняется при жшолнении задания, помогите ему определить первый звук своего имени и напиши--е простым карандашом эту букву для того, чтобы малыш мог ее обвести цветным —рв идиш им

5. Очень большое письмо.

Когда рисунки будут подписаны, дайте детям большой конверт и попросите их дожить в него свои работы. Дети по очереди аккуратно кладут*свои рисунки в кон-жрт.

Чебурашка доволен, хочет взять конверт, но у него не получается. Конверт

годарками оказался слишком большим и тяжелым. У Чебурашки не хватает сил

хержать его. Как же быть? Чебурашка расстроен. Он спрашивает у детей: «Как же

-править эти подарки в сказочную страну?» (Дайте детям время самим подумать

m эту тему. Если дети не выскажут мысль о том, что подарки надо отправить по

121

почте, то предложите это сами.) Спросите детей, что для этого нужно сделать (Сначала написать адрес на конверте.)

Возьмите фломастер и, вслух произнося слова, напишите на конверте адрес: «Ска¬зочная страна, город игрушек, Волшебная улица, дом 5, Чебурашке и его друзьям» Спросите детей: «А подписать письмо надо?» Получив от малышей утвердительный ответ, спросите их: «В каком городе мы живем?» Затем произносите вслух и одно¬временно пишите обратный адрес: «Город ..., улица ..., детский сад ... Ребята».

Спросите у малышей, что дальше надо делать с письмом. (Отнести письмо на почту опустить в почтовый ящик.)

6. Загадки Чебурашки.

Обращаясь к Чебурашке, спросите: «Чебурашка, ты прилетел к нам из Сказочной страны на воздушном шарике. А на каком виде транспорта наше письмо поедет в Ска зочную страну?» Чебурашка отвечает: «Сначала почту повезут ... отгадайте, на чем:

Железные избушки • Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, Везет всех за собой ».

Дети отгадывают: «Поезд». Скажите: «Правильно. Так на чем же поедет наше письмо?» Малыши отвечают: «На поезде». Скажите детям: «Вот так!» —и покажите движение руками (вращать сжатыми в кулаки руками перед собой, изображая, как крутятся колеса поезда. Одновременно с движением произносите звукоподражание «чух-чух-чух».

Чебурашка продолжает: «А потом письма положат в...

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет Что такое?» (Самолет)

Дети отгадывают: «Самолет». Скажите: «Правильно. На чем же полетит наше письмо?» Малыши отвечают: «На самолете». Скажите детям: «Вот так!» —и пока¬жите движение руками (разведите руки в стороны, изображая крылья самолета). Одновременно произносите звукоподражание [у-у-у].

Чебурашка продолжает загадывать загадки: «Потом наше письмо отправится в путь еще на одном виде транспорта.

Через море-океан

Быстро груз доставит вам».

(Корабль)

Дети отгадывают: «Корабль». Скажите: «Правильно. И на чем же поплывет наше письмо?» Малыши отвечают: «На корабле.» Скажите им: «Вот так!» —и покажите движение руками. (Вытяните вперед согнутые в локтях руки, соедините ладони кончиками пальцев, изображая нос корабля. Одновременно произносите звукопод¬ражание [ту-ту, ту-ту].)

7. Полетит, поедет, поплывет.

Предложите детям провести подвижную игру «Полетит, поедет, поплывет». Для этого попросите малышей встать в круг друг за другом. (Сами вместе с Чебурашкой займите место в центре круга.) Попросите детей внимательно слушать команды Че¬бурашки.

122

Когда прозвучит команда: «Письмо едет», малышам надо идти по кругу и с помо¬щью рук и звукоподражаний изображать поезд.

Когда прозвучит следующая команда: «Письмо летит», надо продолжать идти по кругу, но с помощью рук и звукоподражаний изображать уже не поезд, а самолет.

Когда прозвучит команда: «Письмо плывет», дети идут по кругу и с помощью рук и звукоподражаний изображают корабль.

Меняйте команды сначала через 15 секунд, затем ускорьте темп подачи команд до 7 секунд.

8. Счастливого пути, Чебурашка!

Похвалите детей от имени Чебурашки. Скажите малышам, что ему пора в обрат¬ный путь, дома его ждут друзья. Вместе с детьми пожелайте Чебурашке счастливого пути. Скажите малышам от имени игрушки: «До свидания!» —и унесите Чебурашку на воздушном шарике за дверь, как будто он улетел.

9. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.

Игры и задания для закрепления материала

Повесьте в игровой комнате картонную коробку с надписью «Почта» и прорезью. Скажите детям, что в вашей группе тоже появился почтовый ящик и в него можно опускать письма с рисунками для друзей, а может быть, даже для сказочных героев или добрых волшебников. Напомните малышам, что письмо-рисунок надо подписать своим именем, вложить в конверт, а на конверте написать адрес. Детям, захотев¬шим отправить письмо, дайте конверты и предложите свою помощь при написании адреса.

ЗАНЯТИЕ. МАМИН ДЕНЬ.

Цель. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых.

Коррекционные задачи.

—закрепляем в памяти названия весенних месяцев;

—даем представление о празднике 8 Марта;

—заучиваем, как зовут по имени и отчеству маму и кем она работает;

—расширяем словарь за счет словосочетаний (женский день; 8 Марта);

—закрепляем в словаре имена прилагательные (весенний, ласковый, нежный, заботливый);

—учим изменять по падежам слово «мама»;

—учим отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ о своей маме;

—закрепляем знание названий основных женских профессий;

—вводим в речь словосочетания (лечить больных, готовить еду, учить детей, про¬

давать товары, разносить почту, шить одежду);

—стимулируем детей разучивать стихи и декламировать их;

—развиваем зрительное и слуховое внимание—распределять внимание;

—развиваем чувство музыкального ритма — умение двигаться под ритмичные удары бубна;

—совершенствуем общую и мелкую моторику;

—развиваем у детей умение выполнять построения — строиться в шеренгу, вста-зать по кругу;

—обучаем обводке карандашом по намеченной линии;

—закрепляем навыки работы с аппликацией;

—воспитываем уважение к домашнему труду, желание помогать маме и бабушке

пo хозяйству.

Оснащение: фотографии мам всех детей; игрушечный микрофон; бубен; лото «Женские профессии» (врач, повар, учитель, продавец, почтальон, швея) или заготовки для открыток: листы бумаги для рисования (по количеству детей), желтая папиросная бумага; клей; кисточки для клея; цветные карандаши.

Предварительная работа. Сказать детям, что наступила весна, а самый первый весенний месяц — март, он начинается с женского праздника—8 Марта. В этот весенний праздничный день мы будем поздравлять наших мам, бабушек и сестренок—дарить им цветы и подарки.

Предложите детям порадовать в этот день своих любимых мам и бабушек. Для этого разучить стихи.

Мамин день.

Вот подснежник на поляне, я его нашел.

Отнесу подснежник маме, хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник от ее тепла.

Г. Виеру

Мамин день.

Все хожу, все думаю, смотрю: «Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет? — Нет!

Вот тебе, родная, в твой денек аленький цветочек—огонек .

Мама.

Мама! так тебя люблю,

Что не знаю прямо! Я большому кораблю дам названье «МАМА».

(Я.Аким)

Попросить детей принести из дома фотографии своих мам и подготовить рассказ на тему «Моя мама» по плану:

Как зовут твою маму? (Называть по имени и по отчеству.)

Кем работает твоя мама? (Название профессии.)

Что мама делает на работе?

Что мама делает дома?

Как ты помогаешь маме по дому?

Ход занятия.