logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.

Теория (1 час). Исследовательской (геоботанической) целью предстоящей экспедиции является изучение растений, зимующих под снегом в зеленом состоянии. Для исследования желательно выбрать несколько сильно различающихся биотопов, например темный хвойный (еловый) лес, светлый хвойный (сосновый) лес, лиственный лес (либо болото) и луг. В каждом из этих биотопов следует заложить площадки, на которых раскопать снег и подсчитать и определить все зеленые растения. Данное теоретическое занятие представляет собой попытку обсудить со школьниками проблему условий существования растений в зимних условиях, адаптации растений к этим условиям и классификацию растений, зимующих зелеными.

Адаптации растений к зимним условиям. Всем известно, что зима - трудное, неблагоприятное для растений время года. Основная опасность, которая подстерегает растения зимой - высыхание. Именно это главная угроза, так как вода в почве замерзает. Если в зимнее время начнет подсыхать какая-нибудь часть растения, она неминуемо погибнет. Ведь во время холодов передвижения воды по растению нет и восполнить потери влаги невозможно. А испаряется вода зимой довольно хорошо (вспомните, как быстро сохнет белье на морозе). Поэтому все адаптации растений к зиме направлены на снижение потерь влаги. Для деревьев и кустарников главный способ борьбы с зимним высыханием - сбрасывание листвы. Такие растения называются листопадными, то есть их листья опадают все вместе осенью, а живут один сезон. Необходимое количество света и воды растения получают в течение весны и лета, их крупные листья работают достаточно эффективно, чтобы обеспечить растение питательными веществами на начало следующего сезона. На зиму такие растения как бы впадают в спячку, практически не расходуя воды и не фотосинтезируя. Хвойные растения пошли другим путем - в их листьях очень мало собственно воды, а преобладают незамерзающие эфирные масла, алкалоиды и сахара. Все физиологические процессы в хвойных растениях, в том числе и фотосинтез, идут очень медленно, но зато они могут идти при низких температурах, даже зимой. Для еще меньших потерь влаги листья хвойных растений игловидные, жёсткие, защищены слоем воска. Каждый лист (хвоинка) живёт 2-5 лет, а опадают листья не все вместе, а по очереди в течение года. Дополнительные средства защиты стволов и ветвей - кора (пробковый слой), а почек - почечные чешуи - снижают зимние потери влаги еще больше и обеспечивают длительную зимовку этих растений. Другое дело - нежные травянистые растения. Их основной способ переживания зимы - полное отмирание надземной части (у большинства), или всего растения (у однолетников), либо специальные «хитрые» адаптации (у вечнозеленых и зимнезеленых). Именно о них и пойдет речь на этом занятии. Вечнозеленые и зимнезеленые растения под снегом. Основное условие существования травянистых зеленых растений в умеренном климате - наличие достаточного снегового покрова. Основная его функция в данном случае - предохранительная, или теплоизоляционная. Известно, что снежный покров имеет рыхлое строение из-за формы снежинок. В пустотах между снежинками находится воздух, который отличается плохой теплопроводностью, и именно ему мы обязаны за столь замечательное свойство снега. Он, как мы нередко (но неправильно) говорим, «хорошо греет». Благодаря слабой теплопроводности снега суточные колебания температур проникают в его толщу в среднем всего лишь на 24 сантиметра. Как свидетельствуют специальные исследования, если на поверхности снега размах колебаний температуры достигает 30 градусов, то уже на глубине всего пять сантиметров он составляет только 16 градусов, на глубине 24 сантиметра -3 градуса и, наконец, на глубине 44 сантиметра амплитуда ничтожно мала - 0,8 градуса. Именно благодаря снеговому покрову и существуют зимой в умеренном климате зеленые растения. Как же зимуют низкорослые растения, которые целиком скрыты под снегом? В их число входят кустарнички (они отличаются от настоящих кустарников только меньшими размерами), травы, мхи и лишайники. Все эти растения проводят зиму в несравненно более благоприятных условиях, чем деревья и кустарники. Они почти все \ время находятся под защитой снегового покрова, не возвышаются над ним. Этим растениям гораздо меньше грозят зимнее высыхание и суровые морозы. Под покровом снега зимовать не так опасно, как на открытом воздухе, без всякой защиты. Большинство травянистых растений отмирает на зиму - либо целиком (однолетние растения), либо только их надземные части (многолетние растения). Но есть и такие, которые зимуют под снегом зелеными - их стебли и листья не меняют своего летнего облика. Стебли этих растений, обычно невысокие, едва возвышающиеся над поверхностью почвы, листья тоже располагаются у земли. Зимой все надземные части прижаты снегом, распластаны по поверхности почвы. На стеблях помимо листьев зимуют еще и почки, из которых следующей весной вырастут новые молодые побеги. Почки тоже располагаются у самой земли. Словом, все надземные живые органы растений данного типа не поднимаются высоко над почвой. Морозы и высыхание этим растениям зимой не очень опасны: снеговой покров надежно защищает их от зимних невзгод. Тем не менее, зеленые травы и кустарнички также защищаются от высыхания -на листьях они имеют восковой налет или опушение, а также имеют «химическую» защиту - в состав клеток этих растений входят антифризы - дубильные вещества или сахара. Имеется у них еще и «физическая» защита - в их тканях между клетками есть промежутки, для того, чтобы замерзающая вода не разорвала ткань растения, как это происходит со стеклянной бутылкой с водой, которую оставили на морозе. В зеленом состоянии под снегом зимуют два типа растений - вечнозелёные (чьи листья живут 2-5 лет) и зимнезелёные (чьи листья живут один год). Вечнозелёные растения это все виды мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква. Все эти растения (кроме мхов) имеют типичный для всех вечнозеленых растений набор адаптаций - маленькие размеры, пробковый слой на стеблях и восковая кутикула или опушение на листьях, высокое содержание незамерзающих веществ в тканях и т.д. Особое дело - мхи. У них вообще нет никаких проблем с зимовкой - они могут зимовать и без снега, совершенно открыто. У этих растений вообще нет приспособлений, предохраняющих от потери воды, как летом, так и зимой, нет никакого защитного слоя на поверхности листьев и стеблей. Дело в том, что мхи не боятся сильных морозов, потому что им совершенно неопасно высыхание. Они поглощают воду совсем не так, как многие другие растения. Вода поступает внутрь мха не снизу, из почвы, через корни, а главным образом сверху, из атмосферы, через листья и стебли. Настоящих, хорошо ' развитых корней у мхов нет, и растения впитывают воду всей своей надземной частью, словно губка. Столь же пассивно и при этом сравнительно быстро мох отдает воду. Никаких приспособлений для удержания воды растение тоже не имеет. Если долго нет дождя, мох полностью теряет влагу, высыхает до воздушно-сухого состояния. Однако он при этом не погибает, а просто переходит в состояние покоя. Многие другие, более крупные растения в этом случае наверняка бы погибли, а мох остается живым. Это пример удивительной приспособленности к полному высыханию. Объясняется это замечательное явление особыми свойствами протопласта - живого содержимого клеток мхов. Протопласт мхов не погибает даже после сильного высыхания. Следовательно, мхам не опасна потеря воды ни летом, ни зимой. Вот почему условия перезимовки не имеют для них большого значения. Мхи хорошо переносят зиму в любых условиях - как под защитой снегового покрова, так и без него. Зимнезелёными называются листопадные растения, листья которых появляются весной (как у всех листопадных растений), и отмирают все вместе, но не осенью, как у всех «нормальных» растений, а весной. То есть живут листья один год, но период листопада приходится у них на весну. Выгоды от такого образа жизни достаточно очевидны. Во-первых, таким образом, растение продлевает себе длительность фотосинтетического периода - от ранней весны, когда снег только стаял и до момента поздней осени, когда слой снега станет существенным. Вторая причина очень интересна. Известно, что все листопадные растения должны иметь большой запас питательных веществ на время разворачивания новых листьев. Эти вещества откладываются предыдущим «летним» поколением в корнях и стеблях и у обычных листопадных растений очень много времени уходит на развитие из этих веществ новых побегов. В природе уже давно светло и тепло, а растения еще не начали фотосинтезировать. Это недостаток. У зимнезелёных растений этого недостатка нет - они начинают фотосинтезировать и вырабатывать энергию как только сходит снег, т.е. появляется свет - за счет перезимовавших «старых» листьев. И только после того, как появятся новые листья, старые, перезимовавшие, отомрут. В-третьих, так как листья зимнезеленых растений переживают только одну зиму, они не настолько «вооружены», как, например, листья вечнозелёных растений, а значит, обходятся растению дешевле (с энергетической точки зрения). Обычные в наших лесах зимнезелёные растения - копытень европейский, осока волосистая, щитовник игольчатый, зеленчук жёлтый, кислица обыкновенная. В лесах средней полосы вечнозелёных и зимнезелёных растений больше всего в ельниках. Основная причина - световой режим в нижних ярусах леса. Из всех наших типов леса - ельник самый тёмный, причём во все сезоны года. Поэтому для растений нижнего яруса очень важно как можно дольше продлить возможность фотосинтеза. Кроме того, почвы еловых лесов часто не очень благоприятны для растений - они не очень богаты, обычно переувлажнены и обладают высокой кислотностью. В таких условиях растения развиваются медленно, весной листья распускаются поздно, прошлогодние в это время очень важны. Велико число зимнезеленых растений и в лиственных лесах (но меньше, чем в ельнике). Здесь причина другая. В лиственных, особенно широколиственных лесах после распускания листвы в кронах под их пологом становится настолько темно, что многие растения не могут нормально развиваться. Многие травянистые растения приспособились к очень быстрому развитию в этот короткий период между сходом снега и распусканием листвы на деревьях. Приспособились по-разному: одни - эфемероиды - запасают питательные вещества в клубнях и луковицах и цветут сразу после схода снега (первоцветы, их изучению в данной серии посвящено задание №2, весенний сезон), другие - зимуют зелеными, чтобы фотосинтезировать и дать новые побеги за счет перезимовавших листьев. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ. В каждом биотопе в типичном месте, желательно на ровном участке, закладывается площадка размером 1 х 1 м (с помощью рулетки). С помощью лопат снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы работать лопатой следует осторожно, чтобы не повредить растения, а последний тонкий слой снега желательно удалять щеткой или веником. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений. Если учащиеся не знают видовых названий растений, то им дают условные названия или номера и по 2-3 экземпляра срывают и берут с собой для последующего определения в лабораторных условиях. Растения либо складывают по видам в разные пакетики (конвертики), либо связывают по черешкам и каждый пакетик (конвертик, пучок) снабжают этикеткой (когда, где, кем собрано).

Практика (2 часа). Практические работы по организации зимнего двухдневного туристического похода (экспедиции) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА похода (ЭКСПЕДИЦИИ): «ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ И ЗИМНЕЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ И ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ». Под руководством педагога учащиеся определяют район похода, который должен включать как минимум, три различных растительных сообщества. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) зимой, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района следования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют общественное туристическое снаряжение (палатки, костровое оборудование, котлы, походную аптечку, аварийный комплект, инструменты). Проверяют комплектацию одежды и обуви. Особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую холодную погоду. Дополнительное зимнее индивидуальное снаряжение. Лыжи и лыжные палки. Теплое белье. Ватник или теплая куртка. Теплая шапка. Рукавицы теплые. Перчатки шерстяные. Бахилы. Для проведения геоботанической работы понадобятся рулетки, лопаты и определители растений (желательно иллюстрированные). Распределяют должности и обязанности в группе. Составляют смету расходов и определяют источники финансирования. Герметизируют спички, растопку. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе, пересыпают и герметизируют. Распределяют общественное снаряжение. Тренируются в технике завязывания и развязывания на ветру распространённых среди туристов узлов. Разучивают туристские песни.

3.10. ДВУДНЕВНЫЙ поход (ЭКСПЕДИЦИЯ) в район санитарно-защитной зелёной зоны Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ И ЗИМНЕЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА «ОТРАБОТКА РАЗВЁРТЫВАНИЯ И СВЁРТЫВАНИЯ ЛАГЕРЯ, ТУРИСТКО-БЫТОВЫХ И ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ» с ночёвкой в лесу. 12 часов.

РАСПОРЯДОК ДНЯ в двухдневном ПОХОДЕ.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.

Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению геоботанических исследований на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 15 минут). Требования к местам привалов зимой. Расположение на привале зимой. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Ориентирование в пути. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с юными геоботаниками на привалах. Характеристика ландшафта, техника безопасности. Постановка и конкретизация исследовательской задачи. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Экспедиционная работа на биотопе №1 (ориентировочно – 45 минут). желательно на ровном участке, закладывается площадка размером 1 х 1 м (с помощью рулетки). С помощью лопат снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы работать лопатой следует осторожно, чтобы не повредить растения, а последний тонкий слой снега желательно удалять щеткой или веником. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений. Если учащиеся не знают видовых названий растений, то им дают условные названия или номера и по 2-3 экземпляра срывают и берут с собой для последующего определения в лабораторных условиях. Растения либо складывают по видам в разные пакетики (конвертики), либо связывают по черешкам и каждый пакетик (конвертик, пучок) снабжают этикеткой (когда, где, кем собрано). Упаковка собранных материалов в рюкзаки или специальные сумки.

Отдых, завтрак на бутербродах, подготовка к продолжению движения (примерно – 15 минут).

Второй переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Ориентирование в пути. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков.

Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Требования к местам привалов зимой. Расположение на привале зимой. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Организация работ по приготовлению пищи. Зимние типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей. Характеристика ландшафта, техника безопасности. Постановка и конкретизация исследовательской задачи.

Экспедиционная работа на биотопе №2 (ориентировочно – 45 минут). желательно на ровном участке, закладывается площадка размером 1 х 1 м (с помощью рулетки). С помощью лопат снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы работать лопатой следует осторожно, чтобы не повредить растения, а последний тонкий слой снега желательно удалять щеткой или веником. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений. Если учащиеся не знают видовых названий растений, то им дают условные названия или номера и по 2-3 экземпляра срывают и берут с собой для последующего определения в лабораторных условиях. Растения либо складывают по видам в разные пакетики (конвертики), либо связывают по черешкам и каждый пакетик (конвертик, пучок) снабжают этикеткой (когда, где, кем собрано). Упаковка собранных материалов в рюкзаки или специальные сумки.

Отдых, полдник на бутербродах, подготовка к продолжению движения (примерно – 15 минут).

Третий переход (движение по маршруту к месту ночного бивака – биотопу № 3). Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Ориентирование в пути. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Прибытие к месту ночёвки. Обращение с рюкзаком. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей. Всего на маршруте в первый день – 5 часов 45 минут.

Подготовка к ночлегу. Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Организация и планировка зимнего лагеря: жилые палатки, столовая, туалет, специальная палатка (руководитель, санизолятор, склад). Проверка состояния спальных мешков и ковриков. Подготовка дополнительной (тёплой и сухой) одежды на смену. Организация работ по добыче воды и приготовлению ужина. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Санитарно - гигиенические мероприятия на биваке: умывание, мытье ног, применение дезодорантов, санитарный контроль. Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды (на ночь и на утро), приготовление продуктов на утро. Отбой. Особенности организации ночлега в лесу зимой.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Обращение с рюкзаком. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников. Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о планах на предстоящий день. Постановка и конкретизация исследовательской задачи. Характеристика ландшафта, техника безопасности. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о начале геоботанической работы группы и самочувствии детей на второй день путешествия.

Экспедиционная работа на биотопе № 3 (ориентировочно – 45 минут). желательно на ровном участке, закладывается площадка размером 1 х 1 м (с помощью рулетки). С помощью лопат снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы работать лопатой следует осторожно, чтобы не повредить растения, а последний тонкий слой снега желательно удалять щеткой или веником. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений. Если учащиеся не знают видовых названий растений, то им дают условные названия или номера и по 2-3 экземпляра срывают и берут с собой для последующего определения в лабораторных условиях. Растения либо складывают по видам в разные пакетики (конвертики), либо связывают по черешкам и каждый пакетик (конвертик, пучок) снабжают этикеткой (когда, где, кем собрано). Упаковка собранных материалов в рюкзаки или специальные сумки.

Отдых, подготовка к продолжению движения (примерно – 15 минут). Выход на маршрут (с территории ночного бивака). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 15 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Постановка и конкретизация исследовательской задачи. Характеристика ландшафта, техника безопасности.

Экспедиционная работа на биотопе № 4 (ориентировочно – 45 минут). желательно на ровном участке, закладывается площадка размером 1 х 1 м (с помощью рулетки). С помощью лопат снег с площадки удаляется. Ближе к поверхности почвы работать лопатой следует осторожно, чтобы не повредить растения, а последний тонкий слой снега желательно удалять щеткой или веником. Очищенную от снега площадку описывают, т.е. определяют видовой состав всех зеленых растений. Если учащиеся не знают видовых названий растений, то им дают условные названия или номера и по 2-3 экземпляра срывают и берут с собой для последующего определения в лабораторных условиях. Растения либо складывают по видам в разные пакетики (конвертики), либо связывают по черешкам и каждый пакетик (конвертик, пучок) снабжают этикеткой (когда, где, кем собрано). Упаковка собранных материалов в рюкзаки или специальные сумки.

Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Выбор места для приготовления пищи. Зимние типы костров, виды топлива и растопки. Добыча воды и топлива. Организация работ по приготовлению пищи. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Подготовка к продолжению движения. Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя об итогах экспедиции. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников. Выход на маршрут. Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.

Переход после обеденного привала, прибытие на конечный пункт (территорию образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 5 часов 45 минут.

Подведение итогов похода (15 минут) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.

ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 43. (3 часа).