logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.

4.1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ И КАРТИРОВАНИИ БОТАНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ РАСТЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ И В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». – 4 часа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. (2 часа). Учащиеся под руководством педагога выполняют картирование древесно-кустарниковых насаждений на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ», используя в качестве бланка План размещения адреса учебно-исследовательского корпуса дендропарка Коми РЭЦДО - картографическое приложение к Акту выполненных работ по присвоению адреса №677 учебно-исследовательскому корпусу дендропарка Коми РЭЦДО, геокод адреса: X: 13078545, Y: 17204671 (официальный документ). Практически определяют масштаб плана (в 1 см – 20 м) и в соответствии с масштабом наносят на бланк отдельно стоящие деревья и группы деревьев и кустарников, обозначая их различного типа значками и цветом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. (2 часа). Учащиеся под руководством педагога продолжают освоение компьютерных технологий создания карт на примере территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Дети выполняют работу по изготовлению Плана размещения на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» деревьев и кустарников в текстовом процессоре «Microsoft Office Word 2003». В меню «СЕРВИС/ НАСТРОЙКА/ выбирают панель инструментов «РИСОВАНИЕ» и используют технологию «сборки рисованой карты из элементов «Звёзды и ленты» комплекта инструментов «Автофигуры» по полупрозрачной подложке бланка. При создании Плана размещения на территории дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» деревьев и кустарников в качестве полупрозрачной подложки используют План размещения адреса учебно-исследовательского корпуса дендропарка Коми РЭЦДО - картографическое приложение к Акту выполненных работ по присвоению адреса №677 учебно-исследовательскому корпусу дендропарка Коми РЭЦДО, геокод адреса: X: 13078545, Y: 17204671 (официальный документ). При необходимости осуществляют замеры и уточнения на натуре (с выходом на территорию). Для каждого вида деревьев и кустарников выбирают свою форму звёздочек и свой цвет. Делают фигурные выноски с пояснительными надписями и легенду плана. Указывают масштаб. Каждый обучающийся может делать фрагмент карты, согласно индивидуальному заданию. Созданные карты распечатывают на цветном и монохромном принтерах.

4.2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН И КОСМИЧЕСКИЕ СНИМКИ СЫКТЫВКАРА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ В ПОНЯТИЯХ «ЭКСКУРСИЯ», «ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД» И «ЭКСПЕДИЦИЯ». РАСЧЁТЫ ВРЕМЕНИ И РАССТОЯНИЯ. – 3 часа.

Теория. Стороны света (север, юг, восток, запад) и их указание на карте или плане. Сравнительный анализ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА И КОСМИЧЕСКОГО СНИМКА ГОРОДА СЫКТЫВКАРА В РАЙОНЕ, ПРИМЫКАЮЩЕМ К ТЕРРИТОРИИ ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Масштаб плана и технической фотографии. Фотокарты. Разность целей туристического (прохождение маршрута на время) и учебно-исследовательского (добыча новых знаний) похода. Различие между экскурсией и экспедицией. Экскурсия, как непрерывающийся поход по замкнутому маршруту, во время движения по которому участники группы усваивают новые знания через восприятие сообщений экскурсовода и созерцание примеров на окружающей маршрут территории. Деление времени экскурсии на вводную часть (проводимую обычно в помещении – классе или демонстрационном зале) и основную часть (экскурсионный маршрут). Экспедиция как поход к месту проведения исследований (точке назначения, точке базирования), выполнение исследования и возвращение. Деление времени экспедиции на три части. Камеральная обработка добытых материалов после экскурсии. О средней скорости движения снаряжённой туристкой группы и максимальной дальности передвижения за один час. Выбор точки назначения экспедиции. Простейший расчёт расстояния для трёхчасовой геоботанической экспедиции (час на движение к точке назначения, час на развёртывание лагеря, выполнение экспедиционного задания и свёртывание лагеря, час – на обратное возвращение). Максимальное время, отводимое для экскурсии существующими нормативами (3 часа, из них 1 час – в помещении, 2 часа – на маршруте). Простейший расчёт расстояния для шестичасовой геоботанической экспедиции (два часа на движение к точке назначения, два часа на развёртывание лагеря, выполнение экспедиционного задания и свёртывание лагеря, два часа – на обратное возвращение). Технология определения зоны базирования геоботанической экскурсии через нанесение окружности ограничения на градостроительный план (космический снимок). Расчёт её фактического радиуса (в сантиметрах) с учётом масштаба. Выбор точки (объекта) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Технологии прокладки маршрута следования с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определение по плану или космическому снимку фактического расстояния маршрута следования курвиметром. Возможные точки (объекты) трёхчасовых геоботанических экскурсий для обучающихся в ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» и маршруты следования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (2 часа). Учащиеся выполняют практическую работу по определению масштаба градостроительного плана, космического снимка города Сыктывкара в окрестностях ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Наносят окружности ограничения на градостроительный план (космический снимок) для трёх часовой экскурсии или экспедиции. Расчитывают её фактический радиус (в сантиметрах) с учётом масштаба плана или снимка. Выбирают точку (объект) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Прокладывают маршруты следования к выбранному объекту с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определяют по плану, космическому снимку фактическое расстояние маршрута следования курвиметром. Наносят окружности ограничения на градостроительный план космический снимок для шести часовой экспедиции. Расчитывают её фактический радиус (в сантиметрах) с учётом масштаба плана или снимка. Выбирают точку (объект) для геоботанического исследования на окружности ограничения. Прокладывают маршруты следования к выбранному объекту с учётом фактической проходимости местности (раположения крупных препятствий – домов, огороженных территорий; мостов через ручьи и реки, дорожной сети и т.п.). Определяют по плану, космическому снимку фактическое расстояние маршрута следования курвиметром. Совершают виртуальное «путешествие» по маршруту с озвучиванием всех нюансов движения. Играют в интеллектуальные игры, направленные на заучивание плана города Сыктывкара и его окрестностей. Выполняют разнообразные упражнения на запоминание условных знаков.