1. Концепция программы
Программа объединения «ГЕОФЛОРА» предназначена для учащихся средних и старших классов, завершивших обучение по трёхгодичной дополнительной образовательной программе «МИР РАСТЕНИЙ» и выразивших желание продолжить образование в избранной области методами теоретических изысканий, полевых и экспедиционных исследований, индивидуальной поисковой работы. Данная программа по классификации В.Е. Соболева, Н.П. Харитонова, Н.А. Баднина и С.Н. Дыдко относится к третьему уровню ДОП - дополнительным образовательным программам углубленного обучения и профильной подготовки, - который включает образовательные программы, направленные на освоение определенного вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам, и рассчитанный, с одной стороны, на обучающихся, которые проявили свои способности, а с другой - представляют собой органическое продолжение профильного развития обучающихся, формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения по программам данного уровня у обучающихся накапливаются углублённые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения в данной образовательной направленности, но и создает возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Наука о растениях, или фитология, включает два крупных раздела — ботанику и геоботанику. Ботаника имеет дело с растением как таковым и, вырывая его из природных условий, исследует в лаборатории, в оранжерее или в ботаническом саду. Геоботаника рассматривает растение как часть биосферы и поэтому исследует поведение растений в их естественных местообитаниях.
Подобно тому, как в области ботаники различают (в порядке их возникновения) систематику, таксономию, морфологию, анатомию и цитологию, а также физиологию растений, ОБЩАЯ ГЕОБОТАНИКА подразделяется на ФЛОРИСТИЧЕСКУЮ, ЦЕНОЛОГИЧЕСКУЮ, ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ИСТОРИЧЕСКУЮ (ЭВОЛЮЦИОННУЮ) ГЕОБОТАНИКУ, предметом изучения которых является не РАСТЕНИЕ, а СОВОКУПНОСТЬ РАСТЕНИЙ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ. Под «определённой территорией» в данной программе подразумевается ТЕРРИТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, города СЫКТЫВКАРА, учреждения ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» - то есть ТЕРРИТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ. Данный факт определяет содержание национально-регионального (краеведческого) компонента программы. Он конкретизирует и предмет изучения, что отражается в названии курса - «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ».
Программа модифицированная. За основу взята дополнительная образовательная программа «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ — ЭКОЛОГИ» Самариной Ирины Александровны, заведующей методическим отделом Калужского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий. Её программа рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 11 -15 лет (5-9 классы). Каждый год обучения по программе имеет законченный логический цикл, так что всю программу можно рассматривать как сумму четырёх одногодичных программ. Каждый годичный курс включает освоение определённого объёма туристических умений (что очень важно для организации полевых и экспедиционных исследований), знаний по экологии и краеведению, навыков полевых исследований и наблюдений в природе. Заменив экологическую компоненту в программах всех 4-х годов обучения на геоботаническую (т.е. в каждом учебном году, соответственно, на флористическую, ценологическую, экоботаническую и историческую составляющие общей геоботаники), а краеведческую — на соответствующую географическую компоненту (Республика Коми, г. Сыктывкар, ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»); технологии экологических наблюдений и исследований - на технологии соответствующих геоботанических практик получим четыре варианта логически завершённых образовательных программ по курсу «ОБЩАЯ ГЕОБОТАНИКА». Закончив обучение по одному варианту образовательной программы, дети, по желанию, могут приступить к занятиям по следующему, а могут — завершить своё образование. Пополнить ряды геоботаников могут выпускники объединения «МИР РАСТЕНИЙ». Для них совершенно не важно, на каком этапе изучения геоботаники находятся старшие: для изучения флористической, ценологической, экологической и исторической геоботаники вполне достаточно базовых знаний, полученных ими при изучении курса «МИР РАСТЕНИЙ» («БОТАНИКА»).
Туристическая составляющая программы курса «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ» зациклена, на каждом году обучения отличается усложняющимися год от года элементами экспедиционно-туристической подготовки (ЭТП). Если новички-геоботаники составляют меньшую часть группы, то находясь под влиянием более опытных товарищей, они свободно на практических занятиях «в команде» смогут освоить усложнённый уровень ЭТП. При обратном раскладе, когда новичков большинство, можно повторить программу базового курса туристкой подготовки. При этом старшие товарищи-геоботаники выступают в качестве инструкторов.
Программа рассчитана на применение в ходе её реализации следующих педагогических технологий: проблемного обучения, модульного обучения, диалогового обучения, дифференцированного и индивидуализированного обучения, разноуровневого обучения, игровых, репродуктивных, проектно-исследовательских, творческо-продуктивных, дистанционного обучения и др., направленных на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Представленный вариант ДОП объединения «ГЕОФЛОРА» нацелен на изучение детьми ПЕРВОЙ ЧАСТИ ГЕОБОТАНИКИ — ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ГЕОБОТАНИКИ (АРЕАЛОГИИ) в течение одного учебного года. Эта особенность отражена в названии детского образовательного объединения - «ГЕОБОТАНИКА ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ АРЕАЛОГИЯ».
Содержание программы учебного курса будет реализовываться в течение 36 недель (9 месяцев) по два трёхчасовых занятия в неделю (216 учебных часов). Дни занятий – вторник и четверг.
Экспедиционная часть курса (108 учебных часов) будет реализована посезонно. В том числе.
Ранней осенью, в бесснежный осенний период – однодневный поход (6 часов) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ».
Поздней осенью – однодневный поход (6 часов) В санитарно-защитнУЮ зелёнУЮ зонУ Сыктывкара. ТЕМА ПОХОДА «ПРОХОЖДЕНИЕ ОСЕННЕГО МАРШРУТА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ (ТБН) В СЛОЖНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ОСЕНИ».
Зимой - ДВУДНЕВНЫЙ поход (ЭКСПЕДИЦИЯ) (12 часов) в район санитарно-защитной зелёной зоны Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ И ЗИМНЕЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ И ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ». В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ ИЛИ ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ФЕВРАЛЯ – один двухдневный поход (экспедиция) с ночёвкой в лесу.
Весной - Трёхдневный пеший поход (18 часов) по замкнутому маршруту в окрестностях города сыктывкара, с двумя ночовками в полевых условиях. ТЕМА ПОХОДА: «РАННЕВЕСЕННЯЯ ФЛОРА ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА МЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСЕННЕЦВЕТУЩИХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ окрестностей гОРОДА СЫКТЫВКАРА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ». Практическая отработка туристских и экспедиционных навыков организации быта в полевых условиях, развитие умений научных наблюдений в природе и отработки навыка мониторинга событий. В середине апреля (пятница, суббота, воскресение).
Поздней весной - Однодневная экспедиция (6 ЧАСОВ без учёта времени передвижения на автотранспорте) во флористический заказник «Белый» (или иное место, по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ договорённости с администрацией того места), БЕЗ НОЧЛЕГА. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ». В МАЕ МЕСЯЦЕ, ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.
Летом - одна десятидневная (60 часов) экспедиция во флористический заказник «Белый» (или иное место, по договорённости с администрацией того места) с ночлегом в стационарном помещении. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «ОЦЕНКА ФЛОРИСТИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ООПТ МЕТОДОМ КОНКРЕТНЫХ ФЛОР». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ОТРАБОТКА мЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ, АНАЛИЗА ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЕЁ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ С ФЛОРАМИ ИЗВЕСТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (окрестностей г. СЫКТЫВКАРА и РЕСПУБЛИКИ КОМИ)». В летние каникулы (конец июня - начало июля, по выбору педагога) ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли