Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
Практика (2 часа). Учащиеся под руководством педагога продолжают освоение компьютерных технологий создания карт на примере территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Дети выполняют работу по изготовлению Плана размещения на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» деревьев и кустарников в текстовом процессоре «Microsoft Office Word 2003». В меню «СЕРВИС/ НАСТРОЙКА/ выбирают панель инструментов «РИСОВАНИЕ» и используют технологию «сборки рисованой карты из элементов «Звёзды и ленты» комплекта инструментов «Автофигуры» по полупрозрачной подложке бланка. При создании Плана размещения на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» деревьев и кустарников в качестве полупрозрачной подложки используют План размещения адреса учебно-исследовательского корпуса дендропарка Коми РЭЦДО - картографическое приложение к Акту выполненных работ по присвоению адреса №677 учебно-исследовательскому корпусу дендропарка Коми РЭЦДО, геокод адреса: X: 13078545, Y: 17204671 (официальный документ). При необходимости осуществляют замеры и уточнения на натуре (с выходом на территорию). Для каждого вида деревьев и кустарников выбирают свою форму звёздочек и свой цвет. Делают фигурные выноски с пояснительными надписями и легенду плана. Указывают масштаб. Каждый обучающийся может делать фрагмент карты, согласно индивидуальному заданию. Созданные карты распечатывают на цветном и монохромном принтерах.
ЧЕТВЁРТАЯ НЕДЕЛЯ.
ЗАНЯТИЕ 7 (3 часа).
ТЕМА 2.4 СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). ПОДКЛАСС ДИЛЛЕНИИДЫ (Dilleniidae). Надпорядок чайные. Порядок чайные. Подпорядок клузиевые. Семейство Зверобойные (Hypericaceae): Зверобой пронзённый, Зверобой четырёхгранный. Порядок повойничковые. Семейство Повойничковые (Elatinaceae): Повойничек согнутосемянный, Повойничек трёхтычинковый. НАДПОРЯДОК ВЕРЕСКОВЫЕ, ИЛИ ЭРИКОВЫЕ. ПОРЯДОК ВЕРЕСКОВЫЕ. Подпорядок вересковые. Семейство Грушанковые (Pyrolaceae): Зимолюбка зонтичная. Одноцветка одноцветковая. Грушанка зеленоватая, Грушанка крупноцветковая, Грушанка средняя, Грушанка малая, Грушанка круглолистная. Рамишия тупая, Рамишия однобокая. Семейство Вертляницевые (Monotropaceae): Подъельник обыкновенный. Семейство Вересковые (Ericaceae): Подбел узколистный. Вереск обыкновенный. Кассиопа четырёхгранная. Толокнянка обыкновенная. Арктоус альпийская. Хамедафне, или Кассандра болотная. Гариманелла моховидная. Багульник стелющийся, Багульник болотный. Луазелерия лежачая. Филлодоце голубая. Клюква мелкоплодная, Клюква болотная. Черника обыкновенная. Голубика. Брусника. Подпорядок водяниковые. Семейство Водяниковые (Empetraceae): Водяника чёрная, Водяника гермафродитная. ПОРЯДОК ДИАПЕНСИЕВЫЕ. Семейство Диапенсиевые (Diapensiaceae): Диапенсия лапландская. ПОРЯДОК ПЕРВОЦВЕТНЫЕ. Семейство Первоцветные (Primulaceae): Проломник нитевидный, Проломник Бунге, Проломник северный. Кортуза Маттиоля. Вербейник, или Луговой чай. Вербейник обыкновенный. Наумбургия кистецветная. Примула мучнистая, Примула торчащая, Примула Палласа, Примула крупночашечная. Седмичник европейский. Надпорядок фиалковые. Порядок фиалковые. Семейство Фиалковые (Violaceae): Фиалка полевая, Фиалка двуцветная, Фиалка сверху голая, Фиалка собачья, Фиалка холмовая, Фиалка Морица. Фиалка удивительная, Фиалка болотная, Фиалка Ривиниуса, Фиалка песчаная, Фиалка Селькирка, Фиалка трёхцветная. ПОрядок ивовые. Семейство Ивовые (Salicaceae): Тополь чёрный. Осина дрожащая. Ива трёхтычинковая, Ива пятитычинковая, Ива сетчатая, Ива полярная, Ива монетолистная, Ива черничная, Ива серо-голубая, Ива ползучая. Ива миртовидная, Ива отогнутопочечная, Ива копьевидная, Ива грушанколистная. Ива енисейская, Ива мирзинолистная. Ива козья, Ива пепельная. Ива ушастая, Ива Старке. Ива Бебба, Ива филиколистная. Ива красивая, Ива деревцевидная. Ива шерстистопобеговая, Ива корзиночная. Ива лапландская, Ива шерстистая. Ива остролистная, Ива розмаринолистная. Порядок каперсовые. Подпорядок каперсовые. Семейство Капустные, или Крестоцветные (Brassicaceae): Эвтрема Эдвардса. Гулявник Лёзелиев, Гулявник высокий, Гулявник лекарственный. Брайя багрянистая. Дескурайния Софьи. Желтушник ястребинколистный, Желтушник левкойный, Желтушник выгрызенный, Желтушник Палласа. Сурепка прямая, Сурепка обыкновенная. Жерушник лесной, Жерушник обоюдоострый, Жерушник болотный, Жерушник короткоплодный, Жерушник земноводный. Сердечник крупнолистный, Сердечник луговой, Сердечник маргаритковый, Сердечник недотрога, Сердечник горький. Свербига восточная. Паррия голостебельная. Хлориспора нежная. Икотник серый. Вяжечка гладкая. Резуха альпийская, Резуха каменистая. Бурачок двусемянный. Шиверекия подольская. Крупка продолговатоплодная, Крупка альпийская, Крупка ледниковая, Крупка молочно-белая, Крупка фладницийская, Крупка снежная. Крупка серая, Крупка мохнатая, Крупка сибирская, Крупка перелесковая. Капуста полевая. Горчица полевая, Горчица белая. Редька дикая. Конрингия восточная. Клоповник мусорный, Клоповник пронзённолистный, Клоповник широколистный, Клоповник густоцветковый. Ложечная трава арктическая. Ярутка полевая. Рыжик мелкоплодный, Рыжик льняной, Рыжик волосистый, Рыжик яровой. Неслия метельчатая. Пастушья сумка. Перечник, или Кардария крупковая. Резушка Таля. Крепкоплодник сирийский. Новоторулярия приземистая. Подпорядок резедовые. Семейство Резедовые (Resedaceae): Резеда жёлтая. Надпорядок мальвовые. Порядок мальвовые. Семейство Липовые (Tiliaceae): Липа мелколистная. Семейство Просвирниковые, или Мальвовые (Malvaceae): Мальва низкая. Порядок биксовые, или ладанниковые. Семейство Ладанниковые (Cistaceae): Солнцецвет монетолистный. Надпорядок крапивные. Порядок крапивные. Подпорядок Ильмовые. Семейство Ильмовые (Ulmaceae): Ильм, или Вяз шершавый. Ильм, или Вяз гладкий. Подпорядок крапивные. Семейство Коноплёвые (Cannabaceae): Хмель обыкновенный. Семейство Крапивные (Urticaceae): Крапива двудомная, Крапива Сондена, Крапива жгучая. Надпорядок молочайные. Порядок молочайные. Семейство Молочайные (Euphorbiaceae): Молочай Бородина, Молочай Гмелина, Молочай широколистный, Молочай лозный. Порядок волчниковые. Семейство Волчниковые (Thymelaceae): Волчник обыкновенный, или Волчье лыко. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 8 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли