3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
Теория. ПОДГОТОВКА К ОДНОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями. Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Должности в группе постоянные и временные. Составление плана подготовки похода. Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана - графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. Понятие о тактике и технике в туризме. Подбор литературы и картографического материала. Копирование карт. Составление плана экспедиции. Разработка маршрута, план-график движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Оформление походной документации, утверждение похода. Обязанности администрации образовательного учреждения, участие родителей в подготовке похода. АСПЕКТЫ Финансово-хозяйственнОЙ ПОДГОТОВКИ ПОХОДА ИЛИ ЭКСПЕДИЦИИ. Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов. Источники финансирования. Системы оплаты. Родительские средства, дотации, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации. Составление и утверждение сметы расходов на поход. Работа казначея в группе. Составление финансового отчета о походе. Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов. Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа дежурных поваров. График дежурств. Снаряжение для осенне-зимнего пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряжению для осенне-зимнего похода. Хранение и укладка снаряжения. Одежда и обувь для осенне-зимнего пешего похода. Обязанности завхоза по снаряжению. Аварийный комплект. Использование презервативов для предохранения от намокания спичек, растопки и неприкосновенного аварийного запаса продуктов. Работа ремонтного мастера в группе. Нормы весовых нагрузок юных туристов. Некоторые распространённые среди туристов узлы, их назначение, техника их завязывания и развязывания в сырую погоду. Правила разведения костра в сырую погоду. Основные требования к месту организации привала и бивака в сырую (осеннюю) погоду. Особенности работ по устройству бивака осенью и их распределение среди членов туристской группы. Установка палаток осенью (в дождливое время), размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания. Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОДНОДНЕВНОГО ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ПОХОДА ИЛИ ЭКСПЕДИЦИИ). ПОНЯТИЕ О ВЫЕЗДНОМ МЕРОПРИЯТИИ. ИнструкциЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ И СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О КОЛИЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ ВЫЕЗДНЫХ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) И ИХ СОПРОВОЖДЕНИИ. О РУКОВОДИТЕЛЕ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ – УЧАЩИХСЯ (ОБУЧАЮЩИХСЯ), ВОСПИТАННИКОВ И СТУДЕНТОВ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку к выходу на 6 часов в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Под руководством педагога учащиеся определяют цели и район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям описания сезонного состояния растительных сообществ, фотографированию растений и сбору материалов для составления гербария. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района исследования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Изготавливают необходимые бланки для внесения результатов геоботанических наблюдений или описаний растений. Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленые блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое и геоботаническое снаряжение. Распределяют должности обязанности в группе. Закупают набор продуктов для организации бутербродного питания в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку к выходу на 6 часов в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». Под руководством педагога учащиеся определяют район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) осенью или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района следования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют общественное туристическое снаряжение (палатки, костровое оборудование, котлы, походную аптечку, аварийный комплект, инструменты). Проверяют комплектацию одежды и обуви. Особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую холодную погоду. Распределяют должности и обязанности в группе. Составляют смету расходов и определяют источники финансирования. Герметизируют спички, растопку. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе, пересыпают и герметизируют. Распределяют общественное снаряжение. Тренируются в технике завязывания и развязывания на ветру распространённых среди туристов узлов. Разучивают туристские песни.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. (2 часа). Обучающиеся (кружковцы) выполняют практическую подготовку по организации выездного мероприятия и пешего 6-часового похода (без учёта времени на проезд автотранспортом) на место предполагаемого базирования летней экспедиции. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНоСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ». Практическая отработка туристских и экспедиционных умений и навыков и рекогносцировки местности. Под руководством педагога обучающиеся распределяют обязанности в группе. Уточняют цель и район похода. Подбирают литературу и картографический материал. Копируют карты. Разрабатывают варианты маршрутов, составляют план-график движения. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) весной или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое снаряжение. Проверяют комплектацию одежды и обуви, особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую весеннюю погоду. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу. Тренируются в технике посадки на транспортное средство, обычном (нормальном) и аварийном покидании его.
3.6. однодневная экспедиция в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Осенью, в бесснежный период. ДЕНЬ проведения – воскресение. - 6 часов.
День в походе (экспедиции).
3.7. однодневный поход В санитарно-защитнУЮ зелёнУЮ зонУ Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ». Осенью, в бесснежный ИЛИ МАЛОСНЕЖНЫЙ период, ПРИ ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ. ДЕНЬ проведения – воскресение. - 6 часов.
День в походе (экспедиции).
3.8. Однодневное ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ВЫЕЗД) во флористический заказник «Белый» (или иное место, по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ договорённости с администрацией того места), БЕЗ НОЧЛЕГА. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ». В МАЕ МЕСЯЦЕ. ДЕНЬ проведения – воскресение, или ЛЮБОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕДНЕЙ НЕДЕЛИ МАЯ (ПО ДОГОВОРЁННОСТИ). - 6 ЧАСОВ без учёта времени передвижения на автотранспорте.
День в походе (экспедиции).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли