2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
2.1. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОБОТАНИКИ – СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ СУШИ. БОТАНИЧЕСКАЯ (БИОЛОГИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ВИДА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РАСТЕНИЙ ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЯМ. - 9 часов.
Теория. СОСУДИСТЫЕ (ВЫСШИЕ) РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОБОТАНИКИ. Познание мира растений: от частного к общему. Систематизация знаний о живом. СИСТЕМАТИКА – наука о разнообразии живых организмов, методах его (разнообразия) описания и закономерностях его возникновения. Две крупнейшие задачи систематики: Две составляющие систематику дисциплины: таксономия и номенклатура. Конечная цель объединения усилий таксономии и номенклатуры - СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИДА. Главное биологическое свойство видов: растения одного вида характеризуются сходством всех существенных признаков — морфологических, анатомических, биологических. Вид — КАК основная единица классификации. Вид как «система …, объединенная общими признаками…, общим происхождением и общим географическим ареалом и достаточно четко отделенная от близких видов, как совокупностью признаков, так и изолирующими барьерами» (А.Л. Тахтаджян, 1984). Обозначение видов растений с помощью двойных названий — бинарной номенклатуры. СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ. Конечная цель систематики растений — создание системы царства растений. Классифицирование как – распределение организмов по группам в соответствии с их взаимоотношениями. Три основных типа классификаций: Искусственные (artificial), Естественные (natural) и Филогенетические. Основные положения ФилогенетическОЙ концепциИ вида. Эволюционная теория Дарвина как основа построения филогенетических систем. Особенности филогенетических систем. Составление систематизированных списков растений конкретных территорий – Флор. Флора СССР (тома 1-30). Флора северо-востока европейской части СССР (тома 1-4). Сосудистые растения Республики Коми. Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Знакомство с книгами. Правила определения объектов по дихотомическому ключу (по схеме «теза-антитеза»). «Бумажные» определители, и работа с ними. Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. «Оцифрованные» определители, и работа с ними. Просмотрщики pdf и djvu-форматов файлов; работа в компьютерных прогаммах «Adobe Acrobat 7.0» и «Lizardtech DjVu Control». Осенняя флора средней полосы европейской части СССР. Определитель осок средней полосы Европейской части СССР по вегетативным органам. Определитель древесных растений по листьям. Атлас-определитель сосудистых растений таёжной зоны Европейской России. Декоративные травянистые растения для открытого грунта СССР. Особенности работы с оцифрованными «Флорами»: ФЛОРА СЕВЕРО-ВОСТОКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР. АРКТИЧЕСКАЯ ФЛОРА СССР. Электронные клоны «бумажных» определителей: ВЕСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА МГУ. Работа с определителем (требуется Microsoft Internet Explorer 6.0 и выше, обозревателем Mozilla Firefox не поддерживается). Простейшая технология изготовления «электронных клонов» бумажных определителей в программах «Microsoft Office PowerPoint 2003» и «Microsoft Office Word 2003». Электронные определители растений в ИНТЕРНЕТ И правила пользования ИМИ в онлайн-режиме. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран «Плантариум» - определитель растений online и иллюстрированный атлас видов, предназначенный для широкого круга пользователей. ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА «ФЛОРА РОССИИ». поисковая система International Organization for Plant Information. АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС РОССИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ СТРАН. Информационная поисковая система по фауне и флоре заповедников России (Раздел - Сосудистые растения заповедников Российской Федерации). Флористическое районирование Земли ПО А.Л. ТАХТАДЖЯНУ (ВИКИПЕДИЯ). СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ТАХТАДЖАНА НА «Flowering Plant Gateway». ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Быстрый поиск информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию.
Практическая работа №1. (1 час). Учащиеся под руководством педагога в компьютерном классе знакомятся с оцифрованной (электронной версией в pdf-формате) книги Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям и правилами работы с компьютерной программой «Adobe Acrobat». Учатся определять растения по дихотомической логической цепочке «ТЕЗА» - «АНТИТЕЗА». Практически выполняют определение видов деревьев и кустарников территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по собранным и загербаризированным на предыдущем практическом занятии веткам и листьям. Результаты фиксируют на этикетках гербарных листов.
Практическая работа №2. (2 часа). КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ГЕРБАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОБРАННЫХ НА ЭКСКУРСИЯХ, В ПОХОДАХ И ЭКСПЕДИЦИЯХ. Учащиеся под руководством педагога в компьютерном классе практически выполняют определение видов растений по собранным и загербаризированным образцам. Результаты фиксируют на этикетках гербарных листов.
Практическая работа №3. (2 часа). КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ГЕРБАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОБРАННЫХ НА ЭКСКУРСИЯХ, В ПОХОДАХ И ЭКСПЕДИЦИЯХ. Учащиеся под руководством педагога в компьютерном классе практически выполняют определение видов растений по собранным и загербаризированным образцам. Результаты фиксируют на этикетках гербарных листов.
Практическая работа №4. (1,5 часа). КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ГЕРБАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОБРАННЫХ НА ЭКСКУРСИЯХ, В ПОХОДАХ И ЭКСПЕДИЦИЯХ. Учащиеся под руководством педагога в компьютерном классе практически выполняют определение видов растений по собранным и загербаризированным образцам. Результаты фиксируют на этикетках гербарных листов.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли