Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
Теория (1 час). Характеристика района проведения ТРЁХДНЕвной экспедиции. Климат района Сыктывкара умеренно континентальный с длинной холодной зимой и коротким умеренно теплым и влажным летом. Возможная продолжительность солнечного сияния 4535 часов в году (Природа Сыктывкара и окрестностей, 1972), но частая облачность сокращает ее почти в три раза. Около 140 дней в году наблюдается облачная погода. Погода в большинстве случаев формируется в зависимости от характера вторгающихся воздушных масс. Чаще всего наблюдается западно-восточный ветер. Наиболее низкая средняя месячная температура наблюдается в январе (-15,15 °С), наиболее высокая в июле (16,85 °С). Средняя годовая температура воздуха 0,45 °С. Годовая сумма осадков составляет 670 мм, испаряется 350 мм в год, избыток осадков равен 320 мм. Гидрография. Сыктывкар расположен у впадения реки Сы-сола в Вычегду. Основная часть города сосредоточена на трех левобережных террасах р. Сысолы и на водоразделе между ее нижним течением и рекой Дырнос; Эжва находится на левом берегу Вычегды. Ширина русла Вычегды у Сыктывкара около 300 м, Сысолы - около 100 м. Русло Вычегды песчаное и сильно подвержено деформации. Левый берег высокий, спускается несколькими террасами к воде, правый - до 2-4 м, изрезанный многочисленными старицами, протоками и озерами. Вскрытие рек начинается 15 апреля-14 мая. Подъем воды наблюдается до отметки 5-5,1 м. Ледоход продолжается около 5 дней. Ледостав устанавливается к 12 ноября. Почвы. Сыктывкар и его окрестности расположены в подзоне типичных подзолистых почв. В долинах рек и на прилегающих к ним водоразделах можно наблюдать болотные почвы. На пойменных террасах - аллювиальные дерновые почвы. Почвообразующими породами являются супеси и пески. Флора окрестностей города Сыктывкара. Флора - это исторически сложившийся на данной территории комплекс дикорастущих (натурализовавшихся) видов растений, могущих иметь разное географическое происхождение, время и пути миграции на эту территорию, входящих в состав различных растительных сообществ, заселяющих все свойственные данной местности типы местообитаний. Конкретная флора Сыктывкара насчитывает около 610 видов высших растений, относящихся к 285 родам и 81 семейству. Наибольшим видовым разнообразием отличаются семейства злаковые (около 60 видов), сложноцветные (более 50 видов), осоковые (более 40 видов). Преобладающее большинство видов многолетние травы. Однолетних трав гораздо меньше, в основном сорняки. В напочвенном покрове леса повсеместно встречаются кустарнички: брусника, черника, водяника. Среди кустарников обычны - различные виды ив, шиповники, малина, жимолость. Несмотря на сравнительно бедный видовой состав деревьев (около 15 видов), они, особенно хвойные - ель сибирская, сосна обыкновенная - играют ведущую роль в сложении растительного покрова. Комплекс всех видов на данной территории сложился исторически и несет следы недавнего геологического прошлого - ледникового и постледникового периодов. В максимум оледенения ледник опускался южнее линии Сыктывкара. В настоящее время во флоре Сыктывкара преобладают бореальные виды; на болотах и в заболоченных лесах распространены гигюарктики (водяника, береза карликовая и др.) - растения, произрастающие как в лесной, так и в тундровой зоне. Присутствуют во флоре и растения дубравного флористического комплекса - это виды, характерные в настоящее время для более южных областей страны (широколиственных лесов). Предполагают, что в один из теплых послеледниковых периодов широколиственные леса из дуба, липы, вяза были распространены гораздо дальше к северу. Остатки теплолюбивой дубравной флоры сохранились и на данной территории в наиболее благоприятных условиях. К видам дубравного комплекса относится липа. Спутниками липы являются копытень европейский и медуница неясная; широко распространены живучка ползучая, чина весенняя, волчье лыко. Свидетелями сухих и теплых климатических периодов в прошлом являются лесостепные и степные виды - сон-трава, осока ранняя, встречающиеся на сухих и теплых местообитаниях (поймы рек, сосновые боры). По долготному распространению большинство видов с евроазиатским и циркумполярным ареалом, меньше с европейским (рябина обыкновенная, купальница европейская, зверобой четырехгранный) и азиатским (ель сибирская, пихта, лиственница). При изучении флоры в настоящее время применяются три основных метода: маршрутный, сеточный и метод конкретных флор. Сущность маршрутного метода ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ. Гербарий – основа флористического отчёта. Ранневесенние (весенне-цветущие) растения флоры окрестностей города Сыктывкара. Методика сбора и оформления гербария. Сбор растений проводят в сухую погоду. Для гербария надо взять одно или несколько (в зависимости от размеров) цветущих или плодоносящих растений каждого вида. Травянистые растения берут с подземными органами, которые отряхивают от земли, но не моют; деревья, кустарники и кустарнички - часть побега с цветками или плодами. Собранные растения подлежат сушке. Для этого их помещают в сложенные пополам газетные листы - "рубашки", аккуратно раскладывая растения так, чтобы не было складок и морщин на листьях, лепестках. Если у растения много листьев и они налегают друг на друга, то их нужно проложить небольшими листочками фильтровальной бумаги или часть их можно удалить. Если растение не помещается в "рубашку", то стебель следует перегнуть таким образом, чтобы корневая система оставалась внизу, а цветки и соцветия - вверху. В каждую рубашку вкладывают черновую этикетку с указанием названия растения (хотя бы приблизительного, если неизвестно научное, места и даты сбора. Подготовленные "рубашки" с растениями помещают в сушильный пресс. Сначала на одну рамку ботанического пресса помещают прокладку, состоящую из 3-5 листов газетной бумаги; на нее кладут гербарный лист ("рубашку" с растением), затем прокладку и опять гербарный лист и т. д. Пачку накрывают толстой прокладкой и второй рамкой пресса. Затем обе рамки пресса с заложенным гербарием сильно затягивают веревкой и ставят в сухое, хорошо проветриваемое место. Не реже одного раза в сутки необходимо менять прокладки, не вынимая растения из "рубашек". Определение растений и морфологическое описание с указанием экологии, ценотической группы, жизненной формы, биоморфы и т.д. проводится одновременно с закладкой гербария на дубликатных экземплярах. К отчёту предъявляют гербарий, из которого удалены прокладки и вложены стандартные этикетки с точным научным названием. По заданию преподавателя студенты могут смонтировать отдельные экземпляры растений на специальные гербарные листы (41 х 28 см). Материалы и оборудование. Для работы на маршруте каждый обучающийся обязан иметь: копалку или нож для выкапывания растений; полиэтиленовый пакет для сбора растений; бланки описаний растений; компас, рулетку, веревку или шпагат (80 м), полевой дневник для записи в полевых условиях и простой карандаш. Для камеральной обработки: ботанический пресс; бумагу для сушки растений; бинокуляр, лупу, препаровальные иглы, альбом, гербарные листы, клей, нитки, иглы, гербарные этикетки, ножницы, калька для гербария.
Практика (2 часа). Учащиеся практически готовят специальные материалы и оборудование к походу. Оформляют бланки полевых дневников и описаний растений. Комплектуют индивидуальное и групповое туристское снаряжение, укладывают рюкзаки. Готовят тюки с общим и индивидуальным геоботаническим снаряжением и оборудованием. Готовят и пакуют имущество палаточного лагеря (палатки для проживания, спальные мешки, костровое оборудование, воду и продукты питания).
3.12. ТРЁХДНЕВНЫЙ ПЕШИЙ ПОХОД.
Трёхдневный пеший поход по замкнутому маршруту в окрестностях города сыктывкара, с двумя ночовками в полевых условиях.
ТЕМА ПОХОДА: «РАННЕВЕСЕННЯЯ ФЛОРА ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА». ЦЕЛЬ ПОХОДА: «ОТРАБОТКА мЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСЕННЕЦВЕТУЩИХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ окрестностей гОРОДА СЫКТЫВКАРА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ».
Практическая отработка туристских и экспедиционных навыков организации быта в полевых условиях, развитие умений научных наблюдений в природе и отработки навыка отображения событий в полевых дневниках.
В середине апреля, пятница, суббота, воскресение 18 учебных часов.
РАСПОРЯДОК ДНЯ в ТРЁХДНЕВНОМ ПОХОДЕ.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Подготовка к выходу: место и время сбора группы. Проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.
Выход на маршрут (с территории образовательного учреждения). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Первый переход после обеденного привала, первый привал. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Дальнейшее движение по маршруту к месту ночного бивака. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Прибытие к месту ночёвки. Всего на маршруте – 6 часов. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Подготовка к ночлегу. Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Организация работ по приготовлению ужина. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Санитарно - гигиенические мероприятия на биваке: умывание, мытье ног, применение репелентов, дезодорантов, санитарный контроль. Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды (на ночь и на утро), приготовление продуктов на утро. Отбой. Особенности организации ночлега в населенных пунктах.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Обращение с рюкзаком. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о планах на предстоящий день. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о выходе группы и самочувствии детей. Выход на маршрут (с территории ночного бивака). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Первый переход после обеденного привала, первый привал. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Дальнейшее движение по маршруту к месту ночного бивака. Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Прибытие к месту ночёвки. Всего на маршруте – 6 часов. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Подготовка к ночлегу. Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Организация работ по приготовлению ужина. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Санитарно - гигиенические мероприятия на биваке: умывание, мытье ног, применение репелентов, дезодорантов, санитарный контроль. Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды (на ночь и на утро), приготовление продуктов на утро. Отбой. Особенности организации ночлега в поле (в лесу).
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Обращение с рюкзаком. Проверка наличия и готовности членов группы (одежда, обувь, снаряжение, маршрутные документы). Исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о планах на предстоящий день. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о выходе группы и самочувствии детей. Выход на маршрут (с территории ночного бивака). Место руководителя, коллективный контроль над решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.
Первый переход, первый привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45 минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Второй переход, второй привал. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Изменения скорости движения. Привал (ориентировочно – 30 минут). Требования к местам привалов. Расположение геоботаников на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале. Познавательная геоботаническая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Третий переход. Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути (ориентировочно – 45- минут). Дневной обеденный привал (ориентировочно – 75 минут). Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра. Обращение с рюкзаком. Звонок (связь) руководителя группы в администрацию образовательного учреждения с докладом о месте расположения группы и самочувствии детей.
Переход после обеденного привала, конечный пункт (территория образовательного учреждения). Продолжительность перехода ориентировочно – 45- минут. Изменения скорости движения. Обращение с рюкзаком на маршруте. Познавательная геоботаническая работа на маршруте: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор растений в пути. Работа с проводниками в пути. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков. Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах. Всего на маршруте – 4 часа 45 минут.
Подведение итогов похода (1 час 15 минут) - в классе, расположенном на территории образовательного учреждения. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Отчет руководителя. Первичная обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Сбор, распаковка, ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Составление педагогического и финансового отчета. Итого за день – 6 часов.
ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 61 (3 часа).
ТЕМА 5.2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ с помощью СУБД «ACCESS-FLORKA» УВК «BIOM» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМЫХ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ ПАРКЕ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»».
Теория (1 час). РАСТЕНИЯ В ЭКСПОЗИЦИЯХ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ И ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ: ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ (дикорастущие виды и культивары), НОМЕНКЛАТУРА, СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БОТАНИЧЕСКИХ САДАХ И ДЕНДРОПАРКАХ: НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ. Требования к определению и этикетированию. Этикетки для растений экспозиционной зоны. БАЗЫ ДАННЫХ О РАСТЕНИЯХ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ И КУЛЬТИВИРУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ И БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ. Основные сведения о растении, указываемые на этикетке. ТАКСОНОМИЯ. РЕВИЗИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ РАСТЕНИЙ. Использование справочной системы «SALIX» для определения современных названий дикорастущих сосудистых растений флоры Республики Коми. Использование справочников и энциклопедий по декоративному цветоводству для определения современных названий декоративных растений открытого и закрытого грунта. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для быстрого поиска информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию. Указание Центра таксономического разнообразия рода и места происхождения вида (графического изображения ареала вида, принадлежности к соответствующей флористической провинции, области и царству). Исследовательские работы по установлению Центров таксономического разнообразия родов и мест происхождения видов растений, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Темы работ в рамках исследования «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛОВ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДЕНДРАРИЯ (ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ), КОМНАТНЫХ И ОРАНЖЕРЕЙНЫХ РАСТЕНИЙ (ЗАКРЫТЫЙ ГРУНТ) ДЕНДРОПАРКА ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов нецветковых сосудистых растений ОТДЕЛА МОХОВИДНЫЕ (BRYOPHYTA), ОТДЕЛА ПЛАУНОВИДНЫЕ (LYCOPODIOPHYTA), ОТДЕЛА ХВОЩЕВИДНЫЕ (EQUISETOPHYTA), ОТДЕЛА ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (POLYPODIOPHYTA) и ОТДЕЛА ГОЛОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ СОСНОВЫЕ (GYMNOSPERMAE, PINOPHYTA) из коллекции комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассов магнолииды (Magnoliidae) и ранункулиды (Ranunculidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА кариофиллиды (Caryophyllidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА дилленииды (Dilleniidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА розиды (Rosidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА гамамелидиды (Hamamelididae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА астериды (Asteridae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые.
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассОВ алисматиды (Alismatidae) и арециды (Arecidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Флористические центры таксономического разнообразия родов и центры происхождения видов цветковых сосудистых растений подклассА лилииды (Liliidae) отдела покрытосеменные, или магнолиевые из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».
Практика (2 часа). Под руководством педагога обучающиеся выполняют работы по созданию базы данных по дикорастущим и культивируемым растениям дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в рамках выбранной темы. Используется БАЗА ДАННЫХ «FLORKA» УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «BIOM» (E-mail: biom@narod.ru. авторы базы данных: Н. Степанова, С. Полуэктов, E-mail: ny_stepanova@mail.ru., дата выпуска: 12.11.2006., версия 1.1., Дизайн и программирование: УВБК "Biom", (www.biom.narod.ru , тхническая поддержка: biom@narod.ru , s_poluekt@mail.ru.). База данных создана с помощью СУБД Access 2000 и является релятивной. Структурированная информация хранится в электронных таблицах, которые связаны друг с другом ключевыми полями. На основе таблиц созданы пользовательские приложения, состоящее из форм, запросов и отчетов, которые позволяют работать с базой данных пользователю любого уровня подготовки. База данных включает в себя несколько режимов работы: первый режим - это ввод и редактирование данных, второй - просмотр данных, третий - поиск нужной информации в базе, четвертый – вывод результатов по определенным параметрам. Ввод и редактирование данных производится с помощью соответствующих форм, причем большая часть информации вводится с использованием функции "выбор из списка", что позволяет уменьшить количество случайных ошибок ввода. В основу схемы базы данных положена структура, состоящая из следующих блоков:
Блок видового состава флоры, который содержит следующую информацию о виде: латинское название и его синонимы, русское название и его синоним; систематическая иерархия (семейство - род - вид - внутривидовые таксоны); для редких видов – статус охраны на территории России, Московской, Калужской, Рязанской и Тульской областей; аннотация; обилие вида на территории флоры; отношение к флористическому району (аборигенный, заносный, культивируемый); для заносных видов – тип проникновения на территорию флоры и характер натурализации; фотографии и другие графические изображения вида; наличие гербария;
Блок работы с гербарием, который включает все параметры стандартной ботанической этикетки, а так же возможность организации хранения, систематизации и поиска гербарных листов (по системе Энглера), кроме этого, можно проводить вывод на печать или в файл различных отчетов и списков.
Статистический блок, позволяющий с помощью запросов и отчетов проводить начальный анализ флоры изучаемой территории.
В компьютерном классе учащиеся просматривают ранее собранный гербарий и фотографируют на цифровые фотоаппараты нецветковые и цветковые растения из коллекций садово-парковой архитектуры и дендрария (открытый грунт), комнатных и оранжерейных растений (закрытый грунт) дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в соответствии с персональной темой исследовательской работы. Определяют таксономическую принадлежность растений, если это не было сделано ранее. Сбрасывают отснятую информацию с цифровых фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги). Формируют на жёстком диска ПК или персональном переносном флэш-диске (на «флэшке») недостающие тематические папки для хранения фотографий, копируя структуру системы А.Л. Тахтаджяна. Находят в ресурсах ИНТЕРНЕТ дополнительную информацию о растениях, копируют её, обрабатывают и распределяют обработанную информацию по папкам. Устанавливают на компьютеры СУБД «ACCESS-FLORKA». Приступают к введению в базу данных информации по теме своей исследовательской работы. Запускают СУБД «ACCESS-FLORKA» (все предупреждения системы безопасности игнорируются, ответить «нет», «да», «открыть»). Нажатием кнопки «ВХОД» входят в БД. Нажатием кнопки «ВВОД ДАННЫХ» входят в режим ввода данных. Для редактирования списка видов входят в режим редактирова ния видов через нажатие кнопки «ВИД». Нажатием кнопки «РЕДАКТИРОВАТЬ/ДОБАВИТЬ ВИД В СПИСОК» входят в режим добавления установленных ими в ходе исследования видов в базу данных. Первая форма заполняется по образцу. Для оформления второй и последующих форм используется переключатель «ЗАПИСЬ», расположенный в правом нижнем углу формы. Для добавления фотографий используют переключатель «ДОБАВИТЬ ФОТО» (для этого тематические папки для хранения фотографий копируются в папку с установленными в систему файлами БД «ФЛОРКА» и используют процедуру связывания фотографий формы «ДОБАВИТЬ ФОТО»). Одновременно можно перейти к добавлению в БД нового рода и семейства, используя переключатели «ДОБАВИТЬ РОД», «ДОБАВИТЬ СЕМЕЙСТВО». В графы «СИНОНИМ ЛАТ.1» (печатается в отчётах) «СИНОНИМ ЛАТ.2» (не печатается в отчётах) вносятся латинские синонимы названия вида. В графу «СИНОНИМ РУССК,» вносится русское название вида растения. Для установления современного названия вида флоры Республики Коми и его синонимов используется информационная система «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН, для других – виртуальная (онлайновая) поисковая система «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» в ИНТЕРНЕТ (Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ )
ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН Справочник работает в интерактивном режиме и представляет собой интерфейс к базе данных, составленной на основе учебного пособия Б.И.Груздев, В.А.Мартыненко, В.М.Тарбаева "Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-Востока России". Программа позволяет осуществлять поиск названий растений как по русскому, так и по латинскому написанию. Окно программы находится в режиме "всегда впереди", то есть поверх остальных окон, независимо от активности. При составлении флористических списков обеспечен быстрый и оперативный доступ к информации, размещенной в базе данных. В электронном справочнике приведено 1300 видов сосудистых растений региональной флоры из 477 родов и 111 семейств. Структура списка родов и видов в электронном справочнике соответствует структуре в учебном пособии "Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-Востока России".
ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. [ВЕБ-САЙТ]. - Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ Быстрый поиск информации о таксономическом (систематическом) положении растений и других живых объектов в единой системе живого по их латинскому наименованию.
Все виды инорайонных флор, которые культивируются в дендрологических парках и ботанических садах, относятся к адвентивным (заносным) видам. Для них указываются способы проникновения адвентивного вида. Для большинства – «Агрофитов» - это третий способ «В культуре, высажен человеком и поддерживается искусственно». Для идентификации других способов – «Ксенофит», «Эргазиофит», «Ксеноэргазиофит» - используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной против графы «Проникновение адвент.:». Для заносных видов, успешно произрастающих в природе без вмешательства человека, указывается степень их натурализации: «Эфемерофит», «Колонофит», «Эпекофит», «Агрофит». Для идентификации степени натурализации используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной на против графы «Натурализация адвент.:». в графе «АННОТАЦИЯ» указывается следующая информация: латинское видовое название, например Abies sibirica Ledeb. Русское видовое название, например Пихта сибирская. Таксономический класс по-латыни и по-русски, например Класс Pinopsida — Хвойные. Таксономическое семейство по-латыни и по-русски, например Сем. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Природная географическая зона, например - Таежная зона. Широтная географическая группа, например Бореальный вид. Долготная географическая группа, например - Преимущественно сибирский вид. Экологическая эдафическая группа, например Мезофит. Эколого-ценотические группы, в которых вид существует, например - Леса. Жизненная форма, например - Древесное растение. Хозяйственное использование, например - Лекарственное. Техническое. ЦЕНТР ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДА (устанавливается по ареалу) и ЦЕНТР ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОДА (т.е. ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ).
ЗАНЯТИЕ 62 (3 часа).
ТЕМА 5.2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СОЗДАНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ с помощью СУБД «ACCESS-FLORKA» УВК «BIOM» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИсследоваТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРОВ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ЦЕНТРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМЫХ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ ПАРКЕ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»».
Практика (3 часа). Под руководством педагога обучающиеся продолжают и завершают работу по созданию базы данных по дикорастущим и культивируемым растениям дендропарка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» в рамках выбранной темы. Используется БАЗА ДАННЫХ «FLORKA» УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «BIOM» (E-mail: biom@narod.ru.) Авторы базы данных: Н. Степанова, С. Полуэктов, E-mail: ny_stepanova@mail.ru., дата выпуска: 12.11.2006., версия 1.1., Дизайн и программирование: УВБК "Biom", (www.biom.narod.ru , тхническая поддержка: biom@narod.ru , s_poluekt@mail.ru ). Функциональные возможности БД. Хранение информации в форме базы данных позволяет оперативно вносить новые данные и значительно упрощает проведение анализа флоры, а так же импортировать эту информацию в формат текста, облегчая подготовку публикации данных. В общем случае база данных позволяет решать следующие функциональные задачи:
-хранение информации о видах флоры, их систематической, флоргенетической, экологической и др. характеристиках;
-формирование аннотированного списка флоры и подготовка его к публикации;
-полуавтоматическое (нажатием соответствующей кнопки) нахождение вносимых в БД видов на наличие их в списках Красных книг Российской Федерации;
-хранить и просматривать изображения растений (фотографии, рисунки, другую графическую и мультимедийную информацию о виде);
-хранить и обрабатывать информацию о гербарных сборах, фамилиях сборщиков и т.д., в полуавтоматическом режиме формировать и распечатывать гербарные этикетки;
-оперативно получать статистическую информацию: количество видов, родов, семейств, 10 ведущих семейств и родов, др. количественную информацию, конвертировать ее в формат электронных таблиц (например Exel) для последующего анализа;
-производить быстрый поиск и выборку данных в БД по различным параметрам;
-проводить первичную подготовку публикаций на бумажных носителях различных выборок данных;
-публиковать в сети Internet и пересылать по электронной почте различные данные, хранящиеся в БД.
Нажатием кнопки «РЕДАКТИРОВАТЬ/ДОБАВИТЬ ВИД В СПИСОК» входят в режим добавления установленных ими в ходе исследования видов в базу данных. Первая форма заполняется по образцу. Для оформления второй и последующих форм используется переключатель «ЗАПИСЬ», расположенный в правом нижнем углу формы. Для добавления фотографий используют переключатель «ДОБАВИТЬ ФОТО» (для этого тематические папки для хранения фотографий копируются в папку с установленными в систему файлами БД «ФЛОРКА» и используют процедуру связывания фотографий формы «ДОБАВИТЬ ФОТО»). Одновременно можно перейти к добавлению в БД нового рода и семейства, используя переключатели «ДОБАВИТЬ РОД», «ДОБАВИТЬ СЕМЕЙСТВО». В графы «СИНОНИМ ЛАТ.1» (печатается в отчётах) «СИНОНИМ ЛАТ.2» (не печатается в отчётах) вносятся латинские синонимы названия вида. В графу «СИНОНИМ РУССК,» вносится русское название вида растения. Для установления современного названия вида флоры Республики Коми и его синонимов используется информационная система «SALIX» Института Биологии КНЦ УрО РАН, для других – виртуальная (онлайновая) поисковая система «ТАКСОНОМИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» в ИНТЕРНЕТ (Режим доступа: http://taxonomy.e-science.ru/ ). Все виды инорайонных флор, которые культивируются в дендрологических парках и ботанических садах, относятся к адвентивным (заносным) видам. Для них указываются способы проникновения адвентивного вида. Для большинства – «Агрофитов» - это третий способ «В культуре, высажен человеком и поддерживается искусственно». Для идентификации других способов – «Ксенофит», «Эргазиофит», «Ксеноэргазиофит» - используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной против графы «Проникновение адвент.:». Для заносных видов, успешно произрастающих в природе без вмешательства человека, указывается степень их натурализации: «Эфемерофит», «Колонофит», «Эпекофит», «Агрофит». Для идентификации степени натурализации используется закладка, открываемая кнопкой «СПРАВКА», расположенной на против графы «Натурализация адвент.:». в графе «АННОТАЦИЯ» указывается следующая информация: латинское видовое название, например Abies sibirica Ledeb. Русское видовое название, например Пихта сибирская. Таксономический класс по-латыни и по-русски, например Класс Pinopsida — Хвойные. Таксономическое семейство по-латыни и по-русски, например Сем. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Природная географическая зона, например - Таежная зона. Широтная географическая группа, например Бореальный вид. Долготная географическая группа, например - Преимущественно сибирский вид. Экологическая эдафическая группа, например Мезофит. Сообщества, в которых вид существует, например - Леса. Жизненная форма, например - Древесное растение. Хозяйственное использование, например - Лекарственное. Техническое. ЦЕНТР ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДА (устанавливается по ареалу) и ЦЕНТР ТАКСОНОМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОДА (т.е. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ). По окончанию работы каждый обучающийся демонстрирует педагогу умение формировать запрос и получение информации в базе данных. Педагог оценивает качество функционирования базы данных у каждого обучающегося и их умение правильно создавать запросы и получать отчёты в СУБД «ACCESS-FLORKA».
ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 63 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли