Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
Теория (1 час). Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Рецепты туристского супа и туристской каши, чайная карта. Использование для хранения круп и макаронных изделий полиэтиленовых бутылок: подготовка посуды, правила пересыпки продуктов и их герметизации.
Практика (2 часа). Обучающиеся на территори ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» организуют бивак в полевых условиях (определяют место, пригодное для привала, разворачивают лагерь, устанавливают палатку, готовят дрова, костровое оборудование, организуют костровище, разжигают костёр и выполняют практическую работу по приготовлению горячей пищи из трёх блюд – первое, второе и чай, - на костре, дегустируют пищу). По окончанию занятия ликвидируют костёр, убирают территорию, моют и укладывают на место хранения посуду. Остатки пищи сдают на кормокухню зоопарка.
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях
Наименование продуктов Вес в граммах
Хлеб, черный и белый 500
сухари, печенье, галеты, хлебцы хрустящие, мука 200
Крупы, макаронные изделия, готовые концентраты каш 100-200
концентраты супов в пакетах, 50
Масло сливочное, топленое, растительное 50-60
Мясо тушеное, фарш, паштет, печеночный паштет 150
мясо сублимированное 50
Сахар 80-100
конфеты, шоколад, халва, мед 70-100
Колбаса сырокопченая, грудинка, корейка, сало-шпиг, ветчина, сосиски консервированные 50
Рыбопродукты, рыба соленая, консервированная в масле, томате, вяленая, холодного и горячего копчения 50
Овощи свежие 100
овощи сухие, сублимированные 50
Молоко сухое, сливки сухие 25-35
молоко сгущенное 50
яичный порошок 5
Сыр, сыр плавленный, брынза, творог сублимированный, 20-40
Фрукты свежие 100
сухофрукты разные; концентрированные кисели, орехи 30
Кофе 3
какао-порошок 10
чай 4
Специи: перец, горчица, лавровый лист, томат (паста, соус). Лук, чеснок, лимонная кислота, крахмал, желатин 30-40
Витамины, глюкоза 3
Соль 10-12
НОЯБРЬ
ДЕВЯТАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 17 (3 часа).
ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). Подкласс алисматиды (Alismatidae). Порядок частуховые. Семейство Сусаковые (Butomaceae): Сусак зонтичный. Семейство Частуховые (Alismataceae): Частуха подорожниковая, Стрелолист плавающий, Стрелолист обыкновенный. Семейство Водокрасовые (Hydrocharitaceae): Водокрас лягушачий, Элодея канадская, Телорез алоевидный. Порядок наядовые. Семейство Шейхцериевые (Scheuchzeriaceae): Шейхцерия болотная. Семейство Ситниковидные, или Триостренниковые (Juncaginaceae): Триостренник приморский, Триостренник болотный. Семейство Рдестовые (Potamogetonaceae): Рдест альпийский, Рдест Берхтольда, Рдест сплюснутый, Рдест нитевидный, Рдест Фриза, Рдест разнолистный, Рдест блестящий, Рдест плавающий, Рдест туполистный, Рдест гребенчатый, Рдест стеблеобъемлющий, Рдест длиннейший. Подкласс арециды (Arecidae). Порядок пальмы. Семейство пальмы (Агесасеае), насчитывающее около 2780 видов. Растения из этого семейства, культивируемые в дендрологическом парке ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Порядок рогозовые. Семейство Рогозовые (Typhaceae): Рогоз узколистный, Рогоз широколистный. Семейство Ежеголовниковые (Sparganiaceae): Ежеголовник родственный, Ежеголовник скученный, Ежеголовник простой, Ежеголовник северный, Ежеголовник мелкоплодный, Ежеголовник маленький. Порядок ароидные. Семейство Ароидные (Araceae): Белокрыльник болотный. Семейство Рясковые (Lemnaceae): Ряска тройчатая, Ряска малая, Спироделла, или Многокоренник обыкновенный. Ароидные в культурной флоре дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Подкласс лилииды (Liliidae). Надпорядок ситниковые. Порядок осоковые. Семейство осоковые (Сурегасеае): Беотрион альпийский, Беотрион дернистый. Осока острая, Осока белая, Осока амгунская, Осока сближенная, Осока водная, Осока арктосибирская. Осока прямоколосая, Осока двуцветная, Осока чёрнобурая, Осока черноватая, Осока буроватая, Осока дернистая. Осока волосовидная, Осока головчатая, Осока кавказская, Осока плетевидная, Осока соседняя, Осока пальчатая, Осока двудомная, Осока двусемянная. Осока ежистоколючая, Осока удлинённая, Осока буроватенькая, Осока верещатниковая, Осока ледниковая. Осока шаровидная, Осока болотолюбивая, Осока ситничек, Осока Краузе. Осока волосистоплодная, Осока лапландская, Осока рыхлая, Осока Ледебура. Осока заячья, Осока топяная, Осока плевельная, Осока большехвостая. Осока средняя, Осока черноплодная, Осока нижнетычинковая, Осока мягчайшая. Осока колючковатая, Осока норвежская, Осока чёрная, Осока притупленная, Осока птиценожковая, Осока бледноватая, Осока метельчатая. Осока параллельная, Осока малоцветковая, Осока заливная, Осока стоповидная, Осока Редовского. Осока ранняя, Осока ложносытевая, Осока редкоцветковая, Осока вздутоносая, Осока бутыльчатая. Осока кругловатая, Осока скальная, Осока шабинская, Осока поздняя, Осока узкочешуйная, Осока тонкоцветковая. Осока трёхраздельная, Осока влагалищная, Осока пузырчатая, Осока лисья. Осока Бергротта, Осока Вильямса, Осока коротковолосистая, Осока морская. Осока омская, Осока двутычинковая, Осока повислая, Осока жёлтая, Осока каменистая. Болотница игольчатая, болотница сосочковая, Болотница яйцевидная, Болотница болотная, Болотница пятицветковая, Болотница одночешуйная. Пушица короткопыльниковая, Пушица стройная, Пушица широколистная, Пушица средняя, Пушица многоколосковая, Пушица рыжеватая, Пушица Шейхцера, Пушица влагалищная. Кобрезия мышехвостниковая, Кобрезия простая. Очеретник белый. Камыш озёрный, Камыш лесной. Порядок ситниковые. Семейство ситниковые (Juncaceae): Ситник лягушачий, Ситник двухчешуйный, Ситник трёхчешуйный, Ситник стигийский, Ситник каштановый, Ситник сплющенный, Ситник трёхраздельный, Ситник угловатый, Ситник членистый, Ситник нитевидный. Ситник короткоприцветниковый, Ситник арктический, Ситник развесистый. Ожига волосистая, Ожига мелкоцветковая, Ожига Валенберга, Ожига снежная. Ожига изогнутая, Ожига спутанная, Ожига колосистая, Ожига западная, Ожига холодная, Ожига сибирская. Надпорядок лилейные. Порядок лилейные. Семейство Мелянтовые, или Чемерициевые (Melanthiaceae): Тофиельдия крошечная, Тофиельдия красная. Чемерица Лобеля. Семейство Лилейные (Liliaceae): Гусиный лук маленький, Гусиный лук зернистый, Гусиный лук жёлтый, Гусиный лук ненецкий. Ллойдия поздняя. Семейство Ирисовые, или Касатиковые (Iridaceae): Ирис сибирский. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 18 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли