Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
Теория (1 час). ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРОВОДЯЩЕГО ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА МЕСТНОСТИ. Руководитель образовательного учреждения, проводящего мероприятие, обязан оказывать всемерное содействие руководителю мероприятия в организации, материально-техническом оснащении и проведении мероприятия. Обеспечить проведение инструктажа с руководителем, заместителем (заместителями) руководителя мероприятия (с указанием телефонов руководителя образовательного учреждения, органа управления образованием). Проконтролировать наличие медицинского допуска у всех участников мероприятия; Проведение с обучающимися (воспитанниками) инструктажа по соблюдению правил дорожной безопасности, правил поведения на транспорте и в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, соблюдению норм санитарии и гигиены; Наличие у руководителя (заместителя) мероприятия средств оперативной связи (мобильный телефон и т.п.) в рабочем состоянии. Издать приказ по учреждению о проведении выездного мероприятия или практического занятия на местности, в котором оговорить вид мероприятия, место (район) и сроки его проведения; утвердить состав участников с указанием контактных телефонов родителей (лиц заменяющих их), назначить руководителя и заместителя(ей) руководителя мероприятия, возложив на руководителя мероприятия ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. В случае изменения формы проведения, места или сроков мероприятия, изменения состава участников, замены руководителя или заместителя(ей), издать приказ по учреждению, оговаривающий эти изменения. Выдать руководителю мероприятия копию приказа с приложениями, заверенную печатью учреждения, при необходимости – командировочные удостоверения и другие сопроводительные документы. При использовании заказных автобусов проверить наличие лицензии на пассажирские перевозки и срок её действия. Получить ксерокопию лицензии. В договоре на предоставление автотранспортных услуг отдельным пунктом указать наличие знаков о перевозке детей, а также максимально разрешённую скорость движения (кроме «школьных» автобусов). Осуществлять контроль за выходом группы на маршрут и возвращением с выездных мероприятий и практических занятий на местности. В случае нарушения группой контрольных сроков возвращения незамедлительно связаться с руководителем мероприятия (или его заместителями) для выяснения места нахождения группы и оказания ей необходимой помощи. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за организацию и подготовку мероприятия, а также выпуск групп на мероприятие в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. ТРЕБОВАНИЯ СП 2.4.__-03 К АДМИНИСТРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗУЮЩЕГО ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ ЛЮБОГО ТИПА. Руководитель учреждения обеспечивает выполнение настоящих Санитарных правил и норм (СП 2.4.___03). Штатный (либо привлечённый) медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил и норм. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют органы и учреждения госсанэпидслужбы. Периодичность контроля устанавливает главный врач Центра госсанэпиднадзора в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки. За нарушение санитарного законодательства руководитель учреждения, формирующего базовый палаточный лагерь, несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” № 52-ФЗ от 30.03.99 года. Руководитель базового палаточного лагеря (выездного мероприятия с развёртыванием базового палаточного лагеря) обязан организовать и осуществлять производственный контроль, в том числе с проведением лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. План производственного контроля подлежит согласованию с территориальными органами госсанэпидслужбы. Основные мероприятия, проводимые штатным (либо привлекаемым) медицинским персоналом для организации выездного мероприятия (экспедиции), ПРЕДПОЛАГАющего развёртывание базового палаточного лагеря любого типа. В целях охраны и укрепления здоровья детей и подростков, проведения профилактической работы, базовый палаточный лагерь должен быть укомплектован подготовленным медицинским персоналом. Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала осуществляют территориальные органы управления здравоохранения. Решение о возможности отдыха ребёнка в палаточном лагере любого типа принимает участковый врач или педиатр образовательного учреждения. В базовые палаточные лагеря не могут быть направлены дети с отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосители инфекционных заболеваний. Проведение организационно-подготовительной работы перед выездом детей в базовый палаточный лагерь: осмотр территории, мест занятий физкультурой и спортом, купания, окружающей местности; участие в приемке лагеря после его развёртывания; контроль за полнотой оснащения передвижного медицинского блока оборудованием, инструментарием, медикаментами, медицинской документацией; подготовка заявки и получение лекарственных средств и перевязочного материала согласно требований СП 2.4.___03; контроль за обеспечением дезсредствами в достаточном количестве; проверка личных медицинских книжек на сотрудников и документы на детей (выписка из “Индивидуальной карты развития ребенка” с указанием диагноза, медицинской группы для занятий физкультурой, результатов исследования на дифтерию); проведение медицинского осмотра детей перед выездом их в учреждение: проверка наличия и полноты заполнения медицинской документации (ф. 079/у или 076/у), осмотр кожных покровов, видимых слизистых, волосистой части головы. При выявлении признаков острого заболевания, чесотки, педикулеза ребенку не разрешается выезд в учреждение; сопровождение детей в пути следования, имея средства для оказания неотложной помощи. Лечебно-профилактическая работа: систематический контроль за состоянием здоровья детей; контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом; сроками проведения банных дней; ежедневный амбулаторный прием детей и сотрудников; своевременная изоляция больных, организация лечения и ухода за детьми, находящимися в палатке- изоляторе; госпитализация по медицинским показаниям детей в лечебно-профилактическое учреждение, закрепленное за лагерем, сопровождение ребенка; при несчастных случаях оказание неотложной медицинской помощи, транспортировка в ближайший стационар; немедленное сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и органы госсанэпидслужбы о случаях инфекционных заболеваний, травматизма; контроль за выполнением режима дня. Контроль за организацией питания детей: качество поступающей продукции с регистрацией в журнале установленной формы; условия ее хранения; соблюдение сроков реализации, технологии приготовления и качества готовой пищи с регистрацией в журнале установленной формы; санитарное состояние и содержание пищеблока, качество мытья посуды; ежедневный осмотр персонала пищеблока и дежурных детей на наличие гнойничковых заболеваний кожи, нагноившихся порезов, ожогов, ссадин, катаральных явлений верхних дыхательных путей, опрашивает на наличие явлений дисфункции желудочно-кишечного тракта с регистрацией в журнале установленной формы (приложение 8); лица с перечисленными состояниями к работе на кухне не допускаются; отбор суточной пробы; контроль за выполнением суточных норм, режима питания; контроль за организацией питьевого режима; систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех палаток и территории палаточного лагеря; - организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Медицинский контроль: за организацией физического воспитания, проведением спортивных занятий, оздоровительных процедур; присутствие на всех спортивно-массовых мероприятиях, во время купания детей в реке, бассейне; за состоянием мест занятий физической культурой; за подготовкой и проведением туристических походов (ознакомление с маршрутом, осмотр детей, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки), проведение бесед о режиме в походе; ведение медицинской документации; участие в ежедневных административных совещаниях; подготовка отчета о работе и эффективности отдыха детей. Примерное оборудование передвижного медицинского блока для многодневной экспедиции. Ящик передвижного медицинского блока, оборудованный приспособлениями для транспортировки, вьючки, погрузки-выгрузки; медицинская палатка, запасная палатка для изолятра; ящик для инструментов и медикаментов; одноразовые шприцы; термометры; тонометр; сумка-холодильник для хранения бакпрепаратов; набор средств противошоковой терапии; биксы со стерильным материалом; перевязочные пракеты и жгуты. Примерный набор медикаментов для оказания неотложной помощи. Адреналин гидрохлорид 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Димедрол 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Димедрол в таблетках 0,03 и 0,05. Дипразин 2,5%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Супрастин 2%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Кальция хлорид 10%-ный раствор в ампулах по 10 мл. Кордиамин в ампулах по 1 мл. Эуфиллин 2,4%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Натрия хлорид - изотонический раствор для инъекций. Анальгин 50%-ный раствор по 1 мл. Атропина сульфат 0,1%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Кофеин-бензонат натрия 10%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Глюкоза 40-ный раствор в ампулах по 1 мл. Мезатон 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Новокаинамид 10%-ный раствор в ампулах по 5 мл. Строфантин К 0,05%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Раствор аммиака 10%-ный. Настойка валерианы. Новокаин 2%-ный раствор в ампулах по 1 мл. Эфедрин гидрохлорид 5%-ный раствор по 1 мл. Теофедрин в таблетках. Изадрин 0,5%-раствор во флаконах по 25 мл. Дипразин в таблетках по 0,025. Преднизалон 3%-ный раствор в ампулах по 1 мл в таблетках по 00,5. Супрастин в таблетках по 0,025. Требования к организации питания в палаточном лагере любого типа. В палаточном лагере любого типа следует предусмотреть организацию питания не менее 4 раз. Приемы пищи осуществляют в одни и те же часы с интервалами не более 4,5 часов. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента её приготовления. Питание должно отвечать возрастным особенностям детей и подростков и суточным энерготратам в соответствии с нормами питания по наборам продуктов (в граммах на одного ребенка) для оздоровительных учреждений. На основании норм питания в оздоровительном учреждении должно быть составлено примерное 7-10-дневное меню. Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, изложен в приложении 4 к СП 2.4.___03. В питании детей, при отсутствии мясных и рыбных продуктов, в отдельных случаях допускается использование консервов (мясных, рыбных) для приготовления горячих блюд сразу после вскрытия банки. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в питании детейне не используют:
остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу приготовленную накануне;
фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);
фляжный творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения);
рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.);
прокисшее молоко “самоквас”;
напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;
вареные колбасы без термической обработки;
изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;
консервированные продукты в томатном соусе;
неизвестные порошки в качестве разрыхлителей теста, сухие концентраты для приготовления гарниров.
не изготавливают: кремы, кондитерские изделия с кремом; изделия во фритюре; сырковая масса, творог; макароны с мясным фаршем (“по-флотски”), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); макароны с рубленным яйцом, яичница-глазунья, омлет;
не включают: острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе;
не рекомендуют: продукты, содержащие пищевые добавки, ароматизаторы, красители искусственного происхождения.
В зависимости от эпидемиологической ситуации по решению территориальных органов госсанэпидслужбы перечень продуктов и готовых блюд, не используемых в базовом палаточном лагере, может быть расширен. В базовом палаточном лагере следует организовать питьевой режим с использованием охлажденной кипяченой воды. Качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать действующим санитарным правилам. Раздача пищи допускается после снятия пробы медицинским работником, непосредственной из котла, после её перемешивания. Закладка продуктов, оценка качества приготовленного блюда до начала реализации отмечаются в бракеражном журнале установленной формы и подтверждается подписью медицинского работника и начальника палаточного лагеря (руководителя выездного мероприятия). При наличии условий для хранения скоропортящихся и особоскоропортящихся продуктов оставляется суточная проба. Требования к режиму дня в палаточном лагере любого типа. Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр. Режим дня учитывает состояние здоровья детей и корректируется в зависимости от погодных условий. Рекомендуется следующий режим дня:
Элементы режима дня | Время проведения |
Подъем, уборка спальных мест | 8.00-8.15 |
Утренняя гимнастика (зарядка) | 8.15-8.30 |
Водные процедуры | 8.30-9.00 |
Завтрак | 9.00-9.30 |
Работа по плану отрядов | 9.30-11.30 |
Оздоровительные процедуры | 11.30-12.30 |
Свободное время | 12.30-13.30 |
Обед | 13.30-14.30 |
Послеобеденный отдых | 14.30-16.00 |
Полдник | 16.00-16.30 |
Работа в кружках, секциях, культурно-массовые и спортивные мероприятия | 16.30-18.30 |
Свободное время | 18.30-19.00 |
Ужин | 19.00-20.00 |
Вечера, костры, др.. мероприятия | 20.00-21.45 |
Вечерний туалет | 21.45-22.00 |
Сон | 22.00-8.00 |
С учетом особенностей работы палаточного лагеря в режим дня могут быть внесены изменения по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой; с опасностью для жизни; опасными в эпидемиологическом отношении (уборка и вывоз отбросов и нечистот, уборка туалетов). Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7 дней. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.
Практика (2 часа). подготовка к летней многодневной экспедиции. Обучающиеся под руководством педагога (с привлечением медицинского работника), с учётом учебных целей и задач разрабатывают РАСПОРЯДОК ДНЯ в палаточном лагере экспедиции. Составляют смету расходов на питание с учётом требований СП 2.4.___03, распределяют обязанности. Разрабатывают и готовят необходимые наглядные пособия и элементы оформления пункта полевого довольствия лагеря (пищеблока и медицинского блока). Составляют смету расходов на медико-санитарное обеспечение с учётом требований СП 2.4.___03. Комплектуют личные походные аптечки, неприкосновенный (аварийный) запас, средства навигации и средства связи. На территории ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» тренируются в развёртывании и свёртывании пункта полевого довольствия лагеря (пищеблока и медицинского блока), определении координат с использованием JPS-навигатора (или российского аналога «ГЛАНАС»), установлении связи.
ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 69. (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли