Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
Теория (1 час). Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями. Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Должности в группе постоянные и временные. Составление плана подготовки похода. Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана - графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. Понятие о тактике и технике в туризме. Подбор литературы и картографического материала. Копирование карт. Составление плана экспедиции. Разработка маршрута, план-график движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Оформление походной документации, утверждение похода. Обязанности администрации образовательного учреждения, участие родителей в подготовке похода.
Практика (2 часа). Практические работы по организации однодневной экспедиции (6 часов) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ». Под руководством педагога учащиеся определяют цели и район похода. Подбирают методическую литературу по технологиям описания сезонного состояния растительных сообществ, фотографированию растений и сбору материалов для составления гербария. Подбирают карты и копируют их, делают распечатки космических снимков района исследования. Составляют план подготовки похода. Разрабатывают и составляют маршрут и график движения. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Изготавливают необходимые бланки для внесения результатов геоботанических наблюдений или описаний растений. Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленые блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое и геоботаническое снаряжение. Распределяют должности обязанности в группе. Закупают набор продуктов для организации бутербродного питания в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу.
3.6. однодневный поход (экспедиция) в санитарно-защитную зелёную зону Сыктывкара. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «ОСЕННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «СБОР ОБРАЗЦОВ ОСЕННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕРБАРИЯ». 6 часов.
РАСПОРЯДОК ДНЯ в ОДНОДНЕВНОМ походе (экспедиции).
Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.
Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Достижение места назначения (предполагаемой точки базирования экспедиции для выполнения геоботанических работ). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 60 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком (паковка излишнего снаряжения).
Выполнение геоботанических работ (ориентировочно – 60 минут). Обследование территории по индивидуальным радиальным маршрутам восьмиконечной звезды. Топографическая работа по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Познавательная геоботаническая работа на индивидуальных маршрутах: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений. Обращение с рюкзаком (паковка геоботанического снаряжения, инструментов и собранных материалов). Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о прибытии в место назначения, о результатах выполнения запланированых работ, о самочувствии детей.
Переход после обеденного привала на конечный пункт (территорию образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 4 часа 45 минут.
Подведение итогов похода (1 час 15 минут) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Отчет руководителя. Первичная обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.
ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 11 (3 часа).
ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). ПОДКЛАСС РОЗИДЫ (ROSIDAE). Надпорядок розоцветные. Порядок росянковые. Семейство Росянковые (Droseraceae): Росянка круглолистная, Росянка английская. Порядок камнеломковые. Семейство Толстянковые (Crassulaceae): Родиола розовая, или Золотой корень. Родиола четырёхчленная. Очиток едкий. Очиток пурпурный, или Заячья капуста. Семейство Белозоровые (Parnassiaceae): Белозор болотный. Семейство Камнеломковые (Saxifragaceae): Селезёночник очереднолистный, Селезёночник четырёхтычинковый. Камнеломка точечная, Камнеломка снежная, Камнеломка ястребинколистная, Камнеломка листочковая, Камнеломка болотная. Камнеломка поникающая, Камнеломка сибирская, Камнеломка дернистая, Камнеломка колючая, Камнеломка жестколистная, Камнеломка супротивнолистная, Камнеломка тонкая. Семейство Крыжовниковые (Grossulariaceae): Смородина красная, Смородина щетинистая, Смородина пушистая, Смородина чёрная. Порядок розоцветные. Семейство Розовые, или Розоцветные (Rosaceae): Спирея средняя. Кизильник черноплодный, Кизильник одноцветковый. Рябина обыкновенная, Рябина сибирская. Морошка. Княженика арктическая. Костяника обыкновенная, Княженика хмелелистная. Малина обыкновенная, Малина сахалинская. Земляника лесная. Курильский чай обыкновенный. Сабельник болотный. Лапчатка неблестящая, Лапчатка сероватая, Лапчатка низкая, Лапчатка норвежская, Лапчатка средняя, Лапчатка Гейденрейха. Лапчатка Гольдбаха, Лапчатка холодная, Лапчатка Кранца, Лапчатка прямостоячая, или Калган. Лапчатка гусиная, Лапчатка многораздельная, Лапчатка Кузнецова, Лапчатка золотистая. Сиббальдия распростёртая. Новосиверсия ледяная. Гравилат речной, Гравилат городской. Дриада восьмилепестная, Дриада точечная. Лабазник вязолистный. Манжетка сизоватая, Манжетка шершавостебельная, Манжетка горная, Манжетка сибирская. Манжетка шаровидноскученная, Манжетка сарматская. Манжетка почти щетинистая, Манжетка изящная, Манжетка Линдберга, Манжетка остролопастная, Манжетка городковатая,Манжетка северная. Манжетка семиугольная, Манжетка обеднённая, Манжетка голостебельная, Манжетка клубочковая, Манжетка туповидная, Манжетка Мурбека, Манжетка балтийская, Манжетка замедленная, Манжетка тупая, Манжетка голообразная, Манжетка голая. Кровохлёбка аптечная. Шиповник иглистый, Шиповник майский. Черёмуха обыкновенная. НАДПОРЯДОК МИРТОВЫЕ. ПОРЯДОК МИРТОВЫЕ. Подпорядок миртовые. Семейство Дербенниковые (Lythraceae): Дербенник иволистный. Бутерлак портулаковидный. Подпорядок кипрейные. Семейство Кипрейные (Onagraceae): Иван-чай узколистный, Иван-чай широколистный. Кипрей даурский, Кипрей железистостебельный, Кипрей альсинолистный, Кипрей горный, Кипрей альпийский, Кипрей болотный, Кипрей Хорнемана, Кипрей молочноцветный, Кипрей холмовой. ПОРЯДОК СЛАЯНОЯГОДНИКОВЫЕ. Семейство Слаяноягодниковые (Haloragaceae): Уруть колосистая, Уруть мутовчатая. Надпорядок бобовые. Порядок бобовые. Семейство Бобовые (Fabaceae): Язвенник обыкновенный. Астрагал датский, Астрагал холодный, Астрагал норвежский, Астрагал субарктический, Астрагал Городкова, Астрагал зонтичный. Копеечник альпийский, Копеечник арктический. Чина болотная, Чина лесная, Чина клубневая, Чина гороховидная, Чина луговая, Чина весенняя. Лядвенец печорский, Лядвенец жигулёвский, Лядвенец рогатый. Донник белый, Донник зубчатый, Донник лекарственный. Остролодочник Мертенса, Остролодочник уральский, Остролодочник грязноватый. Люпинастер (Клевер) люпиновидный. Клевер (Трилистник) пашенный, Клевер (Трилистник) средний, Клевер (Трилистник) луговой. Хризапис (Клевер) золотистый, Хризапис (Клевер) тёмно-каштановый. Амориа гибридная, или Клевер гибридный. Амориа ползучая, или Клевер ползучий. Амориа горная, или Клевер горный. Люпин многолистный. Люцерна серповидная, Люцерна хмелелистная, Люцерна посевная. Горошек узколистный, Горошек мышиный, Горошек волосистый, Горошек заборный, Горошек лесной, Горошек тонколистный. Надпорядок рутовые. ПОрядок гераниевые. Семейство Гераниевые (Geraniaceae): Аистник цикутный. Герань белоцветковая, Герань болотная, Герань луговая, Герань Роберта, Герань лесная. Семейство Кисличные (Oxalidaceae): Кислица обыкновенная. Порядок льновые. Семейство Льновые (Linaceae): Лён северный. Порядок бальзаминовые. Семейство Бальзаминовые (Balsaminaceae): Недотрога обыкновенная, Недотрога уральская. Порядок истодовые. Семейство Истодовые (Polygalaceae): Истод горьковатый, Истод хохлатый, Истод обыкновенный. Надпорядок Крушиновые. Порядок крушиновые. Семейство Крушиновые (Rhamnaceae): Крушина ольховидная. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 12 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли