2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
Теория. Понятие о Центре таксономического разнообразия рода как области, в которой встречается наибольшее число видов этого рода. Центры таксономического разнообразия семейств и флористическое районирование Земли. Понятие фитохориона. Ранжирование фитохорионов при флористическом районировании - выделении флористических территориальных единиц различного ранга — от самого высокого до сравнительно низкого, которые находятся в строгом соподчинении (крупные подразделяются на более мелкие, последние — на еще более мелкие и т. д.). Требования, предъявляемые к флористической системе. Высшая хориономическая категория флористической системы - царство (нем. Florenreich, англ. kingdom, или realm, франц. empire). История ботанико-географической номенклатуры и установления количества высших фитохорионов. Энглер, Таррилл, А. И. Толмачев. Дильс, Hayek, Good, Тахтаджян. Современное деление флоры суши земного шара на 6 царств. Флористическая система Армена Львовича Тахтаджяна. Краткая географическая и флористическая характеристика флористических царств – высшей хорологической категории флористической системы Тахтаджяна. 1. Голарктическое царство. 2. Палеотропическое царство. 3. Неотропическое царство. 4. Австралийское царство. 5. Капское царство. 6. Антарктическое царство. Принципы подразделения флористических царств на бласти (нем. Gebiet, или Region, англ. region, франц. region) и флористические провинции (англ. province, нем. Provinz, франц. и англ. domaine и domain). Понятие о флористическом округе (нем. Bezirk, англ. и франц. district), - как о низшей хорологической категории флористической системы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых самым крупным флористическим таксонам Земли – флористическим царствам – либо общему представлению всех 6 царств, либо каждому царству в отдельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций НОВОЗЕЛАНДСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ И ФлористическОЙ областИ субантарктических островов Голантарктического флористического царства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из шести флористических провинций Чилийско-Патагонской флористической области и Хуан-ФернандесскОЙ флористической областИ Голантарктического флористического царства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций АВСТРАЛИЙСКОГО и КАПСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ЦАРСТВ, АндийскОЙ флористическОЙ областИ НЕОТРОПИЧЕСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ЦАРСТВА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористическох провинций БРАЗИЛЬСКОЙ, АМАЗОНСКОЙ, КАРИБСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ и ФлористическОЙ областИ Гвианского нагорья Неотропического флористического царства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций НОВОКАЛЕДОНСКОГО и ПОЛИНЕЗИЙСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ПОДЦАРСТВ и ФиджийскОЙ флористическОЙ областИ Индо-малезийского флористического подцарства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций МалезийскОЙ флористическОЙ областИ Индо-малезийского флористического подцарства ПАЛЕОТРОПИЧЕСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ЦАРСТВА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций ИНДОКИТАЙСКОЙ И ИНДИЙСКОЙ флористическИХ областЕЙ Индо-малезийского флористического подцарства ПАЛЕОТРОПИЧЕСКОГО ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ЦАРСТВА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций МАДАГАСКАРСКОЙ и ГВИНЕО-КОНГОЛЕЗСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ, флористическОЙ областИ ОСТРОВОВ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ И ВОЗНЕСЕНИЯ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из одиннадцати флористических провинций ИЗ СУДАНО-ЗАМБЕЗИЙСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ и флористическОЙ областИ КАРРУ-НАМИБА АФРИКАНСКОГО флористического подцарства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций МАДРЕАНСКОЙ (СОНОРСКОЙ), МАКРОНЕЗИЙСКОЙ и САХАРО-АРАВИЙСКОЙ флористическИХ областЕЙ ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из двенадцати флористических провинций ИРАНО-ТУРАНСКОЙ флористическОЙ областИ ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из девяти флористических провинций СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ флористическОЙ областИ ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из двенадцати флористических провинций ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ флористическОЙ областИ ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти флористических провинций флористическОЙ областИ СКАЛИСТЫХ ГОР, АТЛАНТИЧЕСКО-СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ и ЦИРКУМБОРЕАЛЬНОЙ привинциям ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №16. (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, форируют публикации (компьютерные файлы или отпечатанные на принтере БУМАЖНЫЕ АНАЛОГИ) Сохранённые для публикации компьютерные файлы или отпечатанные на принтере публикации созданных в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003 буклетов, посвящённых одной из десяти ЕВРАЗИАТСКИХ БОРЕАЛЬНЫХ флористических провинций ГОЛАРКТИЧЕСКОГО флористическоГО царствА.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли