2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
Теория (1 час). Форма ареала и центр таксономического разнообразия. Определённые требования видов, выражаемые в их ареале. Тенденции распространения близкородственных видов. Понятие о Центре таксономического разнообразия рода как области, в которой встречается наибольшее число видов этого рода. Почему таксономический центр иногда не совпадает с генетическим центром (областью происхождения таксона)? Учёт существующих условий среды и исторических факторов для современного понимания ареалов родов и семейств. Центры таксономического разнообразия семейств и флористическое районирование Земли. Понятие о Флористическим районировании Земли как о разделении поверхности земного шара на флористические регионы различного ранга (фитохории). Термины «хорион», «фитохорион», «зоохорион» - их происхождение и область применения. Понятие фитохориона. Принцип выделения флористических фитохорионов (каждый регион представляет собой территорию, в пределах которой флора более или менее однородна, однотипна, имеет свою специфику и в большей или меньшей степени отличается от флоры других регионов). Ранжирование фитохорионов при флористическом районировании - выделении флористических территориальных единиц различного ранга — от самого высокого до сравнительно низкого, которые находятся в строгом соподчинении (крупные подразделяются на более мелкие, последние — на еще более мелкие и т. д.). Почему возникла необходимость разделить земной шар на естественные флористические единицы — создать флористическую систему? Требования, предъявляемые к флористической системе. Высшая хориономическая категория флористической системы - царство (нем. Florenreich, англ. kingdom, или realm, франц. empire). Ранг царства применяется к хорионам, характеризующимся эндемичными таксонами высших категорий и максимальным своеобразием флоры в целом. Для царств характерны эндемичные семейства, подсемейства и трибы и, конечно, очень высокий родовой и видовой эндемизм. Число принятых в фитогеографии царств невелико. История ботанико-географической номенклатуры и установления количества высших фитохорионов. Энглер (Engler, 1882, 1899, 1903, 1912, 1924), а затем Таррилл (Turrill, 1959), А. И. Толмачев (1974) и ряд других авторов принимают только 4 царства флоры суши — Северное, или Бореальное (у Толмачева — Голарктическое), Палеотропическое, Центрально- и Южноамериканское, или Неотропическое, и Австральное, или Южное. Энглер выделяет еще пятое, Океаническое царство, т. е. царство низшей водной флоры Мирового океана. Дильс (Diels, 1908, 1918) и вслед за ним большинство современных авторов (в том числе: Hayek, 1926; Rikli, 1934; Good, 1947, 1964; SchmitMsen, 1961; Mattick, 1964; Neil, 1969; Walter und Straka, 1970; Тахтаджян, 1970, 1974; Ehrendorfer, 1971) подразделяют флору суши на 6 царств — Голарктическое, Палеотропическое, Неотропическое, Капское, Австралийское и Антарктическое (у Тахтаджяна — Голантарктическое). При этом некоторые авторы (например: Mattick, 1964; Walter und Straka, 1970) выделяют, вслед за Энглером, также особое Океаническое царство. Современное деление флоры суши земного шара на 6 царств. 1. Голарктическое царство. Оно охватывает всю внетроппче-скую часть Северного полушария. Для него характерны такие семейства, как Aceraceae, Apiaceae (Umbelliferae), Brassicaceae (Cruciferae), Campanulaceae, Caryophyllaceae, Berberidaceae, Betulaceae, Primulaceae, Ranunculaceae, Rosaceae, Salicaceae, Saxifragaceae, Sparganiaceae и др. В других флористических царствах они представлены слабо или вовсе отсутствуют. В обширном роде Сагех большинство видов ограниченно встречается только в голарктическом царстве. Fagus — чисто голарктический элемент, тогда как близко родственный Nothofagus распространен только в южном полушарии. Европа и Сибирь поразительно бедны видами по сравнению с Северной Америкой и восточной Азией.
2. Палеотропическое царство. Оно охватывает все тропики Старого Света и характеризуется многими тропическими семействами, избегающими областей с холодной зимой (например, Pandanaceae, Zingiberaceae и др.). Здесь различают три подцарства: а) африканское; в) индо-малайское; с) полинезийское. Каждое из них характеризуется эндемичными семействами. 3. Неотропическое царство. К нему принадлежит Мексика и Центральная и Южная Америка, за исключением крайнего юга. В этом флористическом царстве много тропических семейств, общих с палеотропическим царством (например, Palmae), но большинство родов здесь различно. Многие семейства эндемичны, например Tropaeolaceae (капуциновые), Cactaceae (кактусовые) (кроме Phipsalis), Bromeliaceae (исключая африканскую Pitcairnia feliciana). 4. Австралийское царство. Это флористическое царство занимает особо изолированное положение: 86% всех его видов встречается только в Австралии. Ряд семейств эндемичен, есть также эндемичные подсемейства в некоторых семействах, например в Proteaсеае (роды Grevillea со 190 видами, Hakea со 100 видами, Banksia с 50 видами) и в Epacridaceae, которые здесь замещают Ericaceae. Особенно примечательны род Eucalyptus с более чем 450 видами, образующий все леса Австралии до северо-восточных районов, и столь же многочисленные виды Acacia с филлодиями, встречающиеся тоже только в Австралии. Можно сказать, что для биологов Австралия представляет совсем особый мир. 5. Капское царство. Это самое маленькое из флористических царств включает только юго-западную оконечность Африки, но тем не менее насчитывает больше 6000 видов цветковых растений и несколько эндемичных семейств (Bruniaceae с 12 родами и 75 видами, Репаеасеае и др.). Очень хорошо представлены, но другими подсемействами, чем в Австралии, великолепные Ргоteaceae (Protea со 130 видами, Leucodendron с 3 видами, Leucospermum с 40 видами), а также Restionaceae. Особенно примечателен центр таксономического разнообразия рода Erica с приблизительно 600 видами, хотя семейство Ericaceae, по-видимому, голарктического происхождения, и только Erica arborea в высокогорьях Африки образует связь с капским царством. Многие из наших комнатных растений, например Pelargonium (комнатная герань), Clivia, Amaryllis, Freesia, Zantedeschia (комнатная калла), Sparmannia (комнатная липа) и другие, происходят из Южной Африки. 6. Антарктическое царство. Это царство простирается от Южной Америки до Новой Зеландии и окружает Антарктический континент; на последнем в защищенных местообитаниях встречаются лишь два туземных цветковых растения: Colobanthus crassifolius (Caryophyllaceae) и злак Deschampsia antarctica. Ранее, возможно, существовала связь этого континента с южными оконечностями Южной Америки и Новой Зеландии, а также с субантарктическими островами, и Антарктида обладала богатой флорой. На Новой Зеландии антарктические элементы чередуются с более обильно представленными меланезийско-палеотропическими, а на острове Тасмания — с австралийскими. На этих островах нельзя резко отграничить антарктическое флористическое царство от других. Принципы подразделения Царств на области (нем. Gebiet, или Region, англ. region, франц. region) и провинции (англ. province, нем. Provinz, франц. и англ. domaine и domain). Округ (нем. Bezirk, англ. и франц. district), - низшая хорологическая категория флористической системы, его характеристики. Флористическая система Армена Львовича Тахтаджяна: 6 ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ЦАРСТВ, 34 ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ, 147 ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЙ. – Лекция у флористической карты Земли с использованием мультимедийной презентации и демонстрация гербарных образцов и муляжей растений. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений, систематических таксонов и хорионов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся, в соответствии с персональным заданием, проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации о характерных для каждого из шести флористических царств растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых самым крупным флористическим таксонам Земли – флористическим царствам – либо общему представлению всех 6 царств, либо каждому царству в отдельности. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ЗАНЯТИЕ 28 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли