2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
Теория. Флора Республики Коми как исторически сложившийся на данной территории комплекс дикорастущих (натурализовавшихся) видов растений. Методы изучения флоры какой-либо административной территории: маршрутный, сеточный и метод конкретных флор. Понятие о конкретной, или элементарной флоре как о совокупности растений небольшой территории. Влияние человека на флору в современную эпоху. Понятие о ЧАСТОТЕ ВСТРЕЧАЕМОСТИ ВИДА. Виды ОБЫЧНЫЕ, РЕДКИЕ, ОЧЕНЬ РЕДКИЕ, Растения, оказавшиеся на грани полного уничтожения и занесенныЕ в «Красную книгу». Появление, в результате деятельности человека, в составе флоры новых растений, совершенно несвойственных прежде той или иной местности. Это заносные, или адвентивные, виды. Способы проникновения во флору региона адвентивного вида, и классификация заносных растений по способу проникновения: «Агрофиты», «Ксенофиты», «Эргазиофиты», «Ксеноэргазиофиты». Степень натурализации адвентивных видов во флоре региона, и классификация заносных растений по степени их натурализации: «Эфемерофиты», «Колонофиты», «Эпекофиты», «Агрофиты». АПОФИТЫ (аборигенные виды) и АДВЕНТИВНЫЕ ВИДЫ (заносные виды) РАСТЕНИЙ ВО ФЛОРЕ Республики Коми. Систематический и алфавитный списки сосудистых растений Республики Коми: его содержание. Правила составления списков флоры и примеры аннотации к видам, помещённым в список. Аннотация для растения-апофита (вида аборигенной флоры). Аннотация для адвентивного растения (заносного вида из инорайонных флор). Работа со списками растений флоры РК в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer»: сортировка растений с помощью слов-маркёров п группам «ЗАНОСНОЕ», «РЕДКОЕ», «КРАСНОКНИЖНОЕ» и т.п. Видовое разнообразие евроазиатской долготной группы (Salix caprea, Betula pubescens) во флоре Республики Коми. Видовое разнообразие циркумполярной (голарктической) долготной группы (Vaccinium myrtillus, Equisetum arvense, Ledum palustre) во флоре Республики Коми. Виды с европейскими ареалами (Alnus incana, Sorbus aucuparia, Anthoxanthum odoratum, Nardus stricta, Trollius europaeus) во флоре Республики Коми. Азиатские (сибирские) виды (Picea obovata, Abies sibirica, Larix sibirica, Calamagrostis purpurea, С. obtusata, Trisetum sibiricum) во флоре Республики Коми. Виды плюрирегиональной группы: - полизональные сорные (Polygonum aviculare) или водные (Potamogeton natans) растения, широко распространенные на земном шаре. Их количество, процентное соотнощение и состав во флоре Республики Коми. НАЗЕМНЫЕ ТРАВЫ во флоре Республики Коми. ВОДНЫЕ ТРАВЫ во флоре Республики Коми. ДРЕВЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ во флоре Республики Коми: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, КУСТАРНИЧКИ, ПОЛУКУСТАРНИКИ. Арктоальпийские элементы во флоре Республики Коми. Субальпийские и монтанные элементы во флоре РК. Луговая эколого-ценотическая группа растений во флоре Республики Коми. ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКАЯ ГРУППА ВИДОВ переувлажненных местообитаний (болотные и прибрежно-водные) во флоре Республики Коми. ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКАЯ ГРУППА водных растений во флоре Республики Коми. ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКАЯ ГРУППА сорных растений во флоре Республики Коми. Эколого-ценотическая группа растений разных местообитаний, объединяющая немногочисленные виды растений флоры Республики Коми, встречающихся на таких редких в тайге местообитаниях, как пески и скалы. ФЛОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: ЕЁ Анализ И РЕСУРСЫ. Для чего анализируют флоры? Технология и последовательность выполнения анализа флор. Этап 1-й: УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ГРАНИЦАХ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ И ПРОВИНЦИЙ. Граница раздела Циркумбореальной флористической области (Circumboreal Region) на северную Арктическую (Arctic Province) провинцию, и на таёжные провинции (Североевропейскую и Западносибирскую) на территории Республики Коми. Североевропейская провинция, которая простирается от Норвегии до Верхнекамской возвышенности и Тиманского кряжа, расположенного на территории РК. Западносибирская провинция, простирающаяся на восток от Тиманского кряжа, Верхнекамской возвышенности и Южного Урала до Енисея. Восточноевропейская флористическая провинция и её северо-восточная граница. Флористическое районирование территории Республики Коми. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ГРАНИЦАХ ПРИРОДНЫХ ЗОН. Растительность тундровой зоны. Растительность таежной зоны. Безлесные сфагновые болота. Вертикальная поясность растительности на западном склоне Уральского хребта: горные хвойные леса с увеличением высоты над уровнем моря замещаются редколесьями, горными тундрами и гольцами. Этап 2-й: анализ систематического состава флорЫ (какие семейства представлены во флоре, сколько их, какие роды они включают, сколько видов насчитывается в каждом семействе и т. д.). ведущие семейства И РОДЫ, т. е. те, которые представлены наибольшим числом видов. Этап 3-й: анализ Географической структуры флоры (соотношение широтных групп видов и долготных типов ареалов растений). Этап 4-й: анализ ЭНДЕМИКОВ флоры. Флора Республики Коми сформировалась в послеледниковый (голоценовый) период, относительно молода, поэтому число эндемичных растений здесь невелико. Этап 5-й: анализ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА АБОРИГЕННОЙ флоры. Этап 6-й: анализ морфобиологического СОСТАВА флоры И РОЛИ ЭТИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ В РЕГИОНЕ. Этап 7-й: анализ Флористических РЕСУРСОВ РЕГИОНА. ПИЩЕВЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ. Ресурсы дикорастущих лекарственных растений. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ. ДИКОРАСТУЩИЕ ТРАВЯНИСТЫЕ И ДРЕВЕСНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ. Этап 8-й: анализ СОСТОЯНИЯ ФлористическОГО БОГАТСТВА РЕГИОНА И ЕГО ОХРАНЫ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по словам-маркёрам («ПАЛЕОЭНДЕМИК», «РЕЛИКТ ПОСЛЕЛЕДНИКОВОЙ ЭПОХИ», «НЕОЭНДЕМИК». «КОСМОПОЛИТ», Создают алфавитные списки растений «ЭНДЕМИЧНОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «КОСМОПОЛИТНОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «РЕЛИКТОВОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ». Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, используя Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Создают алфавитные списки растений «ЭНДЕМИЧНОЙ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА», «КОСМОПОЛИТНОЙ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА», «РЕЛИКТОВОЙ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА». Производят сравнительный анализ списков РК в целом и окрестностей г. Сыктывкара. Проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации о растениях-реликтах, растениях-эндемиках флоры Республики Коми, о космополитных растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых эндемичной, реликтовой и космополитной флоре РК. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (1 час). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по маркёрам - «АРКТИЧЕСКИЙ», «СУБАРКТИЧЕСКИЙ», «ГИПОАРКТИЧЕСКИЙ», «БОРЕАЛЬНЫЙ», «ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКИЙ» (НЕМОРАЛЬНЫЙ, ИЛИ ДУБРАВНЫЙ). «ЛЕСОСТЕПНОЙ» (ЮЖНОСИБИРСКИЙ), «СТЕПНОЙ (ПОНТИЧЕСКИЙ), «ПОЛУПУСТЫННЫЙ» (ТУРАНСКИЙ), «ПОЛИЗОНАЛЬНЫЙ» и т.п.. Создают алфавитные списки видов «ЗОНАЛЬНЫХ ШИРОТНЫХ СВИТ». Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, используя Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Создают алфавитные списки видов «ЗОНАЛЬНЫХ ШИРОТНЫХ СВИТ» растений ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА». Производят сравнительный анализ списков «ЗОНАЛЬНЫХ ШИРОТНЫХ СВИТ» РК в целом и «ЗОНАЛЬНЫХ ШИРОТНЫХ СВИТ» окрестностей г. Сыктывкара.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. (1 час). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по словам-маркёрам - «циркумполярный» (или «голарктический»), «евроамериканский», «евроазиатский», «европейский», «сибирский», «американо-сибирский» (или «космополитный»), «плюрирегиональный». Создают алфавитные списки видов «ДОЛГОТНЫХ СВИТ». Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Создают алфавитные списки видов «ДОЛГОТНЫХ СВИТ» растений ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА». Производят сравнительный анализ списков «ДОЛГОТНЫХ СВИТ» РК в целом и «ДОЛГОТНЫХ СВИТ» окрестностей г. Сыктывкара. Проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации об интересных растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых ШИРОТНЫМ И ДОЛГОТНЫМ ГРУППАМ РАСТЕНИЙ флоры Республики Коми и окресностей г. Сыктывкара. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по словам-маркёрам - «ДЕРЕВЬЯ», «КУСТАРНИКИ», «КУСТАРНИЧКИ», «ПОЛУКУСТАРНИКИ», «НАЗЕМНЫЕ ТРАВЫ». «ВОДНЫЕ ТРАВЫ». «ТУНДРОВОЕ», «ЛЕСНОЕ», «ПРИБРЕЖНОЕ», «БОЛОТНОЕ», «ЛУГОВОЕ», «СОРНОЕ». «АРКТОАЛЬПИЙСКИЙ ВИД», «МОНТАННЫЙ ВИД». Создают алфавитные списки видов «БИОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ СВИТ» и «ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКИХ СВИТ». Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, создают алфавитные списки видов «БИОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ СВИТ» и «ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКИХ СВИТ» растений ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА. Производят сравнительный анализ списков «БИОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ СВИТ» и «ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКИХ СВИТ» РК в целом и окрестностей г. Сыктывкара. Проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации об интересных растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых БИОМОРФОЛОГИЧЕСКИМ И ЭКОЛОГО-ЦЕНОТИЧЕСКИМ ГРУППАМ РАСТЕНИЙ флоры Республики Коми и окресностей г. Сыктывкара. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5. (1 час). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по словам-маркёрам - «ПИЩЕВЫЕ ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ», «ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ», «лекарственныЕ растениЯ», «ТЕХНИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ», «КОРМОВЫЕ РАСТЕНИЯ». Создают алфавитные списки видов соответствующих флористических ресурсов. Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, используя Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Создают алфавитные списки видов растений соответствующих флористических ресурсов ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА. Производят сравнительный анализ списков ФЛОРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РК в целом и окрестностей г. Сыктывкара. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых ФЛОРИСТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ Республики Коми и окресностей г. Сыктывкара. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ИТОГОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 ПО ТЕМЕ «УЧЕНИЕ О ФЛОРЕ» (1 ЧАС). Обучающиеся самостоятельно, используя ранее наработанные материалы, выполняют в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ФЛОРЫ окресностей г. Сыктывкара – по образцу анализа флоры Республики Коми. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли