7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
Теория. Обеспечение безопасности в туристском походе. Опасности на маршруте. Три основных правила безопасности: 1. Предвидеть опасность; 2. По возможности избегать ее; 3. При необходимости грамотно действовать. Правила выживания группы в походе. Правило первое: Мы никуда не спешим. Следствие №1. Не жалеем времени на подгонку рюкзаков и снаряжения. Следствие №2. Не жалеем времени на ориентирование, в ключевых точках не выходим на тропу, пока не проверим все версии и не убедимся, что сомнений в правильности выбора не осталось. Следствие №3. Не нарушаем режим питания. Следствие №4. Лучше значительно раньше запланированного времени остановиться на ночлег в хорошем месте, чем прийти в темноту, в «населенку» или туда, где нет дров или воды. Правило второе: Мы никуда не спешим, но все делаем вовремя. Следствие №1. Необходимо ответственно подходить к планированию ходового дня, назначать реальные сроки подъема, завтрака, выхода и постепенно добиваться, чтобы группа научилась укладываться в эти сроки. Следствие №2. В соответствии с правилом «мы никуда не спешим» не стремитесь выйти вовремя любой ценой, но каждый раз старайтесь улучшить ситуацию. Правило третье: Здоровье члена группы - достояние и ответственность всей группы. Следствие №1. Руководитель вправе и должен постоянно наблюдать за тем, как ребята переносят нагрузки, и оперативно реагировать на ситуацию. Следствие №2. Здоровье руководителя - достояние всей группы вдвойне! Следствие №3. Постепенно наращивайте нагрузки. Следствие №4. Активно добивайтесь, чтобы дети привыкли не пить воду на маршруте и не есть все, что подвернется по ходу. Правило четвертое: Разрывать, делить группу - нельзя! Следствие №1. Не допускайте, чтобы на маршруте группа растягивалась: одни убегали вперед, а другие отставали. Следствие №2. К разведке надо относиться крайне осторожно. Следствие №3. Выбор направляющего и замыкающего имеет огромное значение. Правило пятое: Избегайте населенных пунктов. Следствие №1. Если нельзя обойти селение, каждый раз перед тем, как войти в него, инструктируйте детей. Следствие №2. Если вы вынуждены остановиться вблизи селения на ночлег ~ утройте бдительность. Ночью организуйте дежурство по лагерю. Правило шестое: Украшения опасны. Создание и поддержание морально-психологического тонуса группы. ЗАЩИТА ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ. Защита от насекомых. БЕРЕГИТЕСЬ КЛЕЩЕЙ! Укусы пчел, ос, шершней. Пользование репеллентами. Укусы змей. Что такое – экстремальная ситуация и причины её возникновения. ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. Вынужденное автономное существование — это ситуация, в которую человек или группа людей попадают против своей воли, неожиданно. Самая распространенная причина попадания в ситуацию вынужденного автономного существования — потеря ориентировки. Вторая возможная причина — самовольный выход с места привала без предупреждения руководителя или кого-то из членов группы. Третья причина —разделение группы на части, следующие до пункта сбора по разным маршрутам. Первоочередные действия при потере ориентировки. ОЦЕНКА РАССТОЯНИЯ ДО ИСТОЧНИКА ЗВУКА. ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОТЕРЕ ОРИЕНТИРОВКИ. Не уходить с тропы, по которой шла группа. При возможности разведите костер (вот почему каждому члену группы надо иметь хорошо упакованный, защищенный от влаги коробок спичек), постройте временное укрытие. Приготовьтесь некоторое время провести в одиночестве. Как предупредить ситуацию вынужденного автономного существования? Уходя из населенного пункта, постарайтесь определить направление дорог, идущих от него. На какое бы короткое время вы ни уходили в лес, возьмите с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнем!). Ориентирование по местным предметам, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА. Определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов. Определение сторон горизонта и по Луне. Некоторые приметы для ориентирования (не всегда соответствующие действительности). При ориентировании по местным приметам нельзя делать вывод о направлении сторон света по одному—двум признакам. Как сохранять направление движения в лесу, не имея компаса, двигаясь без дорог и троп. Сооружение укрытия В СИТУАЦИИ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. В теплое время года, если имеется полиэтиленовая пленка или какая-либо ткань, можно довольно быстро соорудить навес, который защитит не только от палящего солнца и дождя, но и будет пригоден для организации ночлега. Вывороченное с корнем дерево (лучше ель) можно использовать как основу для шалаша. Во всех вариантах строительства для отвода стекающей дождевой воды у основания сооружения надо прокопать водоотводящую канавку. При отсутствии спального мешка и теплоизоляционного коврика подстилкой может служить сухая трава, ветви, еловый лапник. ВРЕМЕННОЕ УБЕЖИЩЕ. При отсутствии искусственного строительного материала (полиэтилена, ткани) проще всего в таежной и горно-таежной местности укрыться от непогоды под кроной густого дерева. Гамак. УБЕЖИЩЕ ДЛЯ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ. Строительство для первого ночлега любого простейшего укрытия. Выбор места для убежища. Рядом с УБЕЖИЩЕМ должен быть достаточный запас как сухих дров, так и топлива, способного дать при горении много дыма. Устройство ДОЛГОВРЕМЕННЫХ укрытий в тайге и густолесье. ДВУСКАТНЫЙ ШАЛАШ. ЗЕМЛЯНКА-ЯМА. Примитивная посуда. Подача сигналов бедствия. Использование специального снаряжения. Сигналы бедствия, подаваемые флагом, зеркалом, костром. Знаки международной кодовой таблицы сигналов бедствия. Источники питания в дикой природе. Неприкосновенный аварийный запас. Требование к количеству и качеству НЗ. Очень важно, поддерживая себя в рабочем состоянии с помощью продуктового НЗ, как можно быстрее обеспечиться питанием на месте. Источники питания в дикой природе. Съедобные дикорастущие растения. Пищевые растения нашей северной флоры по тем полезным веществам, которые они содержат, а также по способу их использования можно разделить на ряд групп: 1. Крахмалоносные растения. 2. Овощные и салатные растения. 3. Ягодные и другие сочноплодные растения. 4. Пряновкусовые и напиточные растения. 5. Масличные растения. В общей сложности на территории Коми по подсчетам ученых произрастает около 150 видов растений, которые в своих органах накапливают полезные для человека вещества и в том или другом виде могут употребляться для пищевых (продовольственных) целей. Дикорастущие съедобные растения. Бедренец – камнеломка. Белокрыльник болотный. Береза повислая, или бородавчатая. Береза пушистая. Борщевик сибирский. Горец птичий, или спорыш. Горошек мышиный. Дудник лесной. Ель сибирская. Звездчатка средняя, или мокрица. Калужница болотная. Кипрей узколистный, иван-чай узколистный. Колокольчик сборный и другие виды колокольчиков. Крапива двудомная. Кубышка желтая. Кувшинка белая. Очиток пурпуровый. Рогоз узколистный и рогоз широколистный. Сныть обыкновенная. Стрелолист обыкновенный. Сусак зонтичный. Тростник обыкновенный. Правила сбора полезных растений. ДРУГИЕ ВИДЫ СОБИРАТЕЛЬСТВА. Рыбалка и рыболовные снасти. Примитивная удочка. Наживка. другие орудия для ловли рыбы. Донка-закидушка. Жерлица. Ужение с помощью «кораблика» («водного змея»). Случай, когда у рыболова не нашлось ни сетей, ни лески, ни крючков, ни материалов, из которых их можно изготовить. Нетрадиционные продукты питания. Съедобными считаются практически все пресноводные моллюски. Но особую пищевую ценность представляют из себя беззубки, дрейссены, жемчужницы, перловицы и некоторые другие. Всех водных и ползающих по берегу улиток, а также слизней надо употреблять в пищу только свежими. Дождевые черви как продукт питания. Насекомые. Наиболее ценными в пищевом отношении принято считать муравьев и их южных собратьев термитов, кузнечиков, саранчу, сверчков, некоторые виды жуков, медовых пчел, водных насекомых. Пчелы, осы, шершни и другие представители рода пчелиных, равно как их куколки и личинки, съедобны. У всех змей и ящериц в летне-осеннее время в брюшной полости откладываются запасы жира в виде лентообразных и круглых образований, которые можно использовать для жарки пищи. В пищу у лягушек обычно используются только мясистые задние лапки. Небесполезны в пищевом отношении мыши и другие мелкие норные грызуны. Можно употреблять в пищу крыс. ДОБЫЧА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. Приемы ловли рыбы. Ужение в отвес. Ужение в подкидку, ужение в проводку, ужение нахлыстом и пр. Несколько простейших правил при ловле удочкой. Место и время ловли. Самые уловистые места. В озерах лучше всего ловить рыбу в «окнах» чистой воды. Наилучшее время для рыбной ловли. Зимняя рыбалка. Поиск наживки зимой. Охота и охотничьи снасти. Самоловные орудия. Несколько общих правил устройства самоловных орудий. Силки. Силки, установленные возле норы животного, охотники называют норными петлями. Силки, установленные поперек звериной тропы,— соответственно тропными петлями. Заячий силок. Петли для ловли белой куропатки, некоторых других птиц и мелких животных. Засеки, которыми обычно ловят глухарей или мелкую дичь. Жердки, которыми добывают обычно белку, рябчиков и некоторых других птиц. Пружки (самоловы). Западни (давилки). Ловчие ямы. Приготовление пищи в аварийных условиях. Мясо многих обитающих на Крайнем Севере животных и арктических рыб изобилует трихинами, поэтому его следует обязательно проваривать. Жарка в шкуре. Жарка в глине. Шашлыки. Жарка с помощью камней. Тушение в примитивной «духовке». Ханги. Сооружение ханги. Уха любительская. Рыба на вертеле. Простейшее консервирование. Варено-копченая рыба. Импровизированная коптильная печь для рыбы. Костер для копчения. Продолжительность копчения. Копчение мяса. Костёр для холодного копчения. Очень долго могут храниться птичьи яйца, если их обмазать каким-нибудь животным жиром или вазелином, чтобы закрыть на скорлупе микроскопические поры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (1,5 часа). Учащиеся находят в литературе и практически готовят салаты, первые и вторые блюда вегетерианской кухни, а так же - напитки из дикорастущих растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Учащиеся выполняют практические задания по отработке способов добычи животной пищи. Всю практическую часть можно выполнить в форме игры или соревнования между обучающимися по форме, принятой на Слёте юных экологов (номинация «Юные робинзоны»). Для этого заранее должна быть оборудована тренировочная площадка. Практическое задание №1. «Коварный удар». Двое учащихся крадущейся походкой, с дубинкой, взятой наизготовку, должны преодолеть 10 метров «путанки» из синтетических нитей и нанести удар по металлическому штырю, символизирующему объект охоты. Оценивается точность и сила удара, которая измеряется в см. (из 40 см – высота отметки штыря от земли, постоянная, выверяется при установке снаряда, - вычитают высоту отметки штыря от земли после удара). Нити натянуты на высоте 30-40 см над поверхностью дорожки. К нитям привязаны колокольчики. Каждый звоночек – штраф, минус 1 см. Промах защитывается за удар. Повторение не допускается. Практическое задание №2. «Собери удочку». Двое учащихся соревнуются в скоростной сборке простейшей удочки. Оборудование: стол, суррогаты удилища, лески, поплавка, грузила, крючка. Задача: подобрать компоненты и правильно собрать удочку. Найти и насадить наживку и испытать в воде. Практическое задание №3. «Сбей птицу». Двое учащихся соревнуются в умении попасть в цель камнем. В качестве цели применяются резиновые или мягкие игрушки. Игровое поле представляет собой 10-метровый кон в одну дорожку, на одном конце которого устанавливаются три подставки (на которых размещают игрушки), на другом конце – стартовые позиции. Их пять: начальная (10 м от цели), вторая (9 м от цели), третья (8 м от цели), четвёртая (7 м от цели), пятая (6 м от цели). Возле начальной позиции находится куча камней разной формы и веса. Задача: необходимо выбрать три камня «по руке» и сбить ими цели, метая камни с любой (самостоятельно выбранной) стартовой позиции. Количество очков за каждую сбитую цель равно количеству метров от выбранной стартовой позиции до цели. Во время метания камней можно менять стартовые позиции. Практическое задание №4. «Стрелы Робина Гуда». Двое учащихся соревнуются в скоростной сборке простейшего лука и изготовлении стрел. Оборудование: стол, материалы для лука, стрел тетивы. Оборудованная «огневая» плошадка, представляющая собой две 10-метровы дорожки, на одном конце которых устроены площадки для стрелков, на другом – установлены мишенедержатели. На мишенедержателях кнопками прикрепляются мишени – обычные газеты, на которых отмечен центр мишени двумя пересекающимися линиями. Каждый стрелок должен выпустить три стрелы и попасть как можно ближе к центру. Количество очков равно расстоянию (в см) от центра пробоины от центра мишени.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли