Тема 4.5. Флористическая карта земли.
Теория (1 час). Центры флорообразования в северном полушарии Земли (Занятие первое). ГОЛАРКТИЧЕСКОЕ флористическое царство, МАДРЕАНСКОЕ (СОНОРСКОЕ) ПОДЦАРСТВО. XXVI. МАДРЕАНСКАЯ (СОНОРСКАЯ) ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ Мадреанского (Сонорского) флористического подцарства. Географическая и флористическая характеристики территории, простирающейся от юго-запада Орегона через Калифорнию до северной части Нижней Калифорнии и включающей жаркие пустыни от Южной Калифорнии до Аризоны, Нью-Мексико и Техаса и далее к югу до Мексиканского нагорья, включая большую часть Невады и Юта. Эндемичные семейства Мадреанской флоры: Crossosomataceae, Fouquieriaceae, Simondsiaceae и Pterostemanaceae. Основные флористические провинции Мадреанской (Сонорской) флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 85. Флористическая провинция Большого Бассейна (Great Basin Province) Мадреанской (Сонорской) флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики Невады, западной части Юты, Юго-Восточного Орегона, равнины Снейк Ривер в южной части штата Айдахо, юго-западной части Вайоминга, плато Колорадо и Большого Каньона в штате Аризона. Можжевеловые кустарниковые фармации на холмах. Кустарниковые дубы Юты. Cercocarpus ledifollius сухой лесной зоны. 86. Калифорнийская флористическая провинция (Californian Province) Мадреанской (Сонорской) флористической области: наиболее характерные виды растений территории штата Калифорния с прибрежными островами, части Юго-Западного Орегона и северной части Нижней Калифорнии. Наиболее примечательные эндемики Калифорнийской флоры. 87. Сонорская флористическая провинция (Sonoran Province) Мадреанской (Сонорской) флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории, охватывающей жаркие пустыни от Калифорнии и Техаса до Мексики. Наиболее примечательные эндемичные роды Сонора – Carnegiea и Washingtonia. 88. Нагорно-Мексиканская флористическая провинция (Province of Mexican Highlands) Мадреанской (Сонорской) флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории, протянувшейся от границ Сонорской провинции до Поперечной Вулканической Сьерры, ограниченной с запада на восток прибрежными равнинами. Исключительное разнообразие флоры этой территории, смешение сонорских и неотропических элементов. Некоторые ценные и полезные виды растений из рассмотренных флористических центров МАДРЕАНСКОГО (СОНОРСКОГО) ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ПОДЦАРСТВА, используемые в хозяйстве. Вышедшие из этих флористических центров декоративные растения, культивируемые в дендрологических парках, ботанических садах и частных коллекциях в качестве комнатных и оранжерейных культур. ГОЛАРКТИЧЕСКОЕ флористическое царство, ДРЕВНЕСРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ ПОДЦАРСТВО. Географическая и флористическая характеристики территории, простирающейся от Макронезии на западе через всё Средиземноморье, Переднюю и Среднюю Азию до пустыни Гоби на востоке. Общие черты истории развития древнесредиземноморской флоры. XXVII. МАКРОНЕЗИЙСКАЯ флористическая область Древнесредиземноморского флористического подцарства. Географическая и флористическая характеристика территории. Особенности макронезийской флоры: равномерное смешение средиземноморских видов и выходцев из тропической флоры (лавры, пальмы и др.) Основные флористические провинции Макронезийской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 89. Азорская флористическая провинция (Azorean Province) Макронезийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории Азорских островов (Persea indica, Laurus azorica и др.). 90. Канарская флористическая провинция (Canarian Province) Макронезийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории Канарских островов (Ocotea foetens, Apollonias barbusana, Ilex canariensis, Arbutus canariensis и др.). 91. Мадейрская флористическая провинция (Madeiran Province) Макронезийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории островов Мадейра и Порто-Санто. Два эндемичных рода (Chamaemeles и Musschia) и более 120 эндемичных видов. 92. Флористическая провинция островов Зелёного Мыса (Cape Verde Province) Макронезийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории островов Зелёного Мыса. Особенности флоры Капе Верде: макронезийская флора в горах, африканская (пустынная и саванновая) флора на побережье. Два эндемичных рода (Tornabenea и Monachyron) и более 100 эндемичных видов. XXVIII. САХАРО-АРАВИЙСКАЯ флористическая область Древнесредиземноморского флористического подцарства. Географическая и флористическая характеристика территории всей внетропической части Сахары от атлантического побережья до Египта (по берегу залива Сидра и восточнее Киренаики достигающей Средиземного моря), Синайского полуострова, обширной внетропической части Аравийского полуострова, части Южной Палестины, Иордании, части Сирийской пустыни, Нижней Месопотамии, Южной пустыни. Особенности сахаро-аравийской флоры: равномерное смешение средиземноморских видов и выходцев из тропической флоры. Основные флористические провинции Сахаро-Аравийской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 93. Сахарская флористическая провинция (Saharan Province) Сахаро-Аравийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории пустыни Сахара от побережья Атлантического океана до Ливийской пустыни включительно (за исключением участков средиземноморского побережья со средиземноморской флорой). 94. Египетско-Аравийская флористическая провинция (Egyptian-Arabian Province) Сахаро-Аравийской флористической области: наиболее характерные виды растений и эндемики территории Египта (к востоку от долины Нила), Синайского полуострова, внетропической части Аравийского полуострова, части Южной Палестины, Иордании, Сирийской пустыни и Нижней Месопотамии (несколько севернее Балада, Кувейта и островов Бахрейн). Некоторые ценные и полезные виды растений из рассмотренных флористических центров МАКРОНЕЗИЙСКОЙ и САХАРО-АРАВИЙСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ ДРЕВНЕСРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ПОДЦАРСТВА, используемые в хозяйстве. Вышедшие из этих флористических центров декоративные растения, культивируемые в дендрологических парках, ботанических садах и частных коллекциях в качестве комнатных и оранжерейных культур. – Лекция у флористической карты Земли с использованием мультимедийной презентации и демонстрация гербарных образцов и муляжей растений. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений, систематических таксонов и хорионов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
2.6. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.Л. ТАХТАДЖЯНА: ТИПИЧНЫЕ, ЭНДЕМИЧНЫЕ И РЕЛИКТОВЫЕ ВИДЫ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ ОСНОВНЫХ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЗЕМНОГО ШАРА. Практика (2 часа). Учащиеся, в соответствии с персональным заданием, проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации о характерных соответствующих флористических провинций растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых флористическому своеобразию соответствующих фитохорионов. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ЗАНЯТИЕ 48 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли