logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.

Теория (1 час). Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями. Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Должности в группе постоянные и временные. Составление плана подготовки похода. Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана - графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. Понятие о тактике и технике в туризме. Подбор литературы и картографического материала. Копирование карт. Составление плана экспедиции. Разработка маршрута, план-график движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Оформление походной документации, утверждение похода. Обязанности администрации образовательного учреждения, участие родителей в подготовке похода.

Практика (2 часа). Практические работы по организации однодневной экспедиции (6 часов) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Под руководством педагога учащиеся определяют цели и район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям описания сезонного состояния растительных сообществ, фотографированию растений и сбору материалов для составления гербария. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района исследования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Изготавливают необходимые бланки для внесения результатов геоботанических наблюдений или описаний растений. Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленые блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое и геоботаническое снаряжение. Распределяют должности обязанности в группе. Закупают набор продуктов для организации бутербродного питания в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу.

3.6. однодневный поход (экспедиция) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕРБАРИЯ». 6 часов.

РАСПОРЯДОК ДНЯ в ОДНОДНЕВНОМ походе (экспедиции).

Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.

Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Достижение места назначения (предполагаемой точки базирования экспедиции для выполнения геоботанических работ). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 60 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком (паковка излишнего снаряжения).

Выполнение геоботанических работ (ориентировочно – 60 минут). Обследование территории по индивидуальным радиальным маршрутам восьмиконечной звезды. Топографическая работа по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Познавательная геоботаническая работа на индивидуальных маршрутах: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений. Обращение с рюкзаком (паковка геоботанического снаряжения, инструментов и собранных материалов). Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о прибытии в место назначения, о результатах выполнения запланированых работ, о самочувствии детей.

Переход после обеденного привала на конечный пункт (территорию образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 4 часа 45 минут.

Подведение итогов похода (1 час 15 минут) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Отчет руководителя. Первичная обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.

ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 11 (3 часа).

ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). ПОДКЛАСС РОЗИДЫ (ROSIDAE). Надпорядок розоцветные. Порядок росянковые. Семейство Росянковые (Droseraceae): Росянка круглолистная, Росянка английская. Порядок камнеломковые. Семейство Толстянковые (Crassulaceae): Родиола розовая, или Золотой корень. Родиола четырёхчленная. Очиток едкий. Очиток пурпурный, или Заячья капуста. Семейство Белозоровые (Parnassiaceae): Белозор болотный. Семейство Камнеломковые (Saxifragaceae): Селезёночник очереднолистный, Селезёночник четырёхтычинковый. Камнеломка точечная, Камнеломка снежная, Камнеломка ястребинколистная, Камнеломка листочковая, Камнеломка болотная. Камнеломка поникающая, Камнеломка сибирская, Камнеломка дернистая, Камнеломка колючая, Камнеломка жестколистная, Камнеломка супротивнолистная, Камнеломка тонкая. Семейство Крыжовниковые (Grossulariaceae): Смородина красная, Смородина щетинистая, Смородина пушистая, Смородина чёрная. Порядок розоцветные. Семейство Розовые, или Розоцветные (Rosaceae): Спирея средняя. Кизильник черноплодный, Кизильник одноцветковый. Рябина обыкновенная, Рябина сибирская. Морошка. Княженика арктическая. Костяника обыкновенная, Княженика хмелелистная. Малина обыкновенная, Малина сахалинская. Земляника лесная. Курильский чай обыкновенный. Сабельник болотный. Лапчатка неблестящая, Лапчатка сероватая, Лапчатка низкая, Лапчатка норвежская, Лапчатка средняя, Лапчатка Гейденрейха. Лапчатка Гольдбаха, Лапчатка холодная, Лапчатка Кранца, Лапчатка прямостоячая, или Калган. Лапчатка гусиная, Лапчатка многораздельная, Лапчатка Кузнецова, Лапчатка золотистая. Сиббальдия распростёртая. Новосиверсия ледяная. Гравилат речной, Гравилат городской. Дриада восьмилепестная, Дриада точечная. Лабазник вязолистный. Манжетка сизоватая, Манжетка шершавостебельная, Манжетка горная, Манжетка сибирская. Манжетка шаровидноскученная, Манжетка сарматская. Манжетка почти щетинистая, Манжетка изящная, Манжетка Линдберга, Манжетка остролопастная, Манжетка городковатая,Манжетка северная. Манжетка семиугольная, Манжетка обеднённая, Манжетка голостебельная, Манжетка клубочковая, Манжетка туповидная, Манжетка Мурбека, Манжетка балтийская, Манжетка замедленная, Манжетка тупая, Манжетка голообразная, Манжетка голая. Кровохлёбка аптечная. Шиповник иглистый, Шиповник майский. Черёмуха обыкновенная. НАДПОРЯДОК МИРТОВЫЕ. ПОРЯДОК МИРТОВЫЕ. Подпорядок миртовые. Семейство Дербенниковые (Lythraceae): Дербенник иволистный. Бутерлак портулаковидный. Подпорядок кипрейные. Семейство Кипрейные (Onagraceae): Иван-чай узколистный, Иван-чай широколистный. Кипрей даурский, Кипрей железистостебельный, Кипрей альсинолистный, Кипрей горный, Кипрей альпийский, Кипрей болотный, Кипрей Хорнемана, Кипрей молочноцветный, Кипрей холмовой. ПОРЯДОК СЛАЯНОЯГОДНИКОВЫЕ. Семейство Слаяноягодниковые (Haloragaceae): Уруть колосистая, Уруть мутовчатая. Надпорядок бобовые. Порядок бобовые. Семейство Бобовые (Fabaceae): Язвенник обыкновенный. Астрагал датский, Астрагал холодный, Астрагал норвежский, Астрагал субарктический, Астрагал Городкова, Астрагал зонтичный. Копеечник альпийский, Копеечник арктический. Чина болотная, Чина лесная, Чина клубневая, Чина гороховидная, Чина луговая, Чина весенняя. Лядвенец печорский, Лядвенец жигулёвский, Лядвенец рогатый. Донник белый, Донник зубчатый, Донник лекарственный. Остролодочник Мертенса, Остролодочник уральский, Остролодочник грязноватый. Люпинастер (Клевер) люпиновидный. Клевер (Трилистник) пашенный, Клевер (Трилистник) средний, Клевер (Трилистник) луговой. Хризапис (Клевер) золотистый, Хризапис (Клевер) тёмно-каштановый. Амориа гибридная, или Клевер гибридный. Амориа ползучая, или Клевер ползучий. Амориа горная, или Клевер горный. Люпин многолистный. Люцерна серповидная, Люцерна хмелелистная, Люцерна посевная. Горошек узколистный, Горошек мышиный, Горошек волосистый, Горошек заборный, Горошек лесной, Горошек тонколистный. Надпорядок рутовые. ПОрядок гераниевые. Семейство Гераниевые (Geraniaceae): Аистник цикутный. Герань белоцветковая, Герань болотная, Герань луговая, Герань Роберта, Герань лесная. Семейство Кисличные (Oxalidaceae): Кислица обыкновенная. Порядок льновые. Семейство Льновые (Linaceae): Лён северный. Порядок бальзаминовые. Семейство Бальзаминовые (Balsaminaceae): Недотрога обыкновенная, Недотрога уральская. Порядок истодовые. Семейство Истодовые (Polygalaceae): Истод горьковатый, Истод хохлатый, Истод обыкновенный. Надпорядок Крушиновые. Порядок крушиновые. Семейство Крушиновые (Rhamnaceae): Крушина ольховидная. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.

Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.

ЗАНЯТИЕ 12 (3 часа).