Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Теория (1,5 часа). Источники питания в дикой природе. Неприкосновенный аварийный запас. Когда предполагаемый маршрут путешествия пролегает по безлюдным районам и особенно когда срок проведения похода выпадает на холодное время, группе целесообразно заранее укомплектовать продуктовый неприкосновенный запас (НЗ). Продуктовый НЗ следует собирать из высококалорийных долгосохраняющихся продуктов с малым удельным весом и объемом. Еще одно важное требование, предъявляемое к аварийному рациону, — возможность его употребления без дополнительной кулинарной обработки. Качественный состав аварийного пайка должен иметь примерно те же соотношения, что и суточный рацион при нормальном питании. Обычно в самодельные аварийные запасы вкладываются относительно распространенные продукты: шоколад, тушенка, сгущенное молоко и кофе с молоком, грецкие орехи, сухари, галеты, мед, сахар. Зимой — шпик, копченую колбасу. Очень важно, поддерживая себя в рабочем состоянии с помощью продуктового НЗ, как можно быстрее обеспечиться питанием на месте. При этом первые двое суток, если позволяют климатические условия (в сильный холод срок полного голодания приходится уменьшать), от еды лучше воздержаться, так как в организме еще достаточно «домашних» запасов. Такой кратковременный голод вреда не принесет, но позволит сэкономить продукты. За это время надо постараться отыскать способ обеспечиться продуктами питания с помощью рыбалки, охоты или сбора съедобных дикорастущих растений. После того, как потерпевшие смогли обеспечиться пищей из местных ресурсов, НЗ следует восстановить (или сформировать новый аварийный рацион) за счет законсервированных примитивными способами местных растительных и животных продуктов. Источники питания в дикой природе. Даже самое экономное потребление НЗ проблемы голода не решает. Рано или поздно потерпевшие окажутся перед выбором — либо научиться находить и использовать дары природы, либо погибнуть от истощения. Съедобные дикорастущие растения. В нашей стране насчитывается свыше двух тысяч растений, полностью или частично пригодных в пищу. У растений бывают съедобными: корневища, луковицы, стебли, побеги, почки, листья, цветы, семена, плоды, орехи, шишки. Одни части растений можно употреблять в пищу в сыром виде, другие — после тщательного проваривания, жарки, а также сушки, вымачивания и иных способов обработки. Пищевые растения нашей северной флоры по тем полезным веществам, которые они содержат, а также по способу их использования можно разделить на ряд групп: 1. Крахмалоносные растения. 2. Овощные и салатные растения. 3. Ягодные и другие сочноплодные растения. 4. Пряновкусовые и напиточные растения. 5. Масличные растения. В общей сложности на территории Коми по подсчетам ученых произрастает около 150 видов растений, которые в своих органах накапливают полезные для человека вещества и в том или другом виде могут употребляться для пищевых (продовольственных) целей. Не все эти виды встречаются повсеместно и в достаточном количестве, некоторые растения являются охраняемыми или имеют ограниченный ареал распространения. Дикорастущие съедобные растения. Бедренец – камнеломка. В пищу идут молодые свежие или сушеные листья и корни. Из зелени готовят салаты, винегреты, супы Свежие корни также могут быть использованы для приготовления острых салатов и супов. Из ароматических и острых на вкус корней и корневищ, а также из плодов готовят приправы к различным мясным и овощным блюдам. Белокрыльник болотный. Сырое растение ядовито. Все части растения содержат ядовитые сапогликозиды, обладающие местным раздражающим действием на слизистые оболочки, а также флавоноиды, слизи, смолистые вещества, органические кислоты. При сушке и кипячении ядовитые свойства белокрыльника болотного теряются. После такой обработки перемолотые корневища могут использоваться в пищу в виде примеси к муке. В корневище содержится до 30 % крахмала. Береза повислая, или бородавчатая. Береза пушистая. Чай, приготовленный из березовых почек, обладает сильным мочегонным и антисептическим действием. Сочные и сладкие цветочные сережки едят свежими. Из семенных сережек варят суп, а также перетирают их на муку. Березовый сок содержит 0,5—2% сахаров, органические кислоты, соли калия, кальция и железа. Сок можно использовать в качестве освежающего напитка, консервировать, путем выпаривания превращать в густой сироп, который добавляют в хлебобулочные изделия для придания им сладости. Из березового сока готовят шипучий напиток и уксус. Листья березы богаты каротином. Они могут служить сырьем для получения каротинной пасты. Молодые распускающиеся клейкие листочки иногда добавляют в салаты. Из сушеных или свежих ягод можно сварить компот на березовом соке. Он полезен больным и выздоравливающим. Борщевик сибирский — очень популярное съедобное растение. В пищу употребляют молодые листья, стебли и неразвернувшиеся соцветия, а также корни. Для приготовления салатов листья предварительно обваривают крутым кипятком или вымачивают в воде с целью устранения резкого запаха. Листья и листовые черешки идут в щи, супы, ботвиньи и борщи. Нежные побеги с неразвернувшимися соцветиями кладут в яичницу, жарят с луком и маслом, отваривают в подсоленной воде как цветную капусту. Впрок молодые стебли, неразвернувшиеся соцветия, листья и листовые черешки квасят и маринуют как капусту. Горец птичий, или спорыш. Молодые стебли и листья употребляют в пищу. Из них готовят салаты с овощами, яйцом и маслом или заправляют ими овощные супы, а также рыбные отвары. Сухие листья запасают на зиму для приготовления приправ и отваров. Горошек мышиный. Молодые побеги и соцветия употребляются для приготовления салатов и заправки супов. Зрелые семена, отличающиеся высоким содержанием легкоусвояемых белков и углеводов, пригодны для приготовления каш и как примесь к муке для выпечки хлеба. Однако присутствующие в них гликозиды придают пище некоторую горечь и при употреблении семян в большом количестве могут вызвать отравления. Поэтому рекомендуется предварительно вымачивать семена в растворе соды или варить их в течение 3—4 ч., сливая несколько раз воду. Дудник лесной. В пищу используют молодые сочные стебли, черешки листьев и нераспустившиеся цветочные почки. Черешки листьев идут для приготовления щей, супов, борщей, окрошек, ботвиний Нераспустившиеся цветочные почки после отваривания в соленой воде жарят и подают на стол как изысканное блюдо. Из почек, отваренных в сахарном сиропе, после охлаждения и подсушивания получаются вкусные пряные сладости. Молодые очищенные стебли едят сырыми. Ель сибирская. Хвоя содержит 180—398 мг% витамина С, причем количество его увеличивается с продвижением на север. Для изготовления витаминных напитков ее промывают и кипятят 30 мин в закрытой посуде. Охлаждают, добавляют клюквенный сок для улучшения вкуса и разливают в бутылки. Весной ярко-красные молодые мужские шишки, очень похожие на землянику, едят в свежем виде и после кипячения в сахарном сиропе как лакомство (коми: коляоз). Звездчатка средняя, или мокрица. В отваренном виде мокрицу добавляют в борщи, винегреты и используют как витаминную приправу ко вторым блюдам. Калужница болотная. Растение богато каротином, в Сибири употребляют как противоцинготное средство. Калужница имеет и пищевое значение: цветочные бутоны обваривают кипятком и маринуют в уксусе как приправу. Корни растения отваривают и добавляют в муку для выпечки хлеба. В фазе цветения растение слабо ядовито, содержит протоанемонин, холин и берберин. Кипрей узколистный, иван-чай узколистный. Сладкие корневища, содержащие много крахмала и сахара, употребляются как овощ в сыром или отваренном виде. Молодые листья тоже можно употреблять в пищу как капусту. Листья употребляются как суррогат чая. Колокольчик сборный и другие виды колокольчиков. Зелень всех этих видов употребляется для салатов и тушения, корни годятся для заправки супов. Крапива двудомная. Повсеместно молодые побеги и листья ее употребляют как весенний овощ для зеленых щей. По питательности крапива не уступает лучшим бобовым. Кубышка желтая. Корневища могут употребляться в пищу, их отваривают в соленой воде или высушивают и размалывают в муку, которую добавляют в хлеб. В сыром виде корневища ядовиты. Семена содержат до 45% крахмала и дубильные вещества. В поджаренном виде могут употребляться как суррогат кофе. Кувшинка белая. Мясистые корни съедобны, едят их отваренными или жаренными в масле. Высушенные и размолотые корневища добавляют в хлеб. В результате исследований, проведенных рядом авторов, установлено, что К. белая содержит крахмал (20%), глюкозу, много дубильных веществ и золы. Семена богаты крахмалом (45%), содержат дубильные вещества, золу и немного жиров. Они могут употребляться как суррогат кофе. Нуждается в охране и используется лишь в безвыходном положении! Очиток пурпуровый. Листья и молодые побеги имеют приятный кисловатый вкус и используются для приготовления салатов, винегретов, супов, щей, заливных мясных и рыбных блюд. Листья заготовляются впрок путем засолки и квашения. Рогоз узколистный и рогоз широколистный. Оба вида могут быть использованы весьма разнообразно. Корневища их, особенно у Р. узколистного, в сухом виде содержат до 45% мелкозернистого крахмала, пригодного для замены рисового крахмала. На муку идет сердцевина нижней части стебля и корневище, а также к муке подмешивают пыльцу. Сныть обыкновенная. Молодые листья и черешки, имеющие своеобразный, приятный, несколько пряный запах, употребляются как овощи для приготовления щей и салатов. Стрелолист обыкновенный. Сухие клубни и корневища, богатые крахмалом, используются для изготовления муки. Свежие клубневидные образования употребляются в пищу в печеном виде. Сусак зонтичный. Из высушенного корневища приготовляется мука. Она по качеству (химическому составу) приближается к ржаной муке: в корневище осенью содержится около 50% крахмала, 4% жира, 13% белков, сахара и камеди. В некоторых местах на Севере, например, в Якутии, корневище сусака нередко является одним из существенных продуктов питания. У народа Коми, несмотря на трудное прошлое, не известно случаев потребления сусака в пищу, что, по-видимому, объясняется, прежде всего, незнанием его качеств и суевериями. Тростник обыкновенный. Из высушенных и толченых корневищ можно приготовлять питательный хлеб. Правила сбора полезных растений. Для использования в пищу нужно собирать в первую очередь знакомые растения. При сборе малоизвестных растений следует быть очень внимательным и тщательно сравнивать описание и рисунок с живым растением, чтобы убедиться, что это именно тот вид, который можно употреблять в пищу. Очень важно соблюдать это правило, так как некоторые ядовитые растения имеют сходство со съедобными. Необходимо строго придерживаться указаний о формах использования растений, которые даны при описании каждого вида, и если рекомендуется употреблять растение только после предварительной обработки, то нельзя есть его в сыром виде: в нем могут содержаться вредные вещества, которые в процессе обработки удаляются. Надземные зеленые части растений следует собирать до цветения или с нецветущих экземпляров — они более сочны, нежны и легко перевариваются. Съедобные растения рекомендуется собирать в ясную погоду во второй половине дня; утром они увлажнены росой, а влажные растения после сбора быстро портятся. Кроме того, в конце дня в подземных частях растений накапливается большое количество крахмала. Нельзя собирать растения на свалках, у сточных канав, на обочинах дорог и в других загрязненных местах. Из зеленых частей растений (зелени) наиболее легко перевариваются и имеют наибольшую питательную ценность молодые листья, молодые побеги или молодые части побегов (растущие верхушки). Их используют в первую очередь для приготовления салатов. Для приготовления первых и вторых блюд (супов, пюре и т. п.) можно собирать более старые растения. Семена и плоды содержат наибольшее количество питательных веществ при созревании, а подземные органы растений — после плодоношения, осенью, в течение зимы и ранней весной, пока растения не тронулись в рост. Однако при сборе корней и корневищ в период, когда отсутствуют характерные надземные части, нужно особенно остерегаться ядовитых растений, ведь отличить их по подземным органам иногда очень трудно. Собранное сырье не следует плотно укладывать в мешки или корзины, в особенности, если их разборка и обработка будут производиться не сразу. При плотной укладке растений, еще продолжающих свою жизнедеятельность, они быстро начинают нагреваться и преть, питательная ценность их значительно уменьшается и большая часть собранного сырья может стать непригодной для использования. Признаком порчи является потемнение зелени. Если растения необходимо заготовить для длительного хранения, их следует высушить. Сочные растения трудно высушить, поэтому для их заготовки применяют квашение или засолку в соответствующей таре. Корни и корневища растений, а также клубни и луковицы, находящиеся в почве на значительной глубине, собирают с помощью совков, копалок, лопат или длинных ножей. Выкопанные корни, клубни или луковицы нужно сразу же отряхнуть от земли, а впоследствии, перед употреблением, тщательно мыть и при необходимости снять кору или «кожицу». Корневища водных растений (рогоза, кувшинки и др.), которые нередко находятся на глубине более 1 м, добывают с лодки или плота с помощью багров, цапок или граблей. Подземные части, даже сочные, если они не сильно повреждены, могут храниться в течение 2—3 дней, а иногда и дольше без существенных изменений. Любые части растений перед употреблением должны быть тщательно очищены от всякого сора, мелких насекомых и частей посторонних растений, попадание которых неизбежно при массовом сборе. Затем их надо отмыть от земли и пыли и только после этого можно употреблять в пищу. ДРУГИЕ ВИДЫ СОБИРАТЕЛЬСТВА. Кроме прямого сбора съедобных дикорастущих растений, их можно добывать, раскапывая норы и «хранилища» мелких животных. Подобный способ добычи продуктов питания раньше в трудные времена широко использовало население различных регионов России. К примеру, в норах мышей и других мелких грызунов можно обнаружить до 10 кг и более пригодных в пищу продуктов — зерна, корневища, побеги и пр. Белка за сезон способна собрать до 1,5 тысячи грибов, бурундук — до 5 кг чистых, спелых кедровых или других орехов. Отыскать звериные кладовые можно, наблюдая за поведением животных, расшифровывая их следы, на слух — простукивая землю с помощью палки и пр. Рыбалка и рыболовные снасти. Рыбалка — наиболее доступный в аварийной ситуации способ обеспечиться продуктами питания. На территории нашей страны насчитывается 530 видов пресноводных и около тысячи морских рыб, подавляющее большинство которых пригодны в пищу. Добывать их можно с помощью заранее припасенных или изготовленных на месте рыболовных снастей. Примитивная удочка. Простейшая рыболовная снасть — это, конечно, удочка. Изготовить ее можно из любого подручного материала. Здесь всё зависит от сообразительности потерпевших. Удилище. Самое простое удилище изготовляется из длинного, прямого ствола рябины, березы, сосны или других пород деревьев. Для зимней рыбалки более всего подходят вершинки из можжевельника — они эластичны, прочны, не чувствительны к морозу. Найденная ветка подрезается у основания и очищается от грязи и сучков. Полученную так заготовку удилища рыбаки называют хлыстом. Толщина хлыста должна соответствовать величине рыбы, которую предполагается ловить, и в свою очередь, зависит от размеров крючка, которым располагает потерпевший бедствие человек. Лучше всего перед тем, как начинать ловлю, проверить удилище на прочность. Леска. Для изготовления удочек, предназначенных для ловли мелкой и средней рыбы, обычно используется леска диаметром 0,15 — 0,25 мм; для ловли крупной рыбы — 0,3 — 0,8 мм. В качестве импровизированной лески всего использовать расплетенную, распущенную на отдельные нити веревку, обувные шнурки, плетеные ремни. В самом крайнем случае можно попытаться изготовить леску из нескольких десятков сплетенных друг с другом собственных волос, для большей прочности склеенных, например, хвойной смолой. Грузило. Идеальное грузило получается из крупной, прорезанной до половины дробинки, вытащенной из снаряженного охотничьего патрона. Или из свинца, срезанного с автомобильного аккумулятора. В простой удочке грузило закрепляется на расстоянии 12 — 15 см от крючка. Вес его подбирается таким образом, чтобы обеспечить поплавку вертикальное, приподнятое над поверхностью воды положение. Импровизированным грузилом может послужить любой тяжелый предмет: гвоздь, болт, гайка, металлические части одежды, обуви и снаряжения, наконец, просто камень подходящей формы. Поплавок. Для поплавка подойдет всякий плавающий и легко обрабатываемый материал: пенопласт, пробка от бутылки или термоса, авторучка, кора дерева, толстая соломинка или сухая камышинка, сердцевина стволов репейника. Хорошо отбалансированный с помощью грузила поплавок должен выступать из воды и нее чем на треть своей длины. Можно ловить рыбу удочкой без поплавка и грузила. Для этого к концу длинного удилища привязывается леска, и небольшой крючок-тройник с живцом, который заглубляется на требуемую глубину. Подобная снасть в народе называется «махалка». Ловят на нее обычно окуней и щук. Крючок. Выбирая крючки для аварийных комплектов или просто для похода, следует предпочитать кованые с круглым загибом и прямым жалом. Они считаются наиболее универсальными и уловистыми. Кроме того, необходимо учитывать качество крючков, потому что от этого зависят их долговечность и острота. Крючки, изготовленные из хорошей стали, отличаются тем, что при сжатии пружинят, а при отпускании принимают первоначальную форму. Номер крючка определяется расстоянием в миллиметрах от кончика жала до цевья. Наиболее ходовыми считаются крючки номер 3-8. В аварийной ситуации хорошие крючки можно изготовить из гвоздей, металлической проволоки. Неплохие крючки получаются из проволочного кольца от связки ключей, разломленной на две части английской булавки, раскрученной пружины от стержня авторучки. Для облегчения работы с твердыми сталями, используемыми в пружинах, кольцах и тому подобных изделиях, их можно попытаться прокалить на огне. Наконец, можно обойтись вообще без металла, использовав в качестве исходного материала дерево, кости рыб и птиц. Деревянный крючок проще всего сделать из ветки с отходящим в сторону под острым углом сучком. В верхней части ветки вырезается желобок-углубление для вязки лески. Жало сучка заостряется, зачищается и слегка обжигается на огне для усиления прочности. На жале можно предусмотреть зарубку - бородок. Наживка. Классической наживкой, привычной и рыбе и рыбаку, остается, конечно, земляной червь. В лесу проще всего отыскать червей под лежащими на земле стволами поваленных деревьев, под камнями, кучами прелой листвы, под засохшим звериным пометом, во влажных, затененных местах с влажной почвой. Кроме того, в аварийной ситуации в качестве наживки можно использовать любых летающих, прыгающих, ползающих насекомых и их личинки, встречающиеся в данной местности (незнакомую наживку рыба берет с большей неохотой): мух, мотыля, кузнечиков, стрекоз и их личинок, крупную мошку, оводов, слизняков, жуков с удаленным хитиновым покровом и т. п. Хорошей насадкой является трава, растущая у самой поверхности воды на сваях, камнях, упавших в воду стволах деревьев (шелковик). При отсутствии естественной наживки можно попытаться изготовить искусственную приманку из кусков разноцветной ткани, поролона, пенопласта, хлорвиниловой изоляции, коры дерева, цветных шерстяных ниток, выдернутых из свитера или вязаной шапочки. Проявив фантазию, можно из подручного и природного материала изготовить муляж практически любого насекомого. Блесны в аварийных условиях можно изготовить из любого металлического предмета с блестящей поверхностью — монеты, куска жести от консервной банки, вырезанного в форме рыбки, сережки, брошки, заколки, брелока, английского ключа, пуговицы и пр. Кроме удочек, существуют другие орудия для ловли рыбы. Донка-закидушка - самая простая рыболовная снасть. К концу 20 — 40-метровой лески привязывается 20 — 60-граммовое грузило, а выше — 2 — 3 коротких поводка (лучше из тонкой металлической проволоки) с крючками. На крючки насаживается наживка (черви, выползки, мальки и пр.), после чего донка забрасывается подальше от берега, в ямы, омуты и привязывается к вбитому в берег или дно колышку. Жерлица используется для ловли хищной рыбы. На раздвоенную ветку (рогатку) крест-накрест наматывается длинная леска, к концу которой привязывается 2 — 3 тройных или двойных крючка. Концы рогатки слегка расщепляются ножом, и в прорезь вставляется леска. Жерлица привязывается к наклонному шесту, воткнутому в берег, в дно водоема или к нависающим над водой веткам куста. Крючок с живцом или блесной опускается в воду примерно до середины глубины водоема и оставляется так на продолжительное время, чаще всего на всю ночь. Рыба, проглотив насадку, выдергивает леску, защепленную в рогатке, постепенно разматывает ее во всю длину и благодаря этому не срывается. Обычно жерлица устанавливается в мелководных местах водоема около водной растительности — травы, камышей. Ужение с помощью «кораблика» («водного змея».) практикуется на реках со слабым и средним течением при ловле крупной рыбы, которая держится далеко от рыболова, а другими способами забросить в это место насадку затруднительно. Изготовляется «кораблик» из сухой доски или куска фанеры длиной 40 — 50 см, шириной 20 см и толщиной 1 — 1,5 см, на нижней кромке которой укрепляется груз в виде свинцовой пластины, отрезка железного прута или любого другого подходящего материала. Вес груза подбирается таким образом, чтобы доска погружалась в воду на две трети своей площади. В верхнем и нижнем углах носовой части «кораблика» и в середине кормовой части высверливаются отверстия, предназначенные для крепления снасти к основной леске. При этом поводки, привязанные к носовым отверстиям, имеют одинаковую и обязательно более короткую, чем у кормового поводка, длину. Ужение рыбы ведется с помощью лески с 2 — 3 крючками диаметром 0,25 — 0,3 мм, привязанной к кормовому отверстию и свободно опущенной в воду. Толщина основной лески для рек со слабым течением должна составлять 0,4 — 0,5 мм, с сильным течением — 0,7 мм. Парусящая доска «кораблика» сносится потоком на середину реки до облюбованного рыболовом места. После того, как рыба попадется на крючок, надо резко дернуть за основную леску, кормовой поводок выскочит из зажима и снасть можно будет вытянуть на берег вместе с добычей. Наконец рассмотрим случай, когда у рыболова не нашлось ни сетей, ни лески, ни крючков, ни материалов, из которых их можно изготовить. Или нет совершенно никакой насадки, что может случиться, например, ранней весной, когда еще не сошел полностью снег и насекомые не проснулись. Проще всего из подручных материалов изготовить острогу и бить ею рыбу на мелководных участках реки — отмелях, перекатах. Желательно, чтобы жало остроги было изготовлено из металла. Например, из вилки, складного ножа, из металлической ложки. Надо лишь заострить ее ручку, истирая о камень твердой породы, и сделать несколько глубоких зарубок-заусениц. При охоте острогой следует учитывать эффект преломления лучей в воде. Из прямых веток кустов и растений, растущих возле водоема, можно изготовить простейшие верши. Вначале из заготовленных веток собирается каркас, состоящий из 5 — 10 кругов и 3 — 4 продольных жердин. Круги к жердинам привязываются с помощью проволоки, лески, полос ткани, лыка. Полученный каркас переплетается более тонкими ветками с таким расчетом, чтобы расстояние между ними, в зависимости от величины рыбы, не превышало 1 — 3 см. Вход в вершу выполняется в форме воронки с узким отверстием-горлышком. Внутрь верши на небольших поводках подвешивается приманка. Несколько раз в сутки верша проверяется, пойманная рыба вытаскивается через развязанный глухой кош. Из 2 —3-литровой стеклянной банки можно сделать своеобразную вершу-воронку. Для этого из куска кожи, плотного полиэтилена, бересты надо свернуть кулек, оставив в его нижней части небольшое отверстие, вставить в горловину банки и закрепить. Банка с положенной внутрь приманкой укладывается на дно реки дном против течения и привязывается к вбитому в грунт колышку. Рыба, заметившая приманку, заплывает внутрь и оказывается в западне. При ловле мелких рыб можно обойтись без воронки, натянув на горловину банки полиэтилен или кусок кожи с небольшим отверстием в середине и закрепив его с краев резинкой или веревкой. Еще удобнее надеть на банку капроновую крышку и прорезать в ней отверстие. Такая плоская «воронка» также способна удержать рыбу, попавшую внутрь. По такому же принципу делается верша из пластиковой бутылки. Для этого у нее отрезается горловина, которая в перевернутом виде плотно втыкается в оставшийся «стакан» и закрепляется с помощью проволоки, нити или густо намазанной смолы. Нетрадиционные продукты питания. Нельзя в ситуациях, угрожающих голодом, забывать о так называемых нетрадиционных продуктах питания. Глупо обрекать себя на голодную смерть только из-за того, что находящиеся вокруг продукты питания имеют непривычный вид, вкус и запах. Съедобными считаются практически все пресноводные моллюски. Но особую пищевую ценность представляют из себя беззубки, дрейссены, жемчужницы, перловицы и некоторые другие. Перловицы — одни из наиболее распространенных пресноводных моллюсков. Вес мяса и выделяющегося при разделке раковины сока у перловиц составляет 51 — 53% всего веса моллюска. Двустворчатых моллюсков следует сварить или ошпарить кипятком и после того, как створки раскроются, вырезать все мясо. Или, просунув нож сквозь щель между створками, перерезать запорные мышцы. Не следует брать моллюсков, которые при прикосновения к ним не закрывает плотно створки. Это может свидетельствовать о том, что они мертвы. Мясо моллюсков можно сушить, вялить и консервировать иными способами. Раковины использовать для изготовления рыболовных крючков, гарпунов, пуговиц. Кроме двустворчатых моллюсков употребляются в пищу другие пресноводные ракушки — катушки, прудовики, лужанки. Всех водных и ползающих по берегу улиток, а также слизней надо употреблять в пищу только свежими. Улитки — один из наиболее скоропортящихся лесных пищевых продуктов. В идеале пойманных улиток надо несколько дней поморить голодом или выпустить на безопасные травяные или моховые пастбища, чтобы они за это время успели выделить все ядовитые вещества. Затем улиток надо бросить в соляной раствор для очистки пищеварительного тракта и прокипятить в течение 10—20 мин с добавлением ароматизирующих трав. Известных всем дождевых червей необходимо выдержать без пищи около суток или протащить их между пальцами, чтобы выдавить отходы жизнедеятельности и остатки земли. Потом их можно сварить или высушить на горячих камнях или в жестяной банке над костром, встряхивая, чтобы они не подгорели. Съедобные насекомые. Не самый плохой рацион можно составить из гладкокожих, то есть лишенных волосяного и хитинового покровов, гусениц, цикад, жуков и их обитающих в земле и древесине личинок, а также личинок стрекоз, равно как и самих стрекоз, ползающих и летающих муравьев и других насекомых. Наиболее ценными в пищевом отношении принято считать муравьев и их южных собратьев термитов, кузнечиков, саранчу, сверчков, некоторые виды жуков, медовых пчел, водных насекомых. Пчелы, осы, шершни и другие представители рода пчелиных, равно как их куколки и личинки, съедобны. Перед употреблением им надо оборвать крылышки, удалить ножки и жало. Для улучшения вкусовых качеств их можно отварить или испечь. Но все же наибольшую питательную ценность представляют не сами пчелы, а добытый пчелами мед. Для того чтобы найти улей лесных пчел, необходимо наблюдать за направлением их полета и помнить, что рабочие пчелы, которые собирают пыльцу растений, далеко от места своего обитания не улетают и к вечеру обязательно собираются в гнезде. Улей лесные пчелы обычно устраивают в дуплах деревьев, что значительно упрощает задачу собирателя их сладкой продукции. Ему достаточно бывает поджечь пук сухой травы, поднести его близко к улью и, напустив дыма, плотно закрыть вход. Пчелы погибнут, а мед достанется добытчику. Только, собираясь на медовый промысел, необходимо помнить, что пчелы в массе своей очень опасны, и если не погибнут сразу от дыма, могут изрядно покусать потревожившего их охотника. У всех змей и ящериц в летне-осеннее время в брюшной полости откладываются запасы жира в виде лентообразных и круглых образований, которые можно использовать для жарки пищи. В пищу у лягушек обычно используются только мясистые задние лапки. При варке лягушек рекомендуется перед тем, как опустить их в воду, снять шкурку. Лягушка съедобна на всех фазах своего развития — от головастика до взрослой особи. В отличие от лягушек их ближние родственники жабы в пищу не годятся. Небесполезны в пищевом отношении мыши и другие мелкие норные грызуны. Можно употреблять в пищу крыс. При освежевании тушки крысы следует выбрасывать внутренности, голову и крестец вместе со шкуркой. А мясо тщательно проваривать. Лекция с использованием компьютерной презентации и демонстрации гербарных образцов растений и муляжей животных.
Практика (1,5 часа). Учащиеся находят в литературе и практически готовят салаты, первые и вторые блюда вегетерианской кухни, а так же - напитки из дикорастущих растений.
ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ НЕДЕЛЯ
ЗАНЯТИЕ 55. (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли