Тема 4.5. Флористическая карта земли.
Теория (1 час). Центры флорообразования в тропическом поясе Земли (Занятие третье). ПАЛеотропическое флористическое царство, НОВОКАЛЕДОНСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПОДЦАРСТВО. Уникальное своеобразие флоры Новой Каледонии, позволяющее возвести её в ранг флористического подцарства. XIV. Новокаледонская флористическая область Палеотропического флористического царства. Её географическая характеристика, исторические сведения. Основные флористические провинции Новокаледонской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 37. Новокаледонская провинция (Neocaledonian Province) Новокаледонской флористической области: флористическая характеристика территории. Реликты Новокаледонской флоры: 6 из известных 12 родов бессосудистых цветковых растений (Belliolum, Bubbia, Drimys, Amborella, Exospermum и Zygogynum), три последних – эндемики островов. Семейства растений из влажных лесов Новой Каледонии, в которых наиболее ярко проявляются связи с Индо-малезийской флорой Новой Гвинеи, флорой Новых Гебрид и Фиджи. Семейства растений из сухих кустарниковых формаций и саванн Новой Каледонии, в которых наиболее ярко проявляются связи с Австралийской флорой. Роды растений из высокогорных районов Новой Каледонии, в которых наиболее ярко проявляются связи с современной флорой Новой Зеландии и высокогорной флорой Новой Гвинеи. Семь наиболее богатых видами семейств флоры Новой Каледонии. Семейство Protaceae, представленное в Новой Каледонии лишь эндемичными для этой территории видами. ПАЛеотропическое флористическое царство, ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПОДЦАРСТВО. Особенности полинезийского флористического подцарства как совокупности островных палеотропических флор. XV. Гавайская флористическая область Палеотропического флористического царства – самый изолированный центр флорообразования на Земле. Её географическая характеристика, исторические сведения. Основные флористические провинции Гавайской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 38. Гавайская флористическая провинция (Hawaiian Province): флористическая характеристика территории. Флора Гавайских островов как пример дисгармоничной островной флоры, которая возникла в результате случайной иммиграции из различных источников. Высокий видовой эндемизм Гавайской флоры (97% флоры, или 2700 эндемичных видов). Некоторые, характерные для Гавай, эндемичные растения. XVI. Полинезийская флористическая область Палеотропического флористического царства. Её географическая характеристика, исторические сведения. Основные флористические провинции Полинезийской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 39. Полинезийская флористическая провинция (Polynesian Province) Полинезийской флористической области: географическая и флористическая характеристики территории. Типичные представители флор островов Лайн, Кука, Общества, Тубуаи, Рапа, Туамоту, Маркизских, Мантарёва, Питкерн, Хендерсон, Сала-и-Гомес, Пасхи. 40. Микронезийская флористическая провинция (Micronesian Province) Полинезийской флористической области: географическая и флористическая характеристики территории. Типичные представители флор островов Каролинских, Марианских, Минамиторн, Уэйк, Маршалловых, Науру, Ошен, Гилберта, Хауленд, Бейкер, Эллис, Феникс и Токелау. Сравнительная характеристика палеотропических флор НОВОКАЛЕДОНСКОГО И ПОЛИНЕЗИЙСКОГО флористических подцарств. Ценные и полезные виды растений из рассмотренных флористических центров, используемые сегодня в хозяйстве, а так же – вышедшие из этих флористических центров декоративные растения, культивируемые в дендрологических парках, ботанических садах и частных коллекциях в качестве комнатных и оранжерейных культур. ПАЛеотропическое флористическое царство, ИНДО-МАЛЕЗИЙСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПОДЦАРСТВО. Своеобразие и высокий эндемизм флоры индо-малезийской территории, позволяющие возвести её в ранг флористического подцарства. 11 эндемических семейств в составе этого фитохориона: Matoniaceae, Degeneriaceae, Barclayaceae, Pentapylacaceae, Scyphostegiaceae, Crypteroniaceae, Mastixiaceae, Leeaceae, Erythropalaceae, Lowiaceae, Hanguanaceae. Основные Флористические области – ИНДИЙСКАЯ, ИНДОКИТАЙСКАЯ, МАЛЕЗИЙСКАЯ и ФИДЖИЙСКАЯ, объединённые А.Л. Тахтаджаном в ИНДО-МАЛЕЗИЙСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПОДЦАРСТВО ПАЛЕОТРОПИСА. XVII. Фиджийская флористическая область Индо-малезийского флористического подцарства. Её географическая характеристика, исторические сведения. Основные флористические провинции Фиджийской флористической области по А.Л. Тахтаджяну. 41. Новогебридская флористическая провинция (New Hebridean Province) Фиджийской флористической области: географическая и флористическая характеристики территории островов Новые Гебриды и островов Банкса. Типичные представители дисгармоничной флоры и эндемики (пальма Carpoxilon). 42. Фиджийская флористическая провинция (Fijian Province) Фиджийской флористической области: географическая и флористическая характеристики территории островов Фиджи, Ротума, Увеа, Хорн, Самоа, Тонга и Ниуэ. Типичные представители флоры. Эндемичное семейство Degeneriaceae. Эндемичные роды и реликты островов Фиджи. Типичные представители флоры. Clymenia – эндемичный род на архипелаге Бисмарка. Своеобразность флоры Соломоновых островов, эндемичные роды Cassidispermum, Whitmorea, Allowoodsonia, Kajewskiella и пальмы Rhederophoenix и Strongylocaryum. Ценные и полезные виды растений из флористических центров ФИДЖИЙСКОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ПАЛЕОТРОПИСА, используемые в хозяйстве, а так же – вышедшие из этих флористических центров декоративные растения, культивируемые в дендрологических парках, ботанических садах и частных коллекциях в качестве комнатных и оранжерейных культур. – Лекция у флористической карты Земли с использованием мультимедийной презентации и демонстрация гербарных образцов и муляжей растений. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений, систематических таксонов и хорионов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
2.6. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.Л. ТАХТАДЖЯНА: ТИПИЧНЫЕ, ЭНДЕМИЧНЫЕ И РЕЛИКТОВЫЕ ВИДЫ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ ОСНОВНЫХ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЗЕМНОГО ШАРА. Практика (2 часа). Учащиеся, в соответствии с персональным заданием, проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации о характерных соответствующих флористических провинций растениях. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых флористическому своеобразию соответствующих фитохорионов. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ЗАНЯТИЕ 38 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли