logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.

Теория (0,5 часа). ОБЩАЯ Техника безопасности ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕДОМСТВЕННЫХ И ЗАКАЗНЫХ АВТОБУСОВ. До посадки в автобус руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия обязан: проверить наличие знаков, оповещающих участников дорожного движения о перевозке детей; проговорить с водителем маршрут следования, места предполагаемых остановок, порядок открывания дверей; загрузить в автобус питьевую воду, стаканы одноразового пользования, аптечку. До посадки в автобус руководитель и заместитель (и) руководителя выездного мероприятия проверяют соответствие экипировки участников поездки погодным условиям (наличие головных уборов и т.д.). Руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия рассказывает участникам группы маршрут следования, напоминает правила поведения участников группы в период движения автобуса и на остановках. Во всех случаях посадка в автобус может осуществляться через все двери. При этом один - руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия входит одним из первых, другой (другие) - входит последним. До начала движения автобуса руководитель выездного мероприятия обязан пересчитать всех участников, предложив им запомнить своих соседей. Движение автобуса со всех мест стоянок начинается после уточнения численности участников мероприятия, только по команде руководителя выездного мероприятия. На остановках выход из автобуса осуществляется только через переднюю дверь. При этом первым выходит руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия, который не допускает выход участников на проезжую часть дороги; другой - контролирует в салоне автобуса порядок выхода, не допуская толчеи. Списочный состав участников поездки (с учетом руководителя выездного мероприятия и его заместителей) не должен превышать число посадочных мест в автобусе. Не допускается: хождение участников выездного мероприятия по салону автобуса во время движения; выход на проезжую часть дороги во время санитарных стоянок; начало движения автобуса в случае отсутствия одного из участников выездного мероприятия. ОБЩАЯ Техника безопасности ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЕЗДОВ. Передвижение группы участников выездного мероприятия на вокзале осуществляется поэтапно с остановками для сбора группы. До выхода на платформу руководитель выездного мероприятия подробно рассказывает участникам выездного мероприятия маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. Посадка в поезд осуществляется в один вагон через одну дверь. При этом один - руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия входит и выходит одним из первых, другой - входит и выходит последним. В поездах дальнего следования руководитель и заместитель (и) руководителя выездного мероприятия контролируют передвижение обучающихся (воспитанников) по вагону, не допускают их выход на кратковременных остановках, особым образом контролируют своевременную посадку обучающихся (воспитанников) на длительных стоянках. В период движения поезда руководитель и заместитель руководителя выездного мероприятия своевременно оповещают участников группы о предстоящем выходе. После выхода из поезда все участники группы обязаны отойти от края платформы и руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия обязан убедиться в наличии всех участников группы. В случае отставания кого-либо из участников группы, руководитель и заместители руководителя выездного мероприятия действуют согласно проведенному инструктажу. Не допускается: нахождение участников группы в период движения электропоезда в тамбуре вагона и на переходных площадках, а также хождение по другим вагонам. ОБЩАЯ Техника безопасности ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА МЕСТНОСТИ В РАЙОНЕ РАЗВЁРНУТОГО ЛАГЕРЯ УЧЕБНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИЛИ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ. К практическим занятиям на местности относятся: экскурсии в природу, учебно-тренировочные занятия по учебным предметам или программам дополнительного образования детей (маршрутные съёмки, наблюдения, сбор биологических или геологических материалов и т.п.). Практические занятия проводятся без использования какого-либо транспорта. До начала движения группы руководитель практического занятия на местности подробно рассказывает участникам маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. Движение группы по городу осуществляется без помех другим пешеходам, при этом один - руководитель (заместитель руководителя) практического занятия на местности находится впереди, а другой - в конце группы. Руководитель практического занятия на местности обязан периодически контролировать наличие участников группы. В случае отставания кого-либо из участников группы руководитель практического занятия на местности действует согласно проведенному инструктажу. При использовании транспорта подготовка и проведение мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выездным мероприятиям.

Практика (2 часа). Практические работы по организации однодневного выездного мероприятия на место предполагаемого базирования летней экспедиции. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНоСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ». Практическая отработка туристских и экспедиционных умений и навыков и рекогносцировки местности. Под руководством педагога обучающиеся распределяют обязанности в группе. Уточняют цель и район похода. Подбирают литературу и картографический материал. Копируют карты. Разрабатывают варианты маршрутов, составляют план-график движения. Подбирают методическую литературу по технологиям устройства днёвки (дневного бивака) весной или в сырую погоду, изучают рекомендации по развёртыванию и сворачиванию лагеря. Формируют на компьютере и распечатывают маршрутный лист (маршрутную книжку). Каждый обучающийся готовит личный путевой дневник (соответствующим образом оформленные блокнот или тетрадь). Собирают и комплектуют личное туристическое снаряжение. Проверяют комплектацию одежды и обуви, особенно обращают внимание на их приспособленность для применения в сырую весеннюю погоду. Формируют набор продуктов для организации полноценного питания (первое, второе и чай) в походе. Готовят общественный инвентарь и фотооборудование к походу. Тренируются в технике посадки на транспортное средство, обычном (нормальном) и аварийном покидании его.

3.8. ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Однодневная туристская экспедиция во флористический заказник «Белый» (или иное место, по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ договорённости с администрацией того места), БЕЗ НОЧЛЕГА. ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА, ВЫБОР МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ, РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ».

Практическая отработка туристских и экспедиционных умений и навыков и рекогносцировки местности. 6 часов (без учёта времени передвижения на автотранспорте).

РАСПОРЯДОК ДНЯ в ОДНОДНЕВНОМ выездноМ МЕРОПРИЯТИИ (экспедиции).

Подготовка к выезду: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.

Выезд из города Сыктывкара к начальному пункту похода: посадка в автобус, игры в дороге, собеседование с проводниками.

Прибытие к начальному пункту маршрута похода (он же – конечный пункт, место базирования автотранспорта и эвакуации группы): звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о прибытии в начальный пункт маршрута, сообщение о выходе на маршрут. Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Достижение места назначения (предполагаемой точки базирования летней экспедиции). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 60 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком (паковка излишнего снаряжения).

Выполнение рекогносцировочных работ (ориентировочно – 60 минут). Обследование территории по индивидуальным радиальным маршрутам восьмиконечной звезды. Топографическая работа по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Познавательная геоботаническая работа на индивидуальных маршрутах: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Обращение с рюкзаком (паковка геоботанического снаряжения, инструментов и собранных материалов). Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о прибытии в место назначения, о результатах выполнения запланированых работ, встреч и переговоров, о самочувствии детей.

Возвращение к месту эвакуации. Первый переход после обеденного привала и выполнения рекогносцировочных работ, первый привал. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.

Дальнейшее движение по маршруту к месту эвакуации (начальному пункту похода). Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Достижение места назначения (точки базированияавтотранспорта, начального пункта похода). Подготовка к выезду: место и время сбора группы. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о результатах выполнения плана дня, порядка движения автобуса.

Переезд в город Сыктывкар: посадка в автобус. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения: передача информации о начале движения автобуса. Игры в дороге, собеседование с учащимися.

ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЁРТАЯ НЕДЕЛЯ

ЗАНЯТИЕ 67 (3 часа).