Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
Теория (1 час). Флора Республики Коми как исторически сложившийся на данной территории комплекс дикорастущих (натурализовавшихся) видов растений, могущих иметь разное географическое происхождение, время и пути миграции на эту территорию, входящих в состав различных растительных сообществ, заселяющих все свойственные данной местности типы местообитаний. Методы изучения флоры какой-либо административной территории: маршрутный, сеточный и метод конкретных флор. Понятие о конкретной, или элементарной флоре как о совокупности растений небольшой территории (на равнинах — порядка 100—500 км2), которая сравнительно однородна в природном отношении. Здесь при общем однообразии климата отдельные виды, растений распределяются только в зависимости от эдафических условий и особенностей рельефа. В сходных условиях на одних и тех же местообитаниях повторяется почти полностью определенная совокупность видов. Набор местообитаний должен охватывать все их разнообразие, присущее данному природному району. На территории конкретной флоры при тщательном исследовании выявляются практически все присутствующие здесь виды. Влияние человека на флору в современную эпоху. Возрастание размеров территорий, где уничтожен естественный растительный покров. Резкое уменьшение возможности произрастания многих дикорастущих видов растений из-за сужения круга пригодных для жизни местообитаний. Влияние на состав флоры распашки земель, вырубки лесов, выпаса скота, массового туризма, сбора цветов, лекарственных растений и т. д., приводящее к уменьшению численности отдельных видов вплоть до их полного исчезновения из флоры небольшой территории. Понятие о ЧАСТОТЕ ВСТРЕЧАЕМОСТИ ВИДА. Виды ОБЫЧНЫЕ, РЕДКИЕ, ОЧЕНЬ РЕДКИЕ, Растения, оказавшиеся на грани полного уничтожения и занесенныЕ в «Красную книгу». Появление, в результате деятельности человека, в составе флоры новых растений, совершенно несвойственных прежде той или иной местности. Это заносные, или адвентивные, виды. Они широко распространяются вдоль шоссейных и особенно железных дорог, по окраинам нолей, в населенных пунктах и на других нарушенных местообитаниях, связанных с деятельностью человека. Местная флора пополняется также благодаря тому, что человек специально культивирует полезные растения из других, нередко очень отдаленных районов земного шара (пищевые, кормовые, декоративные и г. д.). Большинство этих растений может существовать только в культуре, лишь немногие из них дичают. Способы проникновения во флору региона адвентивного вида, и классификация заносных растений по способу проникновения: «Агрофиты», «Ксенофиты», «Эргазиофиты», «Ксеноэргазиофиты». Степень натурализации адвентивных видов во флоре региона, и классификация заносных растений по степени их натурализации: «Эфемерофиты», «Колонофиты», «Эпекофиты», «Агрофиты». АПОФИТЫ (аборигенные виды) и АДВЕНТИВНЫЕ ВИДЫ (заносные виды) РАСТЕНИЙ ВО ФЛОРЕ Республики Коми. Систематический и алфавитный списки сосудистых растений Республики Коми: его содержание. Правила составления списков флоры и примеры аннотации к видам, помещённым в список. Аннотация для растения-апофита (вида аборигенной флоры), например, Abies sibirica Ledeb. - Пихта сибирская. Класс Pinopsida — Хвойные. Сем. 17. Pinaceae Lindl. – Сосновые. Таежная зона. Бореальный, преимущественно сибирский вид. Мезофит. Леса. Древесное растение. Лекарственное. Техническое. Аннотация для адвентивного растения (заносного вида из инорайонных флор): например: Achillea nobilis L. - Тысячелистник благородный. Класс Magnoliopsida (Dicotyledones) — Двудольные. Сем. 114. Asteraceae Dumort. — Астровые (Сложноцветные). Таежная зона (вдоль железных дорог). Лесостепной евразиатский вид. Мезоксерофит. Сорные места. Многолетнее травянистое растение. Заносное. Работа со списками растений флоры РК в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer»: Сортировка по словам-маркёрам «ЗАНОСНОЕ», «РЕДКОЕ», «КРАСНОКНИЖНОЕ» и т.п. – Лекция у геоботанической карты Республики Коми с использованием мультимедийной презентации и демонстрация гербарных образцов и муляжей растений. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений, систематических таксонов и хорионов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
Практика (2 часа). Учащиеся, в соответствии с едиными и персональными заданиями, проводят в текстовых редакторах «Microsoft Office Word 2003» или «OpenOffice.org Writer» сортировку списков сосудистых растений Республики Коми по словам-маркёрам («ЗАНОСНОЕ», «АБОРИГЕННОЕ, ИЛИ АПОФИТ», «ОБЫЧНОЕ», «РЕДКОЕ», «ОЧЕНЬ РЕДКОЕ» «КРАСНОКНИЖНОЕ»). Создают алфавитные списки растений «АПОФИТНОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «АДВЕНТИВНОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «РЕДКИХ РАСТЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «РАСТЕНИЙ КРАСНОЙ КНИГИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ». Затем фильтруют полученные списки через общий список сосудистых растений окрестностей города Сыктывкара, используя книгу Мартыненко В. А., Груздев Б. И. Определитель сосудистых растений окрестностей Сыктывкара. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. УДК 581.9(470.13) ISBN 5—7691—1607—2. Создают алфавитные списки растений «АПОФИТНОЙ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА», «АДВЕНТИВНОЙ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА», «РЕДКИХ РАСТЕНИЙ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА», «ОХРАНЯЕМЫХ РАСТЕНИЙ ОКРЕСТНОСТЕЙ г. СЫКТЫВКАРА». Производят сравнительный анализ списков РК в целом и окрестностей г. Сыктывкара. Проводят поиск в ИНТЕРНЕТ информации о растениях «АБОРИГЕННОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «АДВЕНТИВНОЙ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «РЕДКИХ РАСТЕНИЯХ ФЛОРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ», «РАСТЕНИЯХ КРАСНОЙ КНИГИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ» и т.п. Скачивают их изображения, используя для их поиска, в качестве ключевых слов, латинские названия растений и систематических таксонов. Выполняют компьютерную вёрстку (в программах CorelDRAW Graphics Suite X3 или Microsoft Office Publisher 2003) буклетов, посвящённых аборигенной и заносной флоре РК; обычным, редким и охраняемым сосудистым растениям флоры РК и города Сыктывкара. Готовые публикации сохраняют для печати в соответствии с правилами.
ЗАНЯТИЕ 60 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли