Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
Теория (1 час). Особенности ЗИМНИХ лыжных И ПЕШИХ походов. Расчет переходов в лыжном и пешем зимнем походе с учетом препятствий, погодных условий, наличия населенных пунктов. Особенности зимнего похода: климатические условия, способы передвижения, снаряжение и т.д. Групповое и личное снаряжение пешего похода. Дополнительное зимнее индивидуальное снаряжение. Лыжи и лыжные палки. Теплое белье. Ватник или теплая куртка. Теплая шапка. Рукавицы теплые. Перчатки шерстяные. Бахилы. Особенности зимнего бивака, кострище. Требования к бивачному и костровому оборудованию зимой. В зимнем путешествии при небольшой глубине снега под очаг расчищают ямку до земли, при глубоком снежном покрове делают настил из сырых бревен. Для разведения небольшого костра над землей удобна костровая сетка. Рекомендуемые типы костров: «Таежный» предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат бревна длиной 2-3 м, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой костер горит долго, не требует частого подкладывания дров. Костёр «звёздный» (используемый, главным образом, для ночлега небольшой группы), и «нодья». Разжигание костра зимой. Костер разжигают растопкой из сухого материала: мелких веточек, бересты, мха, лишайника, стружек, лучин; в сырую погоду - растопкой из щепы расколотого топором сухостоя, смолистых кусков коры, укрытых от дождя кронами деревьев, гнилушками из дупла, огарком свечи, таблетками сухого спирта, куском оргстекла или резины. Растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем хворост и поджигают; затем по мере разгорания подкладывают более толстые дрова. В дождь костер разводят под прикрытием тента. Чем сильнее ветер или дождь, тем плотнее укладывают растопку и топливо. При утере спичек при разжигании костра в солнечную погоду используют увеличительное стекло, лупу, объектив фотоаппарата или бинокля, стекла от часов или очков. Способы определения сухостоя зимой, сбор топлива. Оказание первой медицинской помощи в зимнем походе (обморожение, простудные заболевания). Обеспечение мест ночлегов. Организация привалов в пути. Соблюдение гигиенических требований в зимнем походе. Предупреждение походного травматизма зимой. Заболевания в зимнем походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по воспитанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков. Высушивание вещей на костре требует осторожности: не натягивайте веревку низко над костром и не располагайте вещи близко к огню, следите за нагревом и чаще переворачивайте их. Как правило, невнимание ведет к порче вещей. Костер для сушки лучше устраивать отдельно от костра для приготовления пищи. На рисунке показаны несколько способов размещения вещей. Санитарные нормы. Уборка места лагеря. Уходя с места стоянки, попросите детей внимательно осмотреться. Место привала должно быть оставлено в лучшем виде, чем было «принято» от неизвестных предшественников. Приведите в порядок уголок природы, приютивший вас. Оставшиеся дрова не жгите, а аккуратно сложите возле затушенного кострища: они пригодятся другим туристам. Оставьте на видном месте колышки и колья под палатки, запас сушняка и т.п. с дружеской запиской. Тщательно уберите за собой оставшийся мусор: банки обожгите в костре, расплющьте топором и закопайте вместе с пищевыми отходами. Костер залейте водой и засыпьте снегом (летом – землей). Следите, чтобы нигде не оставалось белой золы. Зольник костра лучше прикрыть камнями и дерном. Физические нагрузки, график и темп движения пешком (без лыж) зимой. Придерживайтесь примерно следующего графика движения: 30-40 минут ходьбы, 10-15 минут отдыха. Не нужно часто и ненадолго присаживаться - отдых мышцам ног и сердца следует давать продолжительный, не менее 10-15 минут. На подъемах надо делать кратковременные остановки и отдыхать стоя. Это помогает привести к норме и пульс, и частоту дыхания (у тренированного человека эта норма восстанавливается примерно за две минуты). Способы базирования и ночёвок в пути в экстремальных ситуациях. Снежные убежища. Убежища, построенные из снега, в гораздо большей степени, чем убежища из традиционного материала (ткани, веток, лапника и пр.), защищают человека от холодовых поражений. Часто ночевка в снежном убежище оказывается даже предпочтительней ночевки возле костра. Сооружение пещеры или домика требует меньших затрат сил и времени, чем заготовка большого количества дров, разведение и многочасовое поддержание жаркого костра. При обучении строительству снежных убежищ в походе надо выбирать место под бивак до наступления темноты, начинать строительство до наступления усталости. Выбирать место под строительство убежища и снежный покров, наиболее удобные для избранной конструкции. При отсутствии навыков снежного строительства сооружать уменьшенный макет убежища, на котором отрабатывать технологию постройки. Строительство убежищ закрытого типа вести одному, так как оно связано с намоканием одежды, а высушить одного человека проще, чем всю группу. Не ускорять строительство за счет качества. Снять перед строительством влагопроницаемую и теплую одежду, чтобы уберечь её от намокания. При рытье пещер, ям, берлог работать на подстилке из водонепроницаемого материала. Копать пещеры с помощью пил, мисок и тому подобных инструментов. Помнить: чем меньше убежище, тем оно теплей. Щели в блочных убежищах (иглу, домике и пр.) следует затереть снегом. В тканевых крышах между слоями материал для создания воздушной подушки, сохраняющей тепло, следует уложить легкие объемные предметы. После завершения строительства желательно высушить одежду на костре. Выбор конкретного снежного убежища зависит от глубины снежного покрова, его прочности. Снежная хижина представляет из себя выкопанную или вытоптанную в снегу, вплоть до голой земли, яму квадратной, прямоугольной, круглой или треугольной формы. По периметру ямы возводятся стены с таким расчетом, чтобы внутри можно было сидеть, не касаясь головой крыши. На стены укладываются балки крыши. Сама крыша сооружается из любого подручного материала. В качестве строительного материала для возведения стен обычно используется нарезанный на кирпичи наст, куски льда, комки снега, бревна, густо наваленный на землю лапник. На готовые стены сверху укладываются потолочные балки — лыжи, лыжные палки, жердины. Поверх них настилается полиэтиленовая пленка, ткань, лапник. Если стены не выдерживают вес крыши и осыпаются, по углам и в центре в грунт можно вбить или хотя бы просто упереть несколько кольев с рогатками на конце, в которые уложить длинную горизонтальную жердь, а на нее, в свою очередь, укладывают балки крыши. Снежный улей имеет сферическую форму и сооружается весьма остроумным способом. На земле из жердей, веток и тому подобного подручного материала сооружается каркас, который сверху закрывается куском ткани, полиэтиленом, в крайнем случае верхней одеждой. На ткань набрасывается сгребаемый со всех сторон снег. Когда толщина его превысит 30 см, в полученном сугробе прорывается небольшой лаз, через который аккуратно, по одной палочке, извлекается каркас, а затем ткань. В образовавшейся нише можно переночевать одному-двум потерпевшим. Вход в снежный улей следует заткнуть, словно пробкой, рюкзаком. Индивидуальное снежное убежище — нора — копается в надувах перед препятствиями и за ними, в сугробах, образовавшихся в результате наметания снежных масс. Нужно лишь лечь на землю и, выставив вперед руки и постепенно выбирая снег, вырыть в сугробе длинный, в человеческий рост тоннель. Диаметр норы для одного человека должен быть не меньше 50 см. Плюс 5 —10 см на толщину стен. Большая толщина стен, конечно, предпочтительней, но даже такие пятисантиметровые «тонкомеры» держат заданную форму норы. Для строительства норы достаточно сугроба толщиной 60 — 70 см. Дно норы выстилается слоем лапника, веток, жердинами. В случае, если нора получается мелкая, следует забираться внутрь нее головой, а ноги, находящиеся снаружи, необходимо закутать в полиэтилен или материал. Такую нору лучше делать уступом, с таким расчетом, чтобы в ней можно было не лежать, а полусидеть. Тогда голова и тело будут находиться в тепле, а кровоток, благодаря полусидячему положению, будет направлен в ноги, что облегчит их согревание. Снежная траншея — это, пожалуй, самое простое убежище. В сугробе, по возможности в закрытом от ветра месте, с помощью снеговой лопаты, куска фанеры, носка лыжи, просто котелка, миски большого объема копается узкая яма в виде траншеи. При полном отсутствии инструмента яму можно выкопать или вытоптать ногами. Иногда такой способ бывает даже более производителен, чем копание импровизированным малоэффективным инструментом. Ширина траншеи обычно колеблется от метра до двух, в зависимости от того, какого размера материалом располагают потерпевшие. Когда глубина траншеи превысит полтора метра, что позволит сидеть людям, не касаясь головами крыши, яму можно закрывать сверху. Для этого поперек ямы в 30—50 см друг от друга укладываются стропила — жерди, крепкие ветки, лыжи, лыжные палки, которые застилаются полиэтиленовой пленкой или тканью. Материал крыши по периметру ямы прижимается камнями, кусками льда, бревнами, снежными блоками. Для большей теплоизоляции сверху на крышу желательно нагрести слой снега толщиной 15 — 20 см, но тогда потолочные балки надо расположить ближе друг к другу, чтобы ткань не продавливалась под тяжестью снега. Похоже на траншею другое простейшее убежище — снежная яма, которая обычно сооружается в очень глубоком, достаточно плотном слежавшемся снегу и при отсутствии у потерпевших традиционных материалов, пригодных для устройства полноценной крыши. Строительство ямы начинается с рытья глубокого, до 2 м, вертикального шурфа-тоннеля диаметром 60—70 см. Стоя на дне шурфа, человек выбирает снег с любой стороны и выбрасывает его наверх, постепенно углубляясь в сугроб. Если снег плотный, его удобно вырезать с помощью пилы или длинного ножа и выкидывать целыми кусками. Рыхлый снег выгребается котелками, ведрами, лопатами. Толщина потолка зависит от качества снега. Если он рыхлый и сыпучий — потолок надо увеличить до 60—80 см, если плотный — можно уменьшить до 15—20 см. Чтобы потолок не проседал под собственным весом, его надо выполнять в форме глубокого свода. И еще очень важно следить, чтобы оставшиеся наверху люди не обрушили крышу, случайно наступив на нее. Наиболее надежным из всех снежных убежищ блочного типа считается эскимосская хижина — иглу. В условиях многодневного лыжного похода, при наличии твердого наста, порой целесообразно построить для ночлега традиционный снежный домик эскимосов – иглу. Даже новички, потренировавшись в ее строительстве пару раз, предпочитают иглу палатке: затраченное время компенсируется отдыхом в тепле. Вначале с помощью шнура вычерчивается круг – пол домика. Диаметр круга определяется числом участников похода, но для начала можно ограничиться небольшим размером. Из наста с помощью пил-ножовок или кухонных ножей вырезаются плиты – для первого ряда примерно размером 60х40х20 см, для последующих – несколько меньшими. Они ставятся настовой поверхностью внутрь. Плиты первого ряда устанавливаются под углом 20-25 градусов и срезаются наклонно, чтобы выкладывать последующие ряды по спирали с увеличением наклона за виток примерно на 5 градусов. Вся конструкция иглу очень надежна, что достигается сферической формой домика, укладкой плит по спирали и формой плит, наружная грань которых больше внутренней, что не дает возможности плите провалиться внутрь. Каждой плите перед укладкой придается форма трапеции нужного размера, и на стене производится ее подгонка к другим плитам стенки для обеспечения плотного соприкосновения как с двумя нижними плитами, так и с предыдущей плитой того же ряда. Сначала плита ставится вертикально на нижнюю грань, затем медленно наклоняется внутрь домика. При необходимости нужный наклон достигается легким постукиванием по плите снаружи или подрезанием грани. Все вертикальные стыки плит нижнего ряда должны перекрываться плитами верхнего ряда, а отверстие сверху также закрывается плитой после выравнивания верхней грани последней спирали. Все щели между плитами затираются рыхлым снегом или кусками твердого наста.
Практика (2 часа). Учащиеся на территории образовательного учреждения тренируются в постройке разного типа снежных убежищ. Можно организовать работу по типу индивидуальных (на пару) заданий и соревнования.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли