logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Комбинированное занятие №1 (1 час). Обеспечение безопасности в туристском походе.

Опасности на маршруте могут быть объективными, т.е. обусловленными природой, или субъективными, т. е. вызванными нашими неправильными поступками или бездействием. Существуют три основных правила безопасности: 1. Предвидеть опасность; 2. По возможности избегать ее; 3. При необходимости грамотно действовать. На маршруте группа действует как единое целое, а руководитель должен полностью контролировать ее. Для этого рекомендуем соблюдать некоторые правила, сформулированные нами на основе собственного опыта. Правило первое: Мы никуда не спешим. Какое это имеет отношение к безопасности? Самое прямое. Принципиальный отказ от спешки в чем бы то ни было - прямой залог безопасного и успешного похода. Следствие №1. Не жалеем времени на подгонку рюкзаков и снаряжения. Пример из опыта. Группа выгрузилась из автобуса, прозвучала команда «в рюкзак», впереди дорога, которая ведет к желанным красотам. Не торопитесь. Сразу возьмите такой темп, в котором пройдете весь отрезок пути до первого большого привала. Чтобы не было как у В.С.Высоцкого «я на тысячу рванул, как на пятьсот - и сдох я!». Через десять - пятнадцать минут остановите группу. Наверняка кто-то захочет снять что-то из одежды, у кого-то не подогнан рюкзак, на этом нет головного убора... Не жалейте времени на устранение этих недостатков. Однажды мне пришлось в такой ситуации полностью переукладывать рюкзак новичку, заодно демонстрируя остальным правильные приемы. При этом выяснилось, что юноша помимо записанных за ним продуктов и снаряжения несет еще персональный килограмм соли (рыбу солить), собственный ремнабор (хозяйственный парень), резиновые рыбацкие сапоги, небольшой утюг и кое-что еще, всего на пятъ-шесть лишних килограммов. Конечно, в схоженных опытных группах такого не может быть, но если ребята отправились в первый поход или к «кружковым» ребятам примкнул их одноклассник... Не постесняйтесь попробовать «на вес» рюкзаки членов группы. При необходимости Вы вправе разгрузить одних и догрузить других. Как бы тщательно ни была проведена подготовка к походу, на первых километрах пути важно понять, все ли в порядке, и при необходимости «настроить» вес рюкзаков соответственно возможностям участников. Следствие №2. Не жалеем времени на ориентирование, в ключевых точках не выходим на тропу, пока не проверим все версии и не убедимся, что сомнений в правильности выбора не осталось. Пример из опыта. На одном из маршрутов две группы шли друг за другом, с интервалом в 30 минут, стремясь к одной и той же цели. Первая группа, выйдя в точку, где с дороги надо было свернуть на тропу, не стала утруждать себя проверками и перепроверками. И ушла не в ту долину. Вторая группа затратила на поиск правильной тропы около полутора часов. Спорили до хрипоты, ходили в разведку, но вышли точ но на ту, единственную, тропу, которая вела к цели. Следствие №3. Не нарушаем режим питания. Не соглашаемся с предложениями типа: «А давайте поскорее без обеда дойдем до места ночного привала, а там поедим». Спешащий усталый и голодный турист имеет гораздо больше шансов получить травму, чем сытый и отдохнувший! В критических ситуациях поможет карманное питание, но в нормальной обстановке надо готовить полноценную еду и питье. Следствие №4. Лучше значительно раньше запланированного времени остановиться на ночлег в хорошем месте, чем прийти в темноту, в «населенку» или туда, где нет дров или воды. На следующий день отдохнувшая и здоровая группа играючи наверстает не пройденное сегодня. Это особенно справедливо для случаев, когда причиной задержки стала плохая погода или усталость слабейших членов группы. Так называемая «холодная ночевка» - всегда следствие грубых просчетов руководителя группы. Правило второе: Мы никуда не спешим, но все делаем вовремя. Пунктуальность - одна из важнейших составляющих общей дисциплины группы. От способности группы успевать во многом зависит и ее безопасность. Следствие №1. Необходимо ответственно подходить к планированию ходового дня, назначать реальные сроки подъема, завтрака, выхода и постепенно добиваться, чтобы группа научилась укладываться в эти сроки. Следствие №2. В соответствии с правилом «мы никуда не спешим» не стремитесь выйти вовремя любой ценой, но каждый раз старайтесь улучшить ситуацию. Поначалу кто-то не будет успевать, станет задерживать остальных. С этими ребятами надо работать. Тут может помочь правило: «двое последних моют каны» или что-нибудь в том же роде. И к концу похода группа будет четко выполнять график движения. Правило третье: Здоровье члена группы - достояние и ответственность всей группы. Следствие №1. Руководитель вправе и должен постоянно наблюдать за тем, как ребята переносят нагрузки, и оперативно реагировать на ситуацию. Для того чтобы вся группа хорошо шла по маршруту, необходимо подобрать правильный режим движения (темп, продолжительность хода и привала, порядок следования). Часто дети «терпят», не позволяют себя разгружать, стесняются проявить слабость. Не отдавайте им инициативу. Перераспределяйте груз между членами группы по своему усмотрению. Следствие №2. Здоровье руководителя - достояние всей группы вдвойне! Руководитель сам может быть в достаточной степени нагружен, однако его основная задача - мониторинг и анализ ситуации. Поэтому не надо стесняться, если Вам идется чуть легче, чем детям. У руководителя всегда должно оставаться в запасе чуть больше сил. Они пригодятся в критических ситуациях. Следствие №3. Постепенно наращивайте нагрузки. На первые день-два похода надо планировать более короткие переходы, радиальные выходы. Ведь в какой бы готовности ни находились ребята, необходим период адаптации. Да и рюкзаки в первые дни - самые тяжелые. Проверяйте состояние ног у детей, не дожидаясь, пока Вам предъявят такие потертости, с которыми человек уже не сможет передвигаться. Следствие №4. Активно добивайтесь, чтобы дети привыкли не пить воду на маршруте и не есть все, что подвернется по ходу. Опытные туристы стараются на маршруте не пить по возможности даже хорошую воду. Они знают, что чем больше пьешь, тем больше хочется и тем тяжелее идти. Поэтому в местностях, где с водой нет проблем, запаса воды с собой не носят. А там, где такие проблемы есть, стараются на привалах пить как можно больше жидкости, а с собой берут минимальное ее количество. О питье сомнительного качества из непроверенных источников вообще не может идти речи. Неопытные юные туристы, к сожалению, часто допускают ошибки. В лучшем случае Вы обнаружите в рюкзаке «выдохшегося» члена группы двухлитровую бутылку с водой или чаем. В худшем - придется лечить попившего «из копытца» Ваню на следующем же привале. Как показывает практика, договориться с новичками по этому вопросу очень сложно. Помимо помощи «бывалых» хорошо помогают игровые формы. Учредите, например, «секцию верблюдинга». На вопрос «Что это такое?» объясните, что верблюд не пьет от оазиса до оазиса и прекрасно себя чувствует. Постепенно в секцию «верблюдистов», в которой уже состоят все опытные, авторитетные туристы, будут приходить все новые участники. Обычно через два-три дня «верблюдинга» группа входит в нормальный питьевой режим. Правило четвертое: Разрывать, делить группу - нельзя! Много раз из лучших побуждений делались попытки отпустить вперед часть группы - и всегда возникали непредвиденные проблемы. Следствие №1. Не допускайте, чтобы на маршруте группа растягивалась: одни убегали вперед, а другие отставали. Помните: «Семеро одного ждут». На привалах не ленитесь подсчитывать «туристское поголовье», иначе позднее придется тратить драгоценное время на розыски отставших или ушедших «своим путем». Следствие №2. К разведке надо относиться крайне осторожно. Разведку применяют в двух случаях: когда действительно в этом есть необходимость и когда надо дополнительно загрузить сильнейших, рвущихся в бой, членов группы, дав им подвигаться, пока слабейшие отдыхают. Посылая детей в разведку, педагог должен быть уверен, что дети не наделают ошибок и не заблудятся. К этому их надо заранее специально готовить. В любом случае должны быть оговорены и неукоснительно соблюдены направление, расстояние и время, на которые разведчики отходят от точки стояния группы. Следствие №3. Выбор направляющего и замыкающего имеет огромное значение. Часто в их роли выступают сами руководители, и это оправданно. Двигаясь впервые по незнакомому маршруту, сохранить целостность группы можно, если ее ведет ответственный, думающий человек, а сзади тылы прикрывает опытный и надежный турист. Как в фильме «Чапаев»: «Где должен быть командир?..» Правило пятое: Избегайте населенных пунктов. Местные дети часто оказываются причиной неприятных инцидентов, а туристы нередко сами провоцируют конфликты с ними. Следствие №1. Если нельзя обойти селение, каждый раз перед тем, как войти в него, инструктируйте детей. Опытная группа проходит деревню молча. С местным населением при необходимости разговаривает только руководитель. Бывает, местные подростки провоцируют туристов окликами, насмешками. Туристы не должны им отвечать. Следствие №2. Если вы вынуждены остановиться вблизи селения на ночлег ~ утройте бдительность. Категорически запретите детям покидать пределы лагеря. Сразу же резко пресекайте всякие попытки «сходить в деревню за зеленью». Совершенно недопустимо отпускать куда бы то ни было девочек. Многие из них просто не отдают себе.отчет, насколько это может быть опасно. Ночью организуйте дежурство по лагерю. Правило шестое: Украшения опасны. Все украшения (кольца, серьги, браслеты) следует оставить дома. И не только потому, что жалко будет потерять, а потому, что они могут быть причиной травм. Представьте ситуацию, когда девочка зацепилась за ветку сережкой. Так можно остаться без уха. Еще хуже, если ребенка ужалило какое-то насекомое, например в руку, а на пальчике - колечко. Если начнется отек, кольцо уже не снимешь и придется прибегать к инструментальным методам. Объясните это детям. В походе украшения им точно не пригодятся. Создание и поддержание морально-психологического тонуса группы. Даже хорошо спланированный поход, проводимый в идеальных погодных условиях, с хорошим снаряжением, является испытанием. Поэтому педагог в полной мере должен уметь создавать и поддерживать хороший морально-психологический климат в группе. Иногда бывает, что концентрация трудностей, возникших в связи, например, с непогодой, может превысить способность группы преодолевать их. Этого нельзя допустить, поскольку пониженный тонус - предпосылка травм, заболеваний, ошибок в ориентировании, конфликтов. Дети должны самостоятельно заботиться о своем здоровье, одежде, обуви, настроении. Если попытаться объяснить это ребенку в начале похода, до наступления неприятностей, он вряд ли вас поймет. А потом может быть поздно. Заинтересуйте детей, организовав, например, конкурс и учредив «Приз Чебурашки». Напомните им жизненный путь этого сказочного персонажа: где только ему ни приходилось жить. Он путешествовал в ящике из-под апельсинов, жил в телефонной будке, оказывался в одиночестве, без помощи друзей, но всегда сохранял оптимизм, обаяние и способность преодолевать трудности. Условия конкурса состоят в том, что за способность сохранять «голову в холоде, а ноги в тепле», сухую палатку, хорошее настроение, поддерживать и подбадривать других, участники похода получают баллы. На промежуточных этапах похода, экспедиции дети, набравшие большее количество баллов, получают сладости, а в конце - приз (игрушку). Вместо Чебурашки можно предложить любой другой подходящий персонаж.

Комбинированное занятие № 2 (1 час). ЗАЩИТА ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ.

Защита от насекомых. БЕРЕГИТЕСЬ КЛЕЩЕЙ! Если вы находится в лесной местности, необходимо чаще производить осмотр одежды и тела, чтобы избежать проникновения под кожу клеща - переносчика тяжелого клещевого энцефалита (КЭ). Это инфекционное заболевание, при котором поражаются различные органы и системы человека, прежде всего нервная система. У одних людей заболевание протекает легко и быстро, у других может закончиться параличами и даже смертью. В настоящее время случаи заболевания КЭ регистрируются ежегодно практически на всей территории страны. Заражение человека происходит при попадании в его организм возбудителя в основном в результате присасывания клещей, реже - при втирании возбудителя при раздавливании клеща или расчесывании места укуса, иногда при употреблении в пищу инфицированного сырог: козьего или коровьего молока. Возможно заражение и вне леса (в жилом помещении, транспорте) в результате переползания клещей с одеждк другого человека, с кошек, собак, сумок, букетов цветов. Избежать заражения КЭ можно, если соблюдать меры профилактики в период активности клещей, который длится с апреля по сентябрь период максимальной активности - с мая по середину июля. Прежде всего, надо не допускать присасывания клещей. Для это:: необходимо плотно застегивать воротник и манжеты рукавов, заправлять рубашку в брюки, а брюки - в сапоги или носки. Чтобы одежда плотно прилегала к телу, в манжеты рукавов, воротник можно вшить :езинку. Для отпугивания клещей применяйте репелленты. Их можно приобрести в аптеках, хозяйственных отделах магазинов. Лучшим отпугивающим действием обладают препараты, содержащие ДЭТ. Аэрозоль «Перманон», брусок «Претикс» не только отпугивают, но и убивают клещей, их наносят на одежду полосами вокруг мест возможного проникновения клещей. Во время длительного пребывания в лесу каждый час следует осматривать верхнюю одежду и открытые участки тела. Стоянки, привалы надо устраивать на открытых, незахламленных местах. Избегайте оврагов, заросших берегов рек. Практически свободны от клещей еловые, сосновые леса, места произрастания черничника и брусничника. Не устраивайте свалок из отбросов пищевых продуктов, хвороста, сухой травы, валежника. Такие места привлекают грызунов, а они могут занести клещей. Если клещ был случайно раздавлен, хорошо вымойте руки с мылом. Запачканными пальцами не касайтесь глаз и носа! Впившегося клеща осторожно удалите накинутой на его головку петлей из тонкой нити, сначала покачивая из стороны в сторону, а затем легко потягивая. Предварительно на клеща нанесите каплю масла или крема. Если головка осталась в ранке, ее удаляют прокаленной на огне иглой, место укуса смазывают йодом. После удаления клеща не привитым людям (а при многократных укусах или одновременном присасывании нескольких клещей - и привитым лицам) следует обратиться, но не позднее третьего дня, в медицинское учреждение (травмпункт) для введения иммуноглобулина. Этот препарат вводится с профилактической целью и стимулирует образование защитных антител, нейтрализует возбудителя в организме человека. Для профилактики клещевого энцефалита можно использовать йодантипирин. Он обладает противовоспалительным, иммуностимулирующим, антивирусным действием, используется перед выходом, во время и после посещения мест возможного заражения. Эффективным средством профилактики является плановая активная иммунизация. Вакцина повышает устойчивость организма к действию вируса КЭ. Привитые болеют реже. У них в случае заболевания отмечается легкое течение болезни, не возникает осложнений. Полный курс вакцинации состоит из 3-х прививок. Не привитым людям для формирования напряженного иммунитета начинать вакцинацию следует осенью (в октябре-ноябре), чтобы последнюю прививку сделать весной (в марте-апреле). В дальнейшем для поддержания достаточного уровня защиты необходимы однократные прививки каждой весной в течение нескольких последующих лет. Любая последняя прививка должна быть сделана не менее чем за две недели до выхода в лес. Если ранее не привитой против КЭ человек по каким-либо причинам не успел вовремя, с осени, сделать прививку, то у него еще есть шанс обеспечить себя защитой, но уже за счет использования (в марте - апреле) более дорогостоящих медицинских препаратов. Так, при экстренной схеме иммунизации вакциной «Энцепур» (курс 3 прививки в течение 21 дня) защитный уровень антител достигается на 21-й день от начала применения. В исключительных случаях за двое суток до посещения лесного массива допустимо введение противоклещевого иммуноглобулина - вещества, содержащего уже готовые антетела. Но при этом защитное действие его продолжается не более 3-4 недель. Важно помнить, что кратность введения человеку иммуноглобулина в течение жизни резко ограничена. Иммунизация (вакцинация, введение иммуноглобулина) должна проводится медицинским работником в поликлиниках, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и других медицинских учреждениях. Только врач лечебно-профилактического учреждения может дать заключение (с учетом состояния здоровья человека, наличия медицинских противопоказаний) о возможности проведения иммунизации против клещевого энцефалита. Самодеятельность чревата осложнениями. Укусы пчел, ос, шершней весьма болезненны. Припухлость, жжение, краснота, отек кожи возникают сразу же после укуса и исчезают через сутки или двое. После укуса пчелы жало ее осторожно удаляют пинцетом или иглой и накладывают марлю, смоченную нашатырным спиртом, разведенным водой (1:5), а сверху - холодную примочку. Нельзя присыпать ранку землей, золой, глиной, так как можно занести инфекцию. При значительном отеке и сильном жжении обязательно принимают антигистаминные препараты. Лучшее средство защиты от жалящих насекомых - репелленты - отпугивающие вещества типа крема «Тайга», жидкости «Репудин», «Дэта» и т.п. Пользоваться репеллентами надо очень осторожно, строго соблюдая инструкцию. Для защиты от комаров можно натирать открытые участки тела одеколоном «Гвоздика». Зуд от укусов комаров поможет быстро снять нашатырный спирт или раствор питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды). Зуд, краснота, припухлость от укусов комаров, пчел, ос уменьшается, если смазать кожу свежим соком или аптечным настоем календулы, а также соком лука, подорожника, листьев петрушки. Укусы змей. Змеи встречаются не только в лесах, но и в полях, близко расположенных к лесу, на мшистых болотах, в оврагах и расщелинах, около заросших прудов и озер. Днем чаще всего они греются под лучами солнца, выползая на тропинки и открытые места. Поэтому в таких местах нельзя ходить босиком или в открытой обуви. Змеи обычно кусают в нижнюю половину голени, поэтому нужно надевать плотные брюки, носки с высокими манжетами. Сразу же после укуса надо по возможности выдавить из ранок яд, дать пострадавшему антигистаминное средство, обильное питье и ограничить подвижность пострадавшего, наложив на поврежденную конечность шину или тугую повязку. Постараться как можно быстрее доставить его к врачу. Нести его надо в положении лежа, чтобы замедлить всасывание яда в организм. Повязку периодически ослабляют, чтобы она не врезалась в тело, так как отек продолжает увеличиваться. Ни в коем случае нельзя накладывать жгут. Во-первых, он не препятствует проникновению яда в вышележащие ткани, а во-вторых, жгут, особенно при укусах гадюки, пережимая сосуды, способствует еще большему нарушению обмена веществ в тканях пораженной конечности.

Комбинированное занятие № 3 (1 час). ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Причин их возникновения много. Первая из них — опасные природные явления. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, ураганы, смерчи, наводнения, снежные лавины, оползни, сели, карсты, сильные заморозки и другие. Часть из них представляют собой внезапные и кратковременные события (землетрясения, оползни, лавины, обвалы, карстовые провалы, смерчи), приносящие большие материальные потери и человеческие жертвы. Нетрудно представить себе, что может случиться, если человек или группа людей, отправившихся в туристский поход или путешествие, окажутся именно в том месте, где разбушевалась стихия. Возможно, что волей судьбы в результате аварии транспортного средства (автомобиль, самолет, поезд, яхта, лодка и т. п.) в безлюдной местности человек или группа людей могут быть вырваны из привычного образа жизни. Человек, оказавшийся в такой ситуации совершенно неожиданно и незнакомый с правилами поведения в автономном существовании, попадает в довольно сложную ситуацию. Поэтому чем жестче условия внешней среды - тем короче оказываются сроки выживания, большего напряжения требует борьба с неблагоприятными природными условиями, строже должны выполняться правила поведения и выше цена, которой оплачивается каждая ошибка. Наряду с аварийными ситуациями в природной среде возникают экстремальные ситуации, т. е. ситуации, которые характеризуются внезапностью или неожиданностью возникновения, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. К ним относятся: заболевания и повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи; резкое изменение погодных условий; вынужденное автономное существование; смена климатогеографических условий. В этих случаях успех выживания также зависит от умения действовать в экстремальных условиях, а также от оснащенности, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности. При таких условиях человек оказывается один на один с суровой природой и, чтобы выйти победителем из единоборства с ней, порой недостаточно воли, мужества и бесстрашия. Нужно еще знать, как защититься от палящего солнца и леденящей стужи, отыскать и добыть воду, распознать съедобные растения, оказать помощь раненому или больному и многое другое. От этого зачастую зависит благополучный исход борьбы. Вынужденное автономное существованиеэто ситуация, в которую человек или группа людей попадают против своей воли, неожиданно. Причины попадания в ситуацию вынужденного автономного существования. Самая распространенная причина попадания в ситуацию вынужденного автономного существования — потеря ориентировки. Это может произойти с участником похода при отставании от группы. Если впереди на маршруте есть развилка троп или дорог, то задержавшийся участник стоит перед выбором: по какой из них догонять группу. В случае неправильного выбора он может уйти в сторону от маршрута. Вторая возможная ситуация — самовольный выход с места привала без предупреждения руководителя или кого-то из членов группы. Возможна и третья ситуация — по какой-то причине группа разделена на две части, следующие до пункта сбора по разным маршрутам. В случае слабого знания этого маршрута, обхода сложного участка, часть группы может потерять ориентировку или опоздать к месту встречи и вызвать тем самым поисковые работы. Однако больше всего случаев происходит с детьми, да и взрослыми, на отдыхе в сельской местности. Не предупредив никого, они уходят в лес за грибами, ягодами, просто погулять. Незнакомому с местностью человеку заблудиться несложно, особенно собирая грибы или ягоды. При этом движение его по лесу происходит хаотически, в направлении большего количества добычи. Группа людей рассеивается, что иногда приводит к плачевному результату. Ситуация многократно усложняется еще тем, что, рассчитывая немного погулять, дети не берут с собой запас еды, спички, теплую одежду и компас. Определение направления выхода из леса — очень сложная задача. Даже имея компас, далеко не каждый ребенок определит, в какую сторону ему идти, если он плохо знаком с местностью. Ничуть не легче организовать ночлег в лесу без всякого снаря­жения. Потеря ориентировки, одиночество, наступление ночи, ухудшение погоды выводят ребенка из душевного равновесия. Он уже не способен принимать обдуманные решения, и ему остается надеяться только на случай. В такой момент ребенку (или группе детей во главе с руководителем) потребуется выдержка и самообладание, проявление всех лучших качеств, какими он (они) обладает. Эти ситуации требуют большого напряжения физических и душевных сил, поэтому они и называются экстремальными. Грамотные, четкие действия, активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования, умение ориентироваться, добыть огонь без спичек помогут успешно выйти из создавшейся ситуации. Основное условие, определяющее возможность выживания, — настрой человека (группы) на благополучное разрешение проблемы, желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать. Первоочередные действия при потере ориентировки. От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования. Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который мешает концентрации внимания, принятию верных решений. Под влиянием эмоций поступки диктуются инстинктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Проблему надо решать по частям, определив первоочередные и перспективные задачи (которые могут наступить, если...). Первое, что необходимо сделать, — постараться успокоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опасность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий. При потере ориентировки ситуация похожа на ту, в которой оказывается человек, впервые попавший в незнакомый район города. Нужно постараться определить, где вы находитесь, а затем решать, каким путем, в каком направлении идти в нужное место. Разница лишь в том, что в городе на эти вопросы вам могут ответить прохожие, а в лесу вы решаете это самостоятельно. Как только вы почувствовали, что заблудились, немедленно остановитесь и спокойно оцените ситуацию. Если вы шли на какой-то тропе, ни в коем случае не сходите с нее, возвращайтесь по ней. Если же тропы нет, попробуйте вернуться по своим следам. Будьте внимательными, и вы сможете увидеть примятую вами при ходьбе траву (легче увидеть след на траве, если лежит роса или прошел дождь). При этом идите рядом со своими следами, а не по ним. Если вы не можете найти свои следы, прекратите движение. Постарайтесь вспомнить свой путь, характерные детали местности, рельефа, направления. Если есть часы, определите, сколько времени вы двигались. Если вы спокойно гуляли в лесу, то в среднем за час вы проходили не более двух-трех километров. Нарисуйте свой маршрут на земле и отметьте на нем запомнившиеся ориентиры, повороты. Это поможет вам выбрать примерное направление выхода. Возможно, вам поможет отдаленный шум машин на шоссе или поездов на железной дороге. Полезно запомнить, что звуки от работающих механизмов на ферме или каком-либо другом предприятии, как правило, ровные. Имейте в виду, что в лесу определить местонахождение источника звука довольно сложно, так как звук там неоднократно отражается. Гораздо проще определить направление распространения звука в поле. ОЦЕНКА РАССТОЯНИЯ ДО ИСТОЧНИКА ЗВУКА. Можно оценить примерное расстояние до источника звука, зная, что: шум поезда слышен примерно за 10 км. Паровозный или пароходный гудок, сирена — за 7 — 10 км; выстрел из ружья — за 2—5 км; автомобильный гудок — за 2 — 3 км; лай собаки, ржание лошади — за 2—3 км; шум грузовой машины — за 0,5 — 1,5 км; крик человека — за 1—1,5 км. Эти расстояния значительно сокращаются, если местность всхолмленная и небо ясное. Помогут вам определиться на местности и источники света. Так, свет от костра ночью виден на расстоянии до 8 км, свет карманного фонарика — до 1,5 км. В хорошую погоду отдельные строения видны на расстоянии 5—7 км, столбы линии электропередачи — до 1 км, человек — на расстоянии до 0,5—0,7 км. ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОТЕРЕ ОРИЕНТИРОВКИ. Если вы потеряли ориентировку в районе плановых туристских маршрутов, вам поможет их маркировка. Металлические таблички прибивают на деревьях на уровне роста человека. Они раскрашены в три горизонтальные полосы (белая—синяя—белая или белая—красная—белая). Располагаются таблички довольно часто, в пределах прямой видимости и выводят на хорошие тропы, дороги или к туристским приютам. Вокруг больших и малых городов сейчас довольно много садовых участков. К ним ведет множество дорог. Значит, существует большая вероятность выйти на эти дороги и далее к людям. Мечта каждого заблудившегося — взлететь как птица и посмотреть на местность с высоты, что, конечно, невозможно. Но иногда можно найти возвышенное место с хорошим обзором. Если есть такая возможность, воспользуйтесь ей. Только не пытайтесь залезть на дерево в равнинном лесу. Во-первых, деревья имеют примерно одинаковую высоту, на самую вершину вы не заберетесь, а значит, ничего не увидите. Во-вторых, вы можете упасть с дерева и получить травму. Надо еще иметь в виду следующее: ручьи, которые вы можете встретить, впадают в реки. О наличии ручья или реки вам скажут встретившиеся овраги. На реках, как правило, и селятся люди. Если нет другой возможности определить направление выхода, идите вдоль ручья вниз по течению до реки. А там и до жилья может быть недалеко. Возможен случай, когда ручей впадает в болото. Если оно небольшое, попробуйте обойти его и найти продолжение ручья. Если это сложно, то лучше оставить эту попытку. Значительную информацию о присутствии человека, наличии населенных пунктов могут дать следы. Совершенства в чтении следов достигают охотники, разведчики, т. е. люди, которые, не обнаруживая своего присутствия, хотят знать об окружающем пространстве, людях, зверях как можно больше. Обычному человеку такого совершенства достичь сложно, да в этом и нет необходимости. Достаточно определить направление следов, к жилью они ведут или наоборот. Направление движения определяется по отпечатку подошвы. Лучше всего видны следы на мягком, влажном грунте, на снегу. Хорошо видны следы на траве, покрытой росой. На сухой траве при внимательном рассмотрении также можно определить следы человека. При этом трава примята в сторону движения. Направление движения можно определить возле лужи, где грунт влажный и мягкий. Там наиболее отчетливо видны и дольше сохраняются следы прошедшего человека. Если отпечатки оставлены «непоходной» обувью — туфлями, кедами, то, значит, вблизи находится жилье: в такой обуви далеко не ходят. В лесу можно обнаружить обломанные человеком при ходьбе ветки кустарников и нижних ветвей деревьев. Если листва на них не засохла, значит, человек прошел недавно. Чем суше и жарче погода, тем быстрее тускнеет и подсыхает листва на обломанных ветках, темнеет место излома ветки. Вторая характерная ситуация — турист отстал от своей группы. Тут первое правило — не уходить с тропы, по которой шла группа. Помните, когда руководитель группы обнаружит ваше исчезновение, он организует поиск. Если вы ненамного отстали от основной группы, можно попытаться нагнать ее. Но вот на вашем пути развилка троп, дорог или лыжни. Как быть, по какой из них идти? Постарайтесь найти следы своих товарищей. Если вам это не удалось, лучше подождать, когда за вами вернутся. Так же надо поступить, если вы повредили ногу или резко ухудшилась погода. При возможности разведите костер (вот почему каждому члену группы надо иметь хорошо упакованный, защищенный от влаги коробок спичек), постройте временное укрытие. Приготовьтесь некоторое время провести в одиночестве. Как предупредить ситуацию вынужденного автономного существования? У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы. Эти правила надо соблюдать, находясь на отдыхе в деревне, на даче. Собираясь в незнакомый лес, следует расспросить о местности, маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района — изучите ее. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами. А еще надежнее — с кем-то из взрослых. Следует приучить детей сообщать родителям или кому-то из взрослых о своих выходах в лес. Уходя из населенного пункта, постарайтесь определить направление дорог, идущих от него. Расспросите, какими ориентирами ограничен участок леса, в который вы собираетесь идти. У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует такое понятие: «границы полигона». Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые нельзя выходить. На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушел далеко из района соревнований и, следуя указаниям, выходил в определенном направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее к месту сбора. На какое бы короткое время вы ни уходили в лес, возьмите с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнем!). Вы будете себя увереннее чувствовать, если возьмете с собой компас. Во время прогулки старайтесь запомнить основное направление движения, какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрестки дорог, характерные особенности рельефа. При этом, собирая грибы или ягоды, старайтесь не упускать друг друга из вида. Иногда в литературе можно встретить совет: в незнакомом лесу отмечайте свой путь зарубками на деревьях. Вы представляете себе, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации. Ориентирование по местным предметам, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА. Если вы разобрались в ситуации и знаете, в каком направлении (например, на восток) нужно двигаться, не теряйте времени и идите. Необходимо постоянно контролировать направление своего движения. При наличии компаса сохранять направление движения довольно легко. Если компаса нет, сначала надо определить стороны света. В такой ситуации надо искать какие-то постоянные, верные признаки направления на север (как направления, принятого за 0° градусов). После того, как будет определено направление на север, надо определить угол (направление), в котором предпринимается попытка выхода к населенному пункту, и выдерживать это направление во время движения. Наиболее точно определить стороны света можно по небесным светилам: Солнцу, Луне, звездам. Самый простой способ определения направления на север — днем в безоблачную погоду. Для этого в полдень надо встать к Солнцу спиной — тень укажет направление на север. При отсутствии часов, когда нет возможности определить время полдня, используется следующий способ. Небольшой шест (около 1 м) втыкается в землю, отмечается конец его тени камешком, колышком. Через некоторое время вновь отмечается конец тени. Затем надо провести прямую линию от первой отметки через вторую и еще на 30—40 сантиметров. После этого надо встать так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, правой — у конца проведенной линии. В таком положении человек стоит лицом к северу. Не дожидаясь полдня, определение сторон горизонта можно произвести при помощи Солнца и часов следующим образом: часы кладутся на ладонь в горизонтальной плоскости. Потом их надо повернуть так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (минутная и секундная стрелки во внимание не принимаются, электронные часы с цифровым индикатором не годятся). Биссектриса угла, образованного направленной на Солнце часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (летом) или 2 (зимой), покажет направление «север — юг». Причем до полудня юг будет справа от Солнца, а после полудня — слева. Надо отметить, что этот способ дает сравнительно точное определение направления зимой; менее точное — осенью и весной, летом возможна ошибка до 20°. При помощи Солнца и часов сравнительно точно можно определить и необходимый азимут движения, зная, что за один час Солнце перемещается по небосклону на 15°. Исходя из этого, при помощи Солнца и компаса в случае отсутствия часов можно определять приблизительно и время. Ночью наиболее точно направление на север можно определить по Полярной звезде, которая, хотя и движется относительно земных предметов, как и все звезды, но это отклонение в умеренных широтах составляет всего 1,5°, поэтому им можно пренебречь. Если встать лицом к Полярной звезде, то прямо перед вами будет находиться север. Для того чтобы найти Полярную звезду, находящуюся в созвездии Малой Медведицы, надо сначала отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой огромный, хорошо заметный «ковш» из семи звезд. Мысленно продолжим прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, и на расстоянии, примерно равном пятикратному расстоянию между ними, находится яркая Полярная звезда. Можно определить стороны горизонта и по Луне, особенно когда из-за облачности не видно звезд. Полная Луна противостоит Солнцу, то есть находится против него. Поэтому приблизительное определение сторон горизонта по полной Луне и часам практически производится так же, как и по Солнцу и часам. Следует отметить, что в северных широтах в течение ночи северная сторона неба самая светлая, а южная — более темная. При облачности можно определять стороны света, используя местные предметы. При этом следует использовать в первую очередь те признаки, которые напрямую определяются влиянием Солнца, его длительным воздействием на предметы, так как растения реагируют на интенсивность тепловой энергии, света. Погрешность определения направления при этом будет больше, поэтому надо использовать не один, а несколько признаков. В случае совпадения результатов можно надеяться на правильное определение направления. Искать приметы следует на отдельно стоящих растениях и предметах, т. к. в чаще леса действие солнечных лучей выражено нечетко. Мхи и лишайники на коре деревьев преимущественно растут на северной стороне, так как стремятся развиваться в тени, сырости. Они растут также на старых деревянных строениях, больших камнях, скалах. Сравнивая несколько деревьев, камней, можно по мху довольно точно определить линию север — юг. Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной, что особенно хорошо заметно на березах, соснах, лиственницах, осинах. После дождя стволы сосен чернеют с северной стороны. Это объясняется тем, что на сосновой коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит выше, чем на южной. Вот эта корка во время дождя темнеет и набухает. В жаркую погоду на южной стороне стволов сосен и елей выделяется больше смолы, чем на северной. Весной травяной покров лучше развит на северных окраинах полян, которые дольше и лучше прогреваются солнцем. В оврагах, лощинах, ямах снег быстрее оттаивает с северной стороны, так как лучи солнца, падающие с юга, не попадают на южные края углублений. Такое же подтаивание снега наблюдается в следах, оставленных на снегу. По этой же причине с юга от отдельных деревьев, пней, больших камней весной быстрее тает снег, раньше и гуще растет трава. Это объясняется тем, что в этих местах участки земли прогреваются лучше. Летом же с северной стороны от деревьев, камней, построек земля более влажная, чем с южной. Южные склоны холмов обычно бывают суше, меньше задернованы и более подвержены процессам размыва. На северных склонах утром дольше сохраняется роса (но при этом надо учитывать и направление ветра). Ягоды поспевают раньше опять-таки на северных склонах оврагов июжных склонах холмов. Действие солнечных лучей сказывается и на степени созревания плодов — они краснеют или желтеют раньше на ветках, обращенных к югу. Сказывается деятельность солнечных лучей на жизни животных и насекомых. Муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу от ближайших камней, деревьев и кустов, южная сторона муравейника более пологая, чем северная, что позволяет ему получать больше тепла и света. Однако иногда расположение муравейников зависит от местного климата и рельефа местности. Суслики устраивают свои норы чаще к югу от камней и деревьев. Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью — на юг. Представление о том, что крона деревьев бывает более пышной с южной стороны, не всегда оправдывается. У отдельно стоящих деревьев конфигурация кроны зависит от господствующего направления ветра, а в лесу ветви деревьев развиваются в сторону свободного пространства, а не к югу. Нельзя пользоваться возможностью ориентирования по годовым кольцам на пнях спиленных деревьев. Ширина колец древесины зависит от целого ряда факторов (направления ветров и т. п.) и неравномерна не только по спилу, но и по вертикали ствола. Помочь в определении направления могут лесные просеки. В больших лесных массивах обычно просеки прорубают по направлениям север — юг и запад — восток. Лес разделяется просеками на кварталы, которые нумеруются обычно с запада на восток и с севера на юг, так что наименьший номер ставится в северозападном углу, а наибольший — в юго-восточном. Номера кварталов обозначаются на квартальных столбах, которые ставятся на пересечении просек, причем верхняя часть столба обтесывается в виде граней, на каждой из которых надписывается номер противолежащего ей квартала. Таким образом, ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами указывает направление на север. Надо помнить, что иногда сеть просек может быть ориентирована и в каком-то другом направлении. При ориентировании по местным приметам нельзя делать вывод о направлении сторон света по одному—двум признакам. Наблюдения надо произвести по нескольким из них, проанализировать и делать выводы только после подтверждения и совпадения результатов наблюдений. Во время движения стоит постоянно внимательно наблю­дать, убеждаясь в правильности сделанного вывода. Сохранять направление движения в лесу, не имея компаса, двигаясь без дорог и троп, довольно сложно. Всем известно, что без фиксации направления движения в лесу одна нога (у правшей — правая) делает шаг несколько больший, чем другая. При этом, двигаясь по лесу, человек описывает круг и возвращается примерно в то же место. Поэтому, определив направление выхода, надо выбрать в данном направлении ориентир. Дойдя до него, выбрать следующий и т. д. Надежнее использовать два ориентира, лежащих на одной прямой. Если есть возможность, следует использовать надежные, хорошо видные ориентиры — маяки: вышки, вершины холмов и др.

ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 51. (3 часа).