Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
Теория (1 час). Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, бивак для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Спальные мешки: их типы, конструкции, эксплуатация. Техника безопасного использования топора, пилы, лопаты и ремонтного инструмента для туристско-бытовых нужд. Нож – универсальный туристский инструмент. Типы ножей, разрешённых для использования в походах. Требования к ножу. Заточка ножа. Некоторые профессиональные советы по владению ножом в экстремальных ситуациях. Гигиена питания и быта. Гораздо легче сохранить здоровье, чем излечить болезнь, особенно если ваши медицинские возможности крайне ограничены. Мнение о том, что на природе гораздо меньше вероятность заболеть, верно лишь отчасти. Конечно, в экстремальных условиях организм мобилизует могучий потенциал скрытых возможностей, а движение, чистый воздух, способствуют сохранению здоровья, но, тем не менее, соблюдение правил гигиены - непременное условие нормального функционирования организма. Важно соблюдать несколько простых правил гигиены:
Чистота кожи лица, рук, мест усиленного потоотделения. Умываться следует чистой проточной водой, избегая цветущих стоячих водоемов, богатых патогенной флорой.
Гигиена органов зрения. При слишком ярком солнце нужно пользоваться затемненными очками с линзами из стекла, т.к. пластмасса не задерживает ультрафиолетовые лучи. Если очков нет, вырежьте из бересты, плотной бумаги или ткани маску вроде театральной и на месте глаз прорежьте узкие щели, которые уменьшат количество поступающего к глазам света.
Гигиена одежды и обуви. Нательное белье необходимо менять не реже, чем раз в неделю, а при интенсивной работе и в жаркие дни - ежедневно. Очень часто в походе нет смысла высушивать обувь. Конечно, неприятно надевать на себя что-то мокрое, но, во-первых, эти неприятные ощущения пропадают уже через несколько минут пути; во-вторых, в сухой обуви быстрее образуются мозоли и потертости; в-третьих, если погода или местность сырая, то почти сразу обувь станет такой же мокрой. При снижении двигательной активности обязательно наденьте все сухое, а мокрые вещи постарайтесь просушить. Носки, рукавицы, платок можно высушить на ходу, прикрепив их к рюкзаку. Хорошо сохнут вещи на ветру, обувь - при заполнении ее газетой или туалетной бумагой. Сушка на костре, как правило, требует довольно много усилий и внимания. Необходимо следить за направлением искр и не приближать вещи к огню (особенно кожаные, ватные, шерстяные и синтетические) не ближе расстояния, на котором рука терпит жар.
Гигиена питания. Питайтесь своевременно и полноценно. Перед выходом на маршрут тщательно составьте меню. Предусмотрите разнообразие пищи, её питательную ценность. Проводите необходимую кулинар ную обработку воды и пищи. Исключите из рациона продукты, вызывающие сомнение в их качестве и безопасности. Правильно храните продукты и пищевую посуду. Старайтесь разнообразить питание зеленью, витаминами и приправами. Не ленитесь готовить жидкую горячую пищу. Не спешите сразу после еды выходить на маршрут: сделайте перерыв хотя бы на 20-30 минут.
Гигиена жилья. Яму для сбора мусора и отходов сделайте подальше от бивака. Бумагу магу сожгите, консервные банки обожгите на костре, и, сплющив, закопайте. При возможности мусор заберите с собой. Избегайте соседства с норами грызунов и трупами животных, муравейниками и гнездами ос. Вытряхивайте и проветривайте спальные принадлежности.
Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры.
Практика (2 часа). Обучающиеся на территори ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» организуют бивак в полевых условиях (определяют место, пригодное для привала, разворачивают лагерь, устанавливают палатку, готовят дрова, костровое оборудование, организуют костровище, разжигают костёр и выполняют практическую работу по приготовлению горячего чая на костре). Обучаются практическому пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом. По окончании чаепития ликвидируют костёр, убирают территорию, моют и укладывают на место хранения посуду, пакуют рюкзаки и организованно возвращаются в класс.
ВОСЬМАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 15 (3 часа).
ТЕМА 2.4. СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ А.Л. ТАХТАДЖЯНА. Теория (1 час). Класс двусемядольные цветковые растения или магнолиеопсиды (Dicotyledones, или Magnoliopsida). ПОДКЛАСС ЛАМИИДЫ (LAMIIDAE). НАДПОРЯДОК ГОРЕЧАВКОВЫЕ. ПОРЯДОК ГОРЕЧАВКОВЫЕ. Подпорядок горечавковые. Семейство Горечавковые (Gentianacea): Горечавка тоненькая, Горечавка лёгочная, Горечавка арктическая, Горечавка пазушная, Горечавка язычковая, Горечавка топяная, Горечавка оголённая, Горечавка Долуханова. Семейство Вахтовые (Menyanthaceae): Вахта трёхлистная. Подпорядок мареновые. Семейство Мареновые (Rubiaceae): Подмаренник цепкий, Подмаренник северный, Подмаренник густоцветковый, Подмаренник Шультеса. Подмаренник мягкий, Подмаренник болотный, Подмаренник вздутоплодный, Подмаренник Рупрехта, Подмаренник ложный, Подмаренник трёхцветковый, Подмаренник топяной, Подмаренник трёхрогий, Подмаренник настоящий. НАДПОРЯДОК ПАСЛЁНОВЫЕ. ПОРЯДОК ПАСЛЁНОВЫЕ. Семейство Паслёновые (Solanaceae): Белена чёрная, Паслён чёрный, Паслён сладкогорький. ПОРЯДОК ВЬЮНКОВЫЕ. Семейство Вьюнковые (Convolvulaceae): Вьюнок полевой. Семейство Повиликовые (Cuscutaceae): Повилика европейская. ПОРЯДОК СИНЮХОВЫЕ. Семейство Синюховые (Polemoniaceae): Синюха остролепестная, Синюха северная, Синюха голубая, Синюха опушённая. Колломия линейная. ПОРЯДОК БУРАЧНИКОВЫЕ. Семейство Водолистниковые (Hydrophyllaceae): Фацелия пижмолистная. Семейство Бурачниковые (Boraginaceae): Асперуга простёртая. Синяк обыкновенный. Незабудочник мохнатый. Воробейник полевой, Воробейник лекарственный. Кривоцвет полевой. Липучка ежевидная. Гакелия повислоплодная. Нонея тёмно-бурая. Незабудка редкоцветковая, Незабудка болотная, Незабудка лесная, Незабудка дернистая, Незабудка мелкоцветковая, Незабудка азиатская. Медуница неясная. Надпорядок губоцветные. ПОРЯДОК Норичниковые, или Бигнониевые. Семейство Норичниковые (Scrophulariaceae): Бартсия альпийская. Кастиллея арктическая, Кастиллея гипоарктическая, Кастиллея лапландская. Очанка коротковолосистая, Очанка волосистая, Очанка финскаяОчанка холодная, Очанка укороченная, Очанка татарская, Очанка сжатая, Очанка тонкая. Лаготис малый. Лужница водная. Льнянка остролопастная, Льнянка обыкновенная. Марьянник гребенчатый, Марьянник дубравный, Марьянник луговой, Марьянник лесной. Зубчатка поздняя. Мытник прелестный, Мытник плотный, Мытник мохнатоцветковый, Мытник лабрадорский, Мытник лапландский, Мытник Эдера, Мытник болотный. Мытник Карлов скипетр. Мытник судетский, Мытник уральский, Мытник мутовчатый. Погремок бескрылый, Погремок малый, Погремок весенний. Норичник узловатый. Коровяк чёрный. Вероника альпийская, Вероника поточная, Вероника кривоногая, Вероника ключевая, Вероника полевая. Вероника колосистая, Вероника дубравная, Вероника длиннолистная, Вероника лекарственная. Вероника тусклая, Вероника щитковая, Вероника тимьянолистная, Вероника весенняя. Семейство Заразиховые (Orobanchaceae): Бошнякия русская. Семейство Пузырчатковые (Lentibulariaceae): Жирянка альпийская, Жирянка волосистая, Жирянка обыкновенная. Пузырчатка средняя, Пузырчатка малая, Пузырчатка обыкновенная. Семейство Подорожниковые (Plantaginaceae): Подорожник большой, Подорожник средний, Подорожник ланцетный, Подорожник морской. Порядок хвостниковые. Семейство Хвостниковые (Hippuridaceae): Хвостник обыкновенный. ПОРЯДОК ГУБОЦВЕТНЫЕ. Подпорядок губоцветные. Семейство Губоцветные, или Яснотковые (Lamiaceae): Живучка ползучая. Змееголовник Руйша, Змееголовник тимьяноцветный. Пикульник двунадрезанный, Пикульник ладанниковый, Пикульник красивый, Пикульник обыкновенный. Будра плющевидная. Яснотка стеблеобъемлющая, Яснотка белая, Яснотка пурпуровая. Пустырник обыкновенный, Пустырник пятилопастной. Зюзник европейский. Мята полевая. Душица обыкновенная. Шлёмник обыкновенный. Чистец болотный, Чистец лесной. Чабрец Талиева (эндемичное для флоры РК растение), Чабрец ползучий, или Тимьян. Черноголовка обыкновенная. Подпорядок болотниковые. Семейство Болотниковые (Callitrichaceae): Болотник осенний, Болотник весенний, Болотник полиморфный. – Лекция с использованием мультимедийной презентации и демонстрации гербарных образцов. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений и систематических таксонов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся собирают гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения природной и культурной флоры дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Раскладывают собранные растения в пресс-папки. Переходят в компьютерный класс. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Распределяют обработанную информацию по папкам. В соответствии с персональным заданием проводят поиск информации о названных на лекции растениях в ИНТЕРНЕТЕ, используя для её поиска в качестве ключевых слов латинские названия растений и систематических таксонов.
ЗАНЯТИЕ 16 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли