Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ.
ЗАНЯТИЕ 1 (3 часа).
ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ: ГЕОБОТАНИКА И БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛЫ ФИТОЛОГИИ. ЧЕТЫРЕ ОБЛАСТИ ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ АРЕАЛОГИЯ. УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ В ПОЛЕВОЙ ГЕОБОТАНИКЕ.
Теория (1 час). ГЕОБОТАНИКА И БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛЫ ФИТОЛОГИИ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАСТИТЕЛЬНОСТИ И ФЛОРЕ. ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ АРЕАЛОГИЯ. ЦЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА, ИЛИ ФИТОЦЕНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА. Концепция ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ». Закономерности распространения растений (видов, родов, семейств и т. д.) по земной поверхности, состав флоры различных территорий, или что изучает флористическая геоботаника (она же - ареалогия, или география растений)? Накопление и обобщение фактического материала о современном распространении растений и выявление конкретных причин, которыми это распространение обусловлено, или основные задачи, стоящие перед флористической геоботаникой. Чем определяется географическое распространение растений? Флоры отдельных районов земного шара (континентов, крупных природных областей и т. д.) как объект частной (региональной) флористической геоботаники. Флористическое районирование (выделение территорий, различающихся по составу флоры) как результат изучения флор. Для чего осужествляют флористическое районирование? Тесная связь флористической геоботаники (ареалогии, географии растений) с другими научными дисциплинами - систематикой, от которой она получает сведения о структуре различных таксонов (число видов в том или ином роде, семействе и т. д.), о степени родства тех или иных таксонов; с палеоботаникой, изучающей ископаемые растения и дающей важные сведения о географическом распространении растений в прежние геологические эпохи, о возрасте тех или иных таксонов и т. д.; физической географией, климатологией, геоморфологией и почвоведеним, поскольку современное распространение растений по земной поверхности в значительной степени определяется физическими географическими, климатическими, орографическими и почвенными условиями. Она заимствует у других наук данные, необходимые для объяснения фактов, их обобщения и выявления закономерностей. Практическое приложение Ареалогии, или географии растений (флористической геоботаники) связано прежде всего с интродукцией — введением в культуру полезных для человека растений, например плодовых, технических, декоративных и др. Знание географии растений позволяет научно обосновать их «переселение» из одних районов земного шара в другие, гарантирует успех интродукции (именно так произошло с культурой чая и цитрусовых в Закавказье). География растений имеет прямое отношение и к использованию ресурсов дикорастущей флоры, так как сведения о географическом распространении полезных растений помогают правильно планировать их заготовку. Учебный план курса «ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА». Технологии изучения флор.
УЧЕБНЫЕ ТРОПЫ ПРИРОДЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ ФЛОРЫ В ПОЛЕВОЙ ГЕОБОТАНИКЕ (КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Цель создания учебных троп природы. Задачи учебных троп природы. Особенности экологического образования на учебной тропе. Природоохранные задачи учебных троп. Система учебных троп природы. Где прокладываются учебные тропы природы? Учебные тропы природы в городе и его окрестностях. Учебные тропы природы в окрестностях учебного заведения. Эффект от деятельности по созданию учебной тропы. Учебный и воспитательный эффекты. Информационный и просветительный эффекты. Учебный кабинет в природе. Деятельность детей по оборудованию учебной тропы. Самостоятельная исследовательская деятельность детей на учебной тропе. Экскурсионное обслуживание тропы. Уход за тропой. Первая природная тропа для пешеходов. Дальнейшая история троп. Природные тропы России. Учебные природные тропы в СССР. Движение «За учебные и природоохранные тропы». Учебные экологические тропы в Москве и Сыктывкаре. Типы учебных троп по длине маршрута. Типы учебных троп по форме организации и проходимости маршрута. Типы учебных троп: летние прогулочно-познавательные и темы просветительных познавательных бесед. Зимние прогулочно-познавательные и темы просветительных познавательных бесед. Летние познавательно-туристические тропы. Многодневные познавательно-туристические маршруты. Всесезонные тропы для самостоятельного прохождения. Содержательная сторона туристской тропы. Образовательный аспект в познавательных тропах. Содержательная часть экскурсии определяет название тропы – экологическая, ботаническая, зоологическая, природоохранная? Учебные экологические и геоботанические тропы. Организация движения по маршруту. Расчётное время движения. Учебный кабинет природы в сочетании с учебной (экологической, геоботанической и т.п.) тропой. Учебный кабинет и учебная тропа в ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Содержательная часть геоботанической тропы. Оборудование учебной тропы. Необорудованная учебная тропа ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ». Темы экологических и геоботанических экскурсий. Заключение.
Цифровой фотоаппарат и персональный компьютер – современные инструменты геоботаника-исследователя. Правила фотографирования растений для целей определения их систематической принадлежности. Правила сброса, обработки и хранения электронных фотографий на жёстком диске компьютера. Резервное копирование информации на компакт-диск. Как создать компьютерный фотоальбом на CD?
Экскурсия (2 часа). Тема экскурсии: «ПРИДОРОЖНАЯ И ПУСТЫРНАЯ СОРНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ОСОБОГО РОДА РАСТЕНИЙ ФЛОРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ». Учащиеся, двигаясь по маршруту учебной тропы фотографируют растения придорожной и пустырной сорной растительности окрестностей города Сыктывкара, сбрасывают информацию на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя свободно распространяемую компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги, формируют папки).
ЗАНЯТИЕ 2 (3 часа).
Тема 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые ботаники-путешественники. Теория (0,5 часа). Гео – значит география. Географический подход к познанию мира. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые ботаники-путешественники.
ТЕМА 1.2. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ: ГЕОБОТАНИКА – ПОЛЕВАЯ И ЭКСПЕДИЦИОННАЯ НАУКА. Теория (0,5 часа). О необходимости туристкой подготовки для геоботаников. Концепция туристско-экспедиционной подготовки в ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РОДНОГО КРАЯ». План и цели учебных экспедиций при изучении курса «ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГЕОБОТАНИКА». Формы деятельности обучающихся на экскурсиях и экспедициях. Камеральная обработка результатов и формы их представления. Полевой дневник геоботаника, правила внесения записей в дневник, регистрация визуальных наблюдений. Главное правило геоботаника: «Не записанное в полевой дневник – не наблюдалось».
Основное оборудование, необходимое для сбора растений в геоботанических экспедициях:
гербарная папка,
гербарная сетка,
двойные газетные листы,
копалка,
пакетики.
Правила сбора и гербаризации растений по методическому пособию Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. «Составление учебного гербария».
Практика (2 часа). Практическая работа №1. Самостоятельное изготовление геоботанического инструментария. Учащиеся изготавливают гербарные папки по образцу (0,5 часа). Экскурсия (1 час). Под руководством педагога, выполняющего роль экскурсовода, учащиеся выходят на территорию дендрологического парка ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» и собирают определённой длины ветки с листьями и листья дикорастущих и культивируемых древесных растений и кустарников, производят фотографирование этих растений цифровыми фотоаппаратами или мобильными телефонами, имеющими данные функции (1 час). Сбрасывают информацию с фотоаппаратов на компьютеры и проводят её первичную обработку (переименовывают и сжимают файлы, используя свободно распространяемую компьютерную программу «Менеджер графических файлов XnView» либо её коммерческие аналоги, формируют папки). Практическая работа №2. Учащиеся, по возвращении в класс, проводят обработку собранных для гербария веток и листьев древесно-кустарниковых растений в соответствии с рекомендациями методического пособия Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. «Составление учебного гербария» (0,5 часа).
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ.
ЗАНЯТИЕ 3 (3 часа).
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли