8.Итоги занятия, оценка работы детей.
Задания для закрепления материала.
Предложить детям выполнить аппликацию на тему «Луговой цветок». А какой именно цветок, дети узнают, отгадав загадку:
Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца этого лучи. (Ромашка)
Покажите детям, в какой последовательности нужно наклеить лепестки ромашки на листок зеленой бумаги. Спросите, какие геометрические фигуры напоминают им желтая серединка цветка (круг) и ее белые лепестки (овалы).
186
После этого дайте детям заготовки для аппликации, клей и кисточки. В про¬цессе наклеивания лепестков ромашки просите детей считать и называть их ко¬личество.
ЗАНЯТИЕ. ЧЕЙ ДОМ ПОД ЛИСТОМ?
Цель. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.
Коррекционные задачи.
—даем представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе
и вреде;
—закладываем основы экологического воспитания;
—активизируем наблюдательность;
—расширяем словарь за счет имен существительных (насекомое, муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук, улей, нектар, мед, муравейник, санитар); имен прилагательных (беззащитный, полезный, вредный, жесткий, нежный, острый, гибкий, нарядный); глаголов (жужжать, пищать, стрекотать, шелестеть);
—закрепляем в речи имена существительные, обозначающие части тела насекомых
(голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, крылья);
—учим находить и называть соответствующие части тела у разных видов насекомых;
—закрепляем в речи глаголы (прыгать, ползать, летать, плести, ловить, питаться);
—развиваем дыхание — длительный направленный выдох;
—развиваем звукопроизношение — произносить изолированные звуки: [с], [з],
[ц], [ш], [ж];
—учим образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; множественное число имен существительных;
—закрепляем в речи предлоги «к», и «под»;
—учим давать на вопросы полные ответы; выбирать среди знакомых насекомых самого трудолюбивого, полезного, вредного, красивого и обосновывать свой выбор;
—развиваем слуховое внимание — умение подбирать рифмы;
—развиваем фонематический слух — различать близкие звуки: [с] — [з] — [ц],
[ш] —[ж];
—учим распределять внимание;
—формируем быстроту реакции;
—развиваем общую моторику — умение строиться в шеренгу, вставать в круг;
—развиваем пальчиковую моторику — умение быстро переключаться с одного
движения на другое;
—учим сочетать речь с мелкими движениями;
—закрепляем умение проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя
по порядку цифры от 1 до 5;
—развиваем счетные навыки (счет в пределах восьми), закрепляем знание цифр от 1 до 5;
—развиваем логическое мышление — отгадывать загадки.
Оснащение: предметные картинки «Насекомые» муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук; листы с графическими заданиями «Проведи дорогу к дому» (муравья—к муравейнику, бабочку — под цветок ромашки, пчелу — к улью, жука—под лист лопуха, паука — к паутине под кустом, кузнечика—под листок ); простые карандаши по количеству детей; заготовки из цветной бумаги для вырезания бабочек, ножницы с закругленными концами по количеству детей; сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха».
Предварительная работа. На прогулке понаблюдайте вместе с детьми за насекомыми: муравьями, жуками, бабочками, пчелами. Расскажите, что всю долгую зиму насекомые спали в укромных местах или прятались в своих домах—ульях, муравейниках. Теперь, когда пришла весна и стало тепло, все они вышли из своих укрытий.
После прогулки покажите детям картинки «Насекомые» и расскажите о каждом из них.
Муравьи — маленькие, но очень трудолюбивые насекомые. Живут муравьи большой и дружной семьей. Они строят дом из травинок, маленьких веточек, еловых и сосновых иголок. Этот дом называется муравейником. В одном муравейнике живет очень много муравьев. Живут они дружно, но выполняют разную работу: одни добывают пищу, другие охраняют муравейник, третьи выращивают малышей. Муравьев называют санитарами леса, так как они очищают лес от природного мусора.
Пчелы так же, как муравьи, живут большими семьями. Каждый день с утра до вечера они собирают с цветов нектар и носят его в свое жилище. Нектар пчелы перерабатывают в мед, которым кормят своих малышей и сами питаются всю долгую зиму. Ради вкусного и полезного меда люди специально разводят пчел, строят для них дома—ульи, подкармливают, заботятся. А в конце лета люди забирают у пчел из ульев часть их медового запаса.
Жуков очень много, и все они очень разные. Есть среди них большие и красивые, такие как майский жук, а есть совсем маленькие. Есть вредные, которые грызут фрукты, овощи и даже деревья, и, наоборот, полезные, которые борются с этими вредителями. Многие жуки могут летать. Под жестким панцирем у них спрятаны тонкие, нежные крылышки. Но бывают и такие жуки, которые летать не умеют, а только ползают по земле или растениям.
Бабочки — очень нарядные насекомые. У них большие яркие крылышки, бабочки порхают от цветка к цветку. Бабочки пьют сладкий цветочный нектар, который достают из цветков своим длинным гибким хоботком.
Стрекоза — большое летающее насекомое. Тело стрекозы напоминает вертолет. У нее длинное тонкое брюшко, а на спине большие узкие крылья. У стрекозы огромные глаза, которыми она смотрит одновременно во всех направлениях. Живут стрекозы чаще у воды, где и выводят свое потомство. Стрекозы охотятся на других насекомых, ловя их в полете.
Муха — очень вредное летающее насекомое. На своих лапках она может переносить опасные болезни. Если муха сядет на хлеб или какую-то другую еду, то оставит на ней грязь. Тот, кто потом съест этот хлеб, может заболеть. Чтобы не заразиться, пищу надо закрывать, а руки почаще мыть.
Комар—маленький, но тоже вредный. Он пьет кровь людей и животных, протыкая кожу своим острым хоботком. Голодный комар пищит тонким голоском: «З-з-з...» и настойчиво старается укусить свою жертву.
Кузнечик всю свою жизнь проводит на лугу среди травы. Трава для него как для нас густой дремучий лес, и, чтобы быстро передвигаться в ней, кузнечик приспособился прыгать. Его большие задние лапки работают, как пружинки, подкидывая кузнечика высоко вверх. Подпрыгнув, кузнечик расправляет крылышки и, таким образом, удлиняет свой прыжок. Питается кузнечик растениями и другими насекомыми. Песня у кузнечика громкая, но «поет» ее он не голосом, а необычными ножками, потирая их о бока тела.
Паук — родственник насекомых. Он отличается от них тем, что лапок у него не 6, как у всех насекомых, а 8. Паук плетет из тонких клейких нитей паутину в виде сети. В эту сеть он ловит мух и комаров, которыми и питается.
Покажите и назовите детям разные части тела насекомых на примере муравья, майского жука и бабочки.
У муравья есть голова с усиками, грудь, брюшко и три пары лапок. (Сколько усиков у муравья? Сколько лапок? Посчитай!)
У майского жука (его назвали так потому, что чаще всего его можно увидеть именно в мае) есть те же части тела, но выглядят они иначе, чем муравей. Кроме того, у жука под толстым панцирем на спине спрятаны тонкие, нежные крылышки, с помощью которых жук летает. (Сколько усов у майского жука? Сколько лапок? Сколько крыльев у жука?)
У бабочки тоже есть голова, грудь, брюшко, усики и три пары лапок, а также большие яркие крылышки и хоботок, которым она пьет цветочный нектар. Сколько крылышек у бабочки? (Два больших и два маленьких — всего четыре крылышка.)
Скажите, что бабочки, кузнечики, муравьи — маленькие и беззащитные, поэтому не надо их ловить и обижать. Прочитайте детям стихотворение «Мотылек»:
—Расскажи, мотылек, Ароматы цветов —
Чем живешь ты, дружок? Вот вся пища моя!
Как тебе не устать Но короток мой век —
День-деньской все порхать? Он не долее дня;
— Я живу средь лугов, Будь же добр, человек,
В блеске летнего дня; И не трогай меня!
Загадайте детям загадки о насекомых:
С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу. (Пчела)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк. (Паук)
Ходит ходок через потолок, всем надоедает, над едой летает. (Муха)
В лесу у пня суета, беготня — народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)
Не зверь, не птица — нос, как спица. Летит — пищит, сядет — молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар)
Повторите с детьми цифры от 1 до 5.(1комар – 5 комаров).
Ход занятия.
- Содержание
- 1.Знакомство с новой куклой.
- 2. Покажем и расскажем.
- 3. Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем.
- 4. Наши игрушки.
- 5. В нашем детском саду.
- 6. Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Послушаем и отгадаем.
- 2. Времена года.
- 3. Расскажем об осени.
- 4. Расскажем и покажем.
- 5. Звуки осени.
- 7. Сосчитаем листочки.
- 8. Итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 4 в гостях у чиполлино
- Занятие 5 в саду у вишенки
- Занятие 6 в гостях у лесовичка
- Едем за город.
- 3. Узнаем и назовем ягоды.
- 4. Соберем грибы.
- 5. Звуки леса.
- 6. Едем домой.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 7 поможем маше-растеряше
- 1. Слушаем внимательно.
- 2. Маша-растеряша.
- 3. Все отыщем, все найдем.
- 4. Одеваем Машу.
- 6. Разложим вещи по местам.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 8 новоселье у матрешек
- 1. Вспомним и назовем.
- 2. Две сестренки—две матрешки.
- 3. Наши пальчики покажут.
- 4. Подвижная игра с мячом.
- 5. Из чего сделана мебель.
- 6. Выкладываем из палочек.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 9 веселое чаепитие
- 1. Вспоминаем сказку.
- 2. Моем посуду.
- 3. Собираем чайник.
- 4. Игра «Веселое чаепитие».
- Мы на стол поставим...
- 6. Столовые приборы.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 10 зимняя картина
- 1. Отгадай.
- 2. Времена года.
- 3. Расскажем о зиме.
- 4. «Зимние» вопросы.
- 5. Снегопад.
- 6. Зимние звуки.
- Занятие 11 весело зимой
- 1. Слушаем внимательно.
- 2. Весело зимой.
- 3. «Зимние» слова.
- 4. Играем в снежки.
- 5. Найдем отличия.
- 6. Подберем рифму.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- Занятие 12 скоро праздник—новый год
- 2. Праздник.
- 4. Хоровод.
- 5. Новогодние стихи.
- 6. Подарки.
- Занятие 13 у кормушки
- 1. Стайка.
- 2. Корм для птиц.
- 3. Птички прилетели.
- 4. Стайка, полетай-ка!
- 6. Следы на снегу.
- 7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
- 1.В путь.
- 2.Деревня Коровкино.
- 3. Угощенье.
- 4. По хозяйству помогаем.
- 6. Поручения.
- 8.Подарки.
- 9.Подведение итогов занятия, оценка работы детей.
- 1. Перышко, лети!
- 2.На птичьем дворе.
- 3.Загадки.
- 4. Птичий хор.
- 5.Узнаем по голосу.
- 6.Расскажем и покажем.
- 7.Итоги.
- 1.Мы знаем много названий диких животных.
- 2.Волшебный телевизор.
- 3.Один и много.
- 5.Звериный хоровод.
- 6.Описываем животное.
- 7.Лесные песенки.
- 8.Итоги. Оценка работы детей.
- 1.Утро в городе.
- 2.Подбираем рифму.
- 3.Правила дорожного движения.
- 4.Светофор.
- 5.Посчитаем.
- 6.В гараже.
- 7.Чего не хватает?
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Самолеты полетели.
- 2.Военные профессии.
- 3.Выкладываем из счетных палочек.
- 4.Военный парад.
- 5.Военные учения.
- 6.Мирные профессии.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Отвечаем на вопросы.
- 2.Самые лучшие слова.
- 3.Мамин праздник.
- 4.Расскажи о маме.
- 5.Маме помогаем.
- 6. Мамина профессия.
- 7. Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.В магазине вы бывали? Что же вы там покупали?
- 2.« Детский мир ».
- 3.Мы внимательные!
- 4.Загадки.
- 5.Что купили—мы не скажем, что купили—мы покажем.
- 6.Путаница.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Что за месяц — кто узнает?
- 2. Расскажем и покажем.
- 3.Солнышко.
- 4.Назовем ласково.
- 5.Подвижная игра «Ручеек».
- 6.Подснежники.
- 7.Расскажем о весне.
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Весна в лесу.
- 2.Отгадаем и расскажем.
- 3. Где же детки?
- 6.Узнаем маму.
- 7.Мамы и дети.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Мы видели в зоопарке...
- 2.Подберем рифму.
- 3. Узнаем и покажем.
- 5.Звериная зарядка.
- 6. Сравним.
- 7.Кто понравился?
- 1.Пруд на окошке.
- 2.Рыбка прячется.
- 3.Заселяем аквариум.
- 4. Рыбки плавают, ныряют.
- 5. Сколько рыбок?
- 6.Волшебные пальчики.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Мы знаем много названий комнатных растений.
- 2.Чего не стало?
- 3.Росток—цветок.
- 4.Игра с мячом «Наоборот».
- 5.Цветок и цветочек.
- 6.Сад на подоконнике.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Отвечаем на вопрос.
- 2.Грачи летят.
- 3.Птицы и птички.
- 4. У скворечника.
- 5. Подвижная игра «Стайка».
- 6. Птенчики.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1. Признаки весны.
- 2. Весенние картинки.
- 3.Солнечная фраза.
- 4.Покажем весну.
- 5. Какой, какая, какое?
- 6. Дела весенние.
- 7.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.На лугу.
- 2.Фея цветов.
- 3.Волшебные загадки.
- 4. На волшебном лугу.
- 5.Танец цветов.
- 6.Посмотрим и вспомним.
- 7.Прощание с феей цветов.
- 8.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.Мы знаем...
- 2.Самый, самый...
- 3.Расскажем и покажем.
- 5. Кто как передвигается?
- 6. Подберем рифму.
- 7.Выходите—дождь прошел!
- 8.Сколько их?
- 9.Итоги занятия, оценка работы детей.
- 1.В путь!
- 2.Летние забавы.
- 3.Какой, какая, какое?
- 4.Покажем и расскажем.
- 6.Гроза.
- 7.Итоги. Оценка работы детей.
- Содержание