Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
Теория (1 час). Требования к размещению и участку. Для организации и размещения палаточных лагерей не допускается использовать территории, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и I и II поясах зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Через территорию лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского или сельского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Организация базовых палаточных лагерей и проживание детей и подростков в палатках на территории действующих стационарных загородных учреждений оздоровления и отдыха не допускается. Не допускается выбирать участок базового палаточного лагеря вблизи мест скопления мусора, свалок твердых бытовых отходов, на территории оползней, смещения пород, насыпных, песчаных грунтов. Участок должен быть удален от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота на расстоянии не менее 500 метров выше по течению реки; необходимо также учитывать характер почвы, высоту стояния грунтовых вод, наличие заболоченных пространств, источников загрязнения. При выборе места дислокации базового палаточного лагеря следует учитывать климатические условия: отсутствие резких перепадов температуры воздуха в течение суток, относительная влажность не более 90%, скорость преобладающих ветров не более 4 м/сек., температура наружного воздуха в ночное время не ниже 15 град. При выборе места дислокации базового палаточного лагеря близость населенного пункта, загородного оздоровительного учреждения, туристической базы, где могут быть решены проблемы обеспечения питьевой водой, продуктами питания, экстренной медицинской помощи, телефонной связи, не должна быть менее 500 м. Базовый палаточный лагерь следует располагать на сухих горизонтальных площадках с твердым грунтом, по возможности на возвышенной местности. К участку будущего базового палаточного лагеря рекомендуется организовать подъездные пути для автотранспорта, возможна организация места для стоянки автотранспорта. Участок базового палаточного лагеря делят на зоны: жилую, бытовую, зону пищеблока, физкультурно-спортивную, административно-хозяйственную. Отдельно предусматривают место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 метров от жилой зоны и зоны пищеблока, оборудованное контейнерами, куда собирают мусор в полиэтиленовых мешках. Вывоз мусора осуществляют на специальном автотранспорте в разрешенные администрацией района дислокации места. Сжигание мусора на территории базового палаточного лагеря для детей и подростков и на прилегающей территории не допускается. Требования к организации водоснабжения. Базовый палаточный лагерь должен быть обеспечен питьевой водой. В качестве вариантов водоснабжения могут быть: питьевая вода из хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта; питьевая вода из источников децентрализованного водоснабжения; доставка доброкачественной питьевой воды. Доставка питьевой воды осуществляется специализированным транспортом (обязательно наличие санитарного паспорта на транспорт) или в ёмкостях. Дезинфекция емкостей для хранения питьевой воды проводится препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя. Вода, используемая для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используется только кипяченая (кипячение в течение 5-10 мин от момента закипания). Кипяченая вода заготавливается и хранится на кухне, меняется в емкости не реже 1 раза в 12 часов. Допускается использование негазированной бутилированной питьевой воды при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Пищеблок, умывальные, ногомойки, постирочная, комната гигиены, базового палаточного лагеря должны быть обеспечены горячей водой. Требования к организации жилой зоны. В жилой зоне устанавливают палатки. Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка/тент и дно внутренней палатки должны быть из водонепроницаемой ткани), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства и эффект проветривания (иметь не менее двух слоев ткани), обеспечивать защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка типа “молния”). Могут использоваться кемпинговые палатки. Палатки для детей и подростков должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Высота для спальной палатки не менее 140 см. Расстояние между палатками не менее 2,5 м, между рядами палаток не менее 3,5 м. Площадь на 1 человека должна составлять не менее 3 кв. м. Расстояние между спальными местами должно составлять 0,5 м, между стеной палатки и спальным местом не менее 0,2 м. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрас, подушка), 2 одеялами и не менее чем 1 комплектом постельного белья, 2 полотенцами, которые подлежат замене не реже 1 раза в 10 дней. При использовании в палатке спальных мешков, дно палатки застилается полиэтиленовой пленкой, на которую укладывают теплоизоляционные коврики. Количество детей в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Требования к организации бытовой зоны. Бытовая зона включает места: для умывальников, для личной гигиены девушек, для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды и постельных принадлежностей и место для туалетов. Умывальники устанавливают под навесами из расчета 1 умывальник на 10 человек. Под умывальниками организуют деревянный или металлический жёлоб для стока воды и деревянный настил. Качество и безопасность воды в умывальниках должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде питьевой. Для личной гигиены девушек устанавливают отдельное место с обязательным наличием деревянного решетчатого настила, подставок (полок) для предметов личной гигиены и установкой бака с теплой кипяченой водой (температура воды не ниже 25°С). Допускается организация отсека для личной гигиены девушек в женском туалете с обязательным наличием перегородки. Место для мытья ног оборудуют деревянным настилом, лавками, кувшинами и баком для теплой воды (температура воды не ниже 20°С). Место для стирки белья устраивают на расстоянии не менее 5 м от умывальников, оборудуют скамейками для тазов на высоте не менее 0,6 метра, устанавливают бак для воды ёмкостью не менее 50 литров. Сточные воды от умывальников и постирочной, ногомоек отводятся в специальную яму. По согласованию с территориальными органами госсанэпидслужбы допускается использование для хозяйственно-бытовых нужд воды поверхностных водоёмов. В этом случае для стирки белья оборудуют мостики, расположенные ниже по течению от места купания, водозабора. Туалеты (уборные) располагают на расстоянии не менее 30 метров от жилой зоны и зоны пищеблока и не менее 50 метров от места водозабора. Туалеты оборудуют из расчета 1 очко на 20 человек, раздельные для мальчиков и девочек. Дорожки к туалетам расчищают, их организуют без выбоин и ям. Приоритетной является организация биотуалетов. Туалет выгребного типа организуют с надземной частью и выгребом. Надземная часть туалета представляет собой деревянный настил с размером очка не более 0,2 Х0,3 м. Не допускается устройство туалета без крыши (навеса). Должно быть предусмотрено естественное освещение. Вход в туалет допускается по типу лабиринта. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема. Требования к организации зоны пищеблока. В зону пищеблока входят: кухня, столовая, моечная, кладовая продовольствия, баки с крышками для пищевых отходов. Если кухня и столовая не объединены одной постройкой, расстояние между ними не должно превышать 20 метров. Помещения кухни, столовой, моечной и помещение для обработки продуктов организуют высотой не менее 1,8 метра из водонепроницаемого материала. В помещении кухни обеспечивают естественную вентиляцию через оконные проемы. Окна и двери закрываются мелкой сеткой. Перед кухней оборудуют два умывальник для дежурных сотрудников пищеблока, обязательно наличие мыла и полотенца для рук. В помещении кухни должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи. Кухню оборудуют плитой; столами с соответствующей маркировкой для обработки сырой и готовой продукции, покрытыми плотной клеёнкой; стеллажами для хранения кухонной посуды и инвентаря. Пересечение потоков сырой и готовой продукции не допускается. Плита может быть выложенной из кирпича или газовой со сменными баллонами (газовый баллон размещается в закрытом коробе за пределами кухни, обязательно наличие огнетушителя). Расстояние от топочного отверстия плиты до рабочих столов не менее 1,5 метров. Плита должна обеспечивать возможность приготовления одновременно не менее 3-х блюд и нагрев горячей воды. В оборудование кухни также входят: разделочные доски и ножи с соответствующей маркировкой: “СМ”-сырое мясо, “ВМ”-вареное мясо, “СР”-сырая рыба, “ВР”-вареная рыба, “СО”-сырые овощи, “ВО”-вареные овощи, “Х”-хлеб, “Г”- куры сырые, “КС” - куры сырые, “З” - зелень. Разделочные доски должны быть изготовлены из дерева, использование досок из пластмассы и прессованной фанеры не допускается. Не менее 2-х мясорубок (для вареных, для сырых продуктов); баки, бачки, ведра, (котлы) кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования; фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне; баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов. Количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно полностью обеспечивать одномоментную посадку детей и персонала без дополнительной обработки посуды и приборов в течение приема пищи. Алюминиевую и дюралюминиевую посуду используют только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Используют столовую посуду и приборы из фаянса, фарфора, эмалированную, из нержавеющей стали, а также одноразовую пластмассовую посуду при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Не используется посуда с трещинами и отбитыми краями, а также эмалированная посуда с поврежденной эмалью. Площадь столовой (места приёма пищи) должна составлять не менее 1,2 кв. м на одного человека. Оптимальное количество посадочных мест равно количеству всех людей в экспедиции. Помещение столовой следует защищать от дождя, ветра, пыли. В столовой следует предусмотреть место для раздачи пищи и место для сбора грязной посуды, оборудованные столами с гигиеническим покрытием. Моечную оборудуют рядом со столовой. Не допускается пересечение потоков грязной и чистой посуды. В моечной выделяют место для мытья котлов (кастрюль) и место для мытья столовой посуды. В отделении для мытья столовой посуды должны быть предусмотрены места для грязной посуды, для мытья столовой посуды, места для чистой посуды, а также стеллажи для хранения столовой и чайной посуды. Для мытья столовой посуды и приборов используют четыре промаркированные ёмкости (при количестве детей до 20 человек допускается использование тазов, более 20 детей – больших емкостей). Отдельный промаркированный бак используют для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе в случае возникновения инфекционных заболеваний. Чистая столовая посуда хранится на полках (стеллажах), закрытых чистой белой тканью или марлей. Не допускается повторное использование одноразовой посуды. Помещение для кладовой должно быть сухим. Кладовую (палатку) для хранения сухих продуктов организуют в непосредственной близости от кухни и оборудуют стеллажами или подтоварниками, приподнятыми над полом не менее чем на 0,15 м и на расстоянии от стены не менее чем на 0,2 м. Допускается хранение продуктов в емкостях, исключающих возможность проникновения влаги и грызунов. Хранение продуктов на полу, сырых продуктов с готовой продукцией, с хозяйственными и не пищевыми товарами не допускается. Продукты следует хранить в таре производителя, при необходимости перекладывать в чистую, промаркированную, закрытую емкость. Хранение скоропортящихся продуктов без холода не допускается. Скоропортящиеся продукты хранят в сумках-холодильниках или в погребах при температуре 4±2ºС и строгом соблюдении товарного соседства. Условия и сроки хранения продуктов устанавливают в соответствии с требованиями действующих санитарных правил. Хранение продуктов питания в жилых палатках не допускается. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться накладной с отметкой о наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшими сроками реализации, с признаками порчи. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых отравлений не допускается принимать:
продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
мясо 2-3 категории;
мясо водоплавающей птицы (утки, гуси);
выловленную рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;
непотрошеную птицу;
кровяные и ливерные колбасы;
яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой “тек”, “бой”, а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
утиные и гусиные яйца;
консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные “хлопуши”, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и пр.);
крупу, муку, сухофрукты и др. продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненными их испражнениями;
овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;
грибы;
закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
продукцию домашнего изготовления (консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и др. продукты, готовые к употреблению);
газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов.
Не допускается закупка у населения и на молочно-товарных фермах мяса, яиц и молока без ветеринарного свидетельства. Транспорт для перевозки продуктов должен иметь санитарный паспорт и содержаться в чистоте, водитель должен иметь личную медицинскую книжку. Для пищевых отходов на расстоянии не менее 30 метров от зоны пищеблока и от жилой зоны устанавливают закрытые промаркированные мусорные ящики (баки с крышкой). Организация физического воспитания - спортивных, туристских и специальных полевых занятий, - в палаточном лагере. План работы по физическому воспитанию в палаточном лагере согласуется с врачом и включает следующие мероприятия:
утренняя гимнастика;
закаливающие процедуры;
подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки, обучение плаванию;
геоботанические экскурсии и походы;
спортивные соревнования и праздники.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУПАНИЯ ДЕТЕЙ. Перед проведением купания руководитель мероприятия выявляет обучающихся (воспитанников), не умеющих плавать (плохо плавающих). Проведение купания в специально оборудованных местах. Производится при наличии средств спасения в присутствии инструктора по плаванию (физкультуре) и медицинского работника. К купанию допускаются лица без признаков заболеваний. До начала купания руководитель (заместитель руководителя) мероприятия напоминает обучающимся (воспитанникам) правила поведения на воде, делит группу на подгруппы (не более 8 детей). Купание проводится по подгруппам по команде инструктора по плаванию (физкультуре) либо руководителя (заместителя руководителя) мероприятия. До входа в воду и после выхода из водоёма проверяется количественный состав подгруппы. В период купания один из руководителей мероприятия находится в воде, другой - на берегу следит за процессом купания. Продолжительность купания согласовывается с медицинским работником и зависит от погодных условий, температуры воды, скорости течения и оборудования водоема. Руководитель и заместитель руководителя мероприятия обязаны особым образом контролировать действия на воде детей, не умеющих плавать (плавающих плохо). Проведение купания в местах, не оборудованных для купания. До начала купания руководитель мероприятия и заместитель руководителя мероприятия в обуви должны обследовать дно водоёма (по всему периметру места, определенного для купания) и удалить со дна все предметы во избежание травматизма, а также обеспечить средства спасения (верёвка, надувные средства и т.д.). До начала купания руководитель мероприятия (заместитель руководителя мероприятия) напоминает обучающимся (воспитанникам) правила поведения на воде, визуально определяет границы места купания, делит группу детей на подгруппы. К купанию допускаются лица без признаков заболеваний. Купание проводится по подгруппам по команде руководителя (заместителя руководителя) мероприятия. До входа в воду и после выхода из водоёма проверяется количественный состав подгруппы, который не должен превышать 8 детей. В период купания один из руководителей мероприятия находится в воде, другой - на берегу следит за процессом купания. Руководитель мероприятия определяет продолжительность купания, которая зависит от погодных условий, температуры воды, скорости течения, а также возраста и физического состояния участников мероприятия. Руководитель и заместитель руководителя мероприятия обязаны особым образом контролировать действия на воде детей, не умеющих плавать (плавающих плохо). Запрещается. Организация купания на городских пляжах, не получивших разрешение на открытие, а также в местах с подозрением на некачественный состав и низкую температуру воды. Резкое охлаждение в воде детей с признаками перегрева на солнце либо после активной физической нагрузки (марш в походе, кросс, игра в футбол и т.д.). Ныряние в воду, использование «тарзанок», игр и шалостей в воде. Купание в ночное и сумеречное время суток. Оставление детей около водоёмов без присмотра взрослых. В режим дня рекомендуется включать прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью для детей 10-11 лет - до 5 км; для детей старше 11 лет - до 10 км. Темп движения 2-2,5 км/час, через каждые 35-40 мин ходьбы необходимо устраивать на 10 мин остановку для отдыха. Во время отдыха можно организовать спокойные игры, обучение туристским навыкам. Маршрут должен пролегать в основном по затененной местности (леса, рощи). Обязательны наличие головных уборов. Необходимо брать для детей кипяченую (бутилированную) питьевую воду. Планы и маршруты туристических походов и геоботанических экспедиций должны быть согласованы с территориальными органами госсанэпидслужбы (с учетом санитарно-эпидемиологического благополучия района в отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания и др.). Врач за 1-2 дня до отправления в поход подписывает маршрутный лист. Дети 10-13 лет допускаются к участию в одно-двухдневных походах, с 14 лет – в двух-трехдневных походах. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 человек одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и руководитель. Протяженность похода для детей 10-11 лет – не более 5 км, для старших - от 8 до 10 км в день. Скорость передвижения не более 3-4 км/час. Через каждые 45-50 минут ходьбы следует делать остановки на 10-15 минут. Вес рюкзака для детей 10-11 лет не должен превышать 2 кг, для старших детей, совершающих 2-3-дневный поход – 8-9 кг (спальный мешок – 2 кг, рюкзак -0,5-1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг). Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников. Для питья в походе используют только кипяченую воду. Требования к санитарному состоянию территории палаточного лагеря. Территорию лагеря ежедневно очищают от бытового мусора, веток, крупные лужи засыпают песком. Палатки необходимо содержать в порядке и чистоте. Ежедневно в них проводят уборку и проветривание, днище палатки систематически очищают от пыли и грязи. Постельные принадлежности и спальные мешки следует проветривать и вытряхивать от пыли вне палатки. Не реже 1 раза в год спальные мешки подвергают химической чистке. Уборку столовой производят после каждого приема пищи. Мытьё посуды проводят после каждого приёма пищи с использованием разрешенных в установленном порядке к применению для мытья посуды на предприятиях общественного питания моющих и дезинфицирующих средств. Мытьё столовой посуды проводят по этапам: после механической очистки столовую посуду моют щеткой (ершом) в воде (не ниже 50°С) с добавлением моющих средств, разрешенных к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя (1-ая ёмкость). Затем посуда ополаскивается горячей водой – 2-я ёмкость и просушивается на решетках. Мытье чайной посуды и столовых приборов осуществляют в третьей (с помощью моющих средств) и четвертой (ополаскивание) емкостях. Смену воды в емкостях проводят после мытья 30 единиц. Для мытья кухонной посуды выделяют два промаркированных бака. В случае возникновения инфекционных заболеваний для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе используют отдельный бак.
Практика (2 часа). Обучающиеся под руководством педагога на территории ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» практикуются в развёртывании палаточного лагеря с предельным соблюджением требований СП 2.4.__-03.
МАЙ
ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 65 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли