Тема 3.2. Туристское снаряжение.
Теория (1 час). Туристский поход как прохождение группой обучающихся определенного маршрута активным способом передвижения (пешком, на лыжах, на плавсредствах, на велосипедах) с целями познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. Походное снаряжение.
Необходимо усвоить: в поход не следует брать ничего лишнего! Разложите на столе предметы снаряжения, необходимые в походе, и вещи, в походе не нужные: миска, ложка, фонарик, хлеб, книга, топор, пила, полотенце, утюг, одеяло, подушка, игрушки... Предложите ребятам подумать, какие предметы они взяли бы с собой в поход (полезные вещи учащиеся перекладывают на другой стол). Расскажите ребятам, что в Египте и Индии груз носят на голове, а в европейских странах пользуются чемоданом. Но в походных условиях оба эти способа малопригодны (этот вывод сделают и сами ребята). Для туристов существует рюкзак! Рюкзак практичен и удобен, но им надо уметь пользоваться. Серьезно и ответственно следует отнестись к укладке рюкзака. Если его перегрузить - быстро устанешь, поход станет в тягость, и может статься, что в следующий идти не захочешь. Возьмешь груза меньше, чем нужно, - не обеспечишь свое пребывание в походе, и он может окончиться раньше срока. Неправильно уложенный рюкзак может натереть спину, испортить настроение и впечатление от похода. Учимся укладывать рюкзак. Кладем его спинкой на пол. Не забудьте прежде, чем складывать вещи, вложить в него большой плотный полиэтиленовый пакет для защиты от воды. Мало ли что может случиться в путешествии: сильный дождь, поставили рюкзак на мокрое место, уронили в реку. Результат будет неприятным - все мокрое придется сушить и хуже всего, если промокнет спальник. Желательно, чтобы все, что складывается в рюкзак (белье, теплые вещи, обувь), тоже было в отдельных полиэтиленовых пакетах. Внутрь к спинке прилаживаем аккуратно сложенный спальный мешок или пакет с мягкими вещами. Чтобы твердые предметы не скатывались на дно рюкзака, вниз кладем небольшой рулончик из чего-либо мягкого (запасные носки, например). Все остальное укладываем по правилам: мягкое - к спине, тяжелое - на дно, часто используемые вещи - сверху или в карманах. Грамотно уложенный рюкзак должен быть широким и плоским, а не узким и «пузатым». А теперь надеваем рюкзак. Взявшись руками за одну из лямок, рюкзак легким качанием в сторону отрывают от пола и, используя маятни-кообразное возвращение его, подставляют спину. Одновременно локоть руки просовывают в лямочную петлю (движение рюкзака должно быть плавным, «ленивым», как бы обтекающим корпус тела; резкость и излишние усилия ни к чему).
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и весенне-осенних походов. Подготовка личного снаряжения к осеннему походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Продемонстрируйте, приготовленную к практическому занятию приготовьте 3-местную каркасную палатку, рюкзак, в который положите 2 туристских коврика и 2 спальника. Каркасная палатка достаточно легкая, просто собирается даже в условиях класса и дает представление о туристском доме и правилах пользования им. Упаковка и распределение группового снаряжения среди членов группы. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, аптечка. Индивидуальный НАЗ (Неприкосновенный Аварийный Запас) – его комплектация и хранение.
Перечень рекомендуемого туристского снаряжения для похода выходного дня (загородной прогулки, экскурсии).
Личное снаряжение:
1. Рюкзак. 2. Туристские ботинки. 3. Кроссовки, ботинки на прочной подошве (желательно уже ношеные). 4. Носки шерстяные - 2 пары. 5. Носки простые - 2 пары. 6. Теплый костюм (свитер, брюки). 7. Тренировочный костюм. 8. Рубашка с длинным рукавом. 9. Головной убор: панама, берет, бейсболка, шапочка. 10. Спальный мешок или одеяло. 11. Умывальные принадлежности (полотенце, мыло, зубная щетка, паста). 12. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). 13. Компас. 14. Блокнот, карандаш. 15. Дождевик. 16. Индивидуальный пакет и НАЗ. 17. Спички в герметичной упаковке. 18. Фонарик с запасом батареек. 19. Носовые платки (2 шт.). 20. Крем для лица или вазелин.
Дополнительно для зимы: 21. Лыжи и лыжные палки. 22. Теплое белье. 23. Ватник или теплая куртка. 24. Теплая шапка. 25. Рукавицы теплые. 26. Перчатки шерстяные. 27. Бахилы.
Дополнительно для лета: 28. Купальный костюм. 29. Шорты.
Групповое снаряжение:
1. Палатка (одна на 4-5 человек). 2. Топорик. 3. Посуда для приготовления пищи на группу 8-10 человек: а) каны (котелки) на 7 л (третье блюдо), на 6 л (первое и второе блюдо), на 5 л (для технической воды). б) небольшая алюминиевая сковорода с деревянной ручкой; в) половник; г) консервный нож; д) кухонное полотенце; е) костровая рукавица-прихватка; ж) костровище (устройство для оборудования костра) и набор крюков из жесткой стальной проволоки; 4. Компас (один на 3-4 человека); 5. Саперная лопатка; 6. Верёвка длиной 15-20 м и толщиной 10-15 мм; 7. Карта района путешествия, маршрутная лента (лучше всего картографический материал заламинировать, покрыть прозрачным скотчем или носить в файле, заклеенном скотчем); 8. Бинокль; 9. Часы; 10. Ремонтный набор (шило, иголки, нитки, лоскутки ткани, плоскогубцы, моток тонкой веревки); 11. Хозяйственное мыло; 12. Походная медицинская аптечка; 13. Специальное снаряжение: средства связи (сотовые или спутниковые телефоны), средства топопривязки (Джи-Пи-Эс – навигаторы) и др.
Практика (1 час). Практические задания 1-3: 1. Уложенный в процессе занятия рюкзак учатся правильно надевать по очереди все ребята. Сообща выясняем ошибки каждого из них. 2. Ребята укладывают рюкзак на оценку. 3. Укладывают и надевают рюкзак с завязанными глазами (соревнование попарно). Работа с палаткой, рюкзаком, ковриком и спальным мешком. Практические задания 4-6: 4. Вместе с ребятами разложите детали палатки и начинайте ее собирать. Дети с удовольствием помогают, поддерживают каркас, пристегивают к нему палатку, натягивают тент. 5. Размещение в рюкзаке туристского коврика и спальника; 6. Укладка спальника в палатку и укладка тела в спальник.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли