logo
Растительность родного края (Фитофлористика) 1

Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.

Теория (1 час). О ЧЁМ НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ И ЧТО НЕ ЗАБЫТЬ СДЕЛАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНЕЙ МНОГОДНЕВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. Туристский поход с учащимися (многодневный или однодневный), экскурсия на природу, экспедиционный маршрут, в т.ч. в рамках летнего палаточного лагеря (далее по тексту - поход), должен быть итогом четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в походе, в т.ч. досуговых, является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия. В туристской практике существует определенная очередность этапов подготовки к походу. 1. Определить задачи (цели) похода. Поход может быть оздоровительным, учебным, спортивным, тренировочным, геоботаническим, познавательным, комбинированным (спортивные и геоботанические цели) и т.д. Главное, чтобы каждый кандидат в участники похода знал и серьезно осознавал главную цель похода, а не реализовывал в походе только свою личную цель. Например, чрезмерное увлечение личным хобби (ловить, фотографировать бабочек) может сорвать планируемый график движения группы по маршруту. Цель экспедиции. Задачи экспедиции и необходимость их выполнения как гарантия достижения цели. Программа полевых флористико-геоботанических исследований. Обязанности в группе. Дисциплина. 2. Определить район похода. Район похода выбирается обычно коллективно, исходя из цели похода и времени года. 1-2-х дневные походы (так называемые походы выходного дня), в т.ч. с ночлегом в полевых условиях, предпочтительнее проводить по окрестностям родного города (села, лагеря). Везде есть места для походов с учебной, познавательной, краеведческой целью. Для выбора района проведения похода следует обратиться за консультацией в ближайшую туристскую маршрутно-квалификационную комиссию (МКК). Заказник флористический «БЕЛЫЙ» (Чернамский) - 7679 га, расположен на территории Сыктывдинского и Усть-Вымского районов, в подзоне средней тайги. Территория заключена между р. Вычегдой и шоссейными дорогами «Студенец-Слуда-Сыктывкар» и «Слуда-Палевицы». Либо Заказник флористический «СЫКТЫВКАРСКИЙ» (167 га), расположен в Сыктывдинском р-не, в подзоне средней тайги (Выльгортское лесничество Сыктывкарского мехлесхоза, квартал 79 – Ю-В часть, квартал 80 - южн. часть), в 10 км на Ю-Ю-З от с. Выльгорт. Избегать планирования походов с учащимися в эпидемически опасных районах по клещевому энцефалиту (особенно в начале лета). Сведения об эпидемичности района похода по инфекционным заболеваниям следует получить в территориальном органе Роспотребнадзора. 3. ИЗ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ Сформировать команду. Следует определить состав походной группы исходя из предполагаемой сложности маршрута, или наоборот, планировать сложность похода исходя из фактического туристского опыта кандидатов в поход. Комплектовать группу для похода можно и до определения цели и района путешествия (в ходе обучения по дополнительной образовательной программе). При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования, в т.ч. возрастные и по туристскому опыту, изложенные в "Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ". Оптимальный количественный состав участников в походе, наиболее управляемый, трудоспособный, «транспортабельный» (быстрее преодолеваются сложные препятствия, проще решаются вопросы с подъездами на любом транспорте) – учащихся не менее 6 и не более 15 человек, взрослых участников – не менее двух человек (руководитель, заместитель руководителя). Руководитель похода выходного дня с учащимися должен быть не моложе 18 лет, руководитель многодневного похода – не моложе 19 лет. Руководитель и заместитель руководителя должны иметь необходимый туристский опыт, квалификацию, снаряжение, соответствующие мероприятию (полевой лагерь, поход, экскурсия); быть годным по состоянию здоровья; пройти инструктаж по мерам безопасности в походе, иметь подготовку по оказанию первой медицинской помощи. Руководители туристских походов, экспедиций, загородных экскурсий с учащимися (в том числе в рамках летних профильных лагерей) должны иметь действующие документы о туристской подготовке, соответствующей технической сложности запланированного маршрута и виду туризма. Для проведения 1-2-х-дневного похода, не имеющего сложных технических препятствий, руководитель должен иметь туристскую подготовку не ниже начального уровня («Руководитель походов выходного дня»). Для руководства многодневными походами и экспедициями с учащимися, 1-2-х-дневными маршрутами с категорийными препятствиями - иметь звание «Инструктор детско-юношеского туризма». Желательно, чтобы участники похода были одной возрастной группы, близки по физической подготовке и интересам, имели сходные туристские знания и навыки, опыт совместных мероприятий, соревнований, способствующих психологической совместимости в походе. При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Постоянные обязанности (помощник руководителя, завхоз по снаряжению – ремонтный мастер, завхоз по питанию, фотограф, сан.инструктор, краеведы, казначей, метеоролог, летописец-ответственный за дневник и др.) распределяются с учетом подготовленности и склонностей учащихся. Временные (дежурные на один день) обязанности: дежурный командир, костровой, дежурные по кухне (повар), проводник (ведущий, штурман), заготовитель дров и др. – участники во время похода исполняют по очереди. 4. Изучить район путешествия. Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать сведения о районе путешествия: краеведческие (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры); спортивные – определить сложность перевалов, вершин, переправ и порогов на реке и других препятствий, удовлетворяющих планируемую сложность маршрута, способы их безопасного преодоления. Изучение предполагаемых районов базирования полевого лагеря - ЗаказникА флористическОГО «БЕЛЫЙ» (Чернамский) и ЗаказникА флористическОГО «СЫКТЫВКАРСКИЙ» - по картам и космическим снимкам. Не следует допускать в походах с учащимися участков первопрохождения (не имея никаких сведений о них или заведомо ранее никем не пройденных). Рекомендуется руководителю (заместителю руководителя) пройти планируемый маршрут до начала похода с учащимися. 5. Разработать маршрут. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Определение стратегической схемы маршрута: маршрут линейный, кольцевой, или радиально-кольцевой. Маршрут чертится на картах: обзорная карта, масштаб от 1:200000 до 1:500000, с нанесением основного, запасного и аварийного вариантов маршрута похода штриховыми линиями разного цвета со стрелками, основных препятствий (перевалов, вершин, порогов), краеведческих объектов, путей подъезда (выезда) к месту старта (финиша) похода; маршрутная карта (маршрутные ленты, схемы), масштаб 1:100000, 1:50000, где отображается топографическая ситуация местности, точки фотосъемки, места ночлегов, локальные препятствия (водопады, перевалы, переправы и т.п.), экскурсионные и др. объекты (таблица условных знаков дается на полях карты). 6. Составить календарный план похода (план-график движения). Копия календарного плана остается у администрации образовательного учреждения, организующего поход. Общая продолжительность загородной экскурсии (прогулки) с учащимися должна составлять 1-4 часа, однодневного туристского похода – до 8 часов. В многодневном туристском походе продолжительность времени в пути на маршруте не должна превышать 6-7 часов в день. 5. Составить список необходимого группового, личного и специального снаряжения. При подготовке снаряжения следует руководствоваться гигиеническими нормами физической нагрузки школьников в туристском походе. 8. Составить раскладку продуктов на поход. Трудности в организации питания в походе с учащимися заключаются в том, что дети и подростки имеют ограничения (гигиенические нормы) по физическим нагрузкам при переноске груза. Организация питания в походах выходного дня, а также в многодневных походах по населенной местности с развитой торговой сетью — задача простая и легко решаемая. В однодневные походы (без приготовления горячей пищи) можно брать: сыр, копченую колбасу, отваренное мясо, хлеб, сырые овощи, фрукты, бутерброды, яйца (сваренные вкрутую), воду, умеренно сладкие напитки (чай, кофе, компот – в термосах, пластиковых бутылках). В двухдневных и многодневных походах для приготовления горячей пищи необходимы продукты, обеспечивающие приготовление первого (суп), второго (мясное, овощное, молочное) и третьего блюд. 9. Составить и утвердить директором образовательного учреждения смету расходов на поход. 10. Получить медицинский допуск учащихся в поход (ЭКСПЕДИЦИЮ) ОТ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА ИЛИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (ШТАТНОГО, ЛИБО ПРИВЛЕЧЁННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ. 11. Оформить документацию на поход. Документом на многодневный поход является маршрутная книжка, выданная команде территориальной туристской маршрутно-квалификационной комиссией образовательных учреждений (МКК ОУ); маршрутный лист – выдается учреждением, организующим поход (экспедицию). Подготовить и утвердить приказ по учреждению. 12. Составить и утвердить директором образовательного учреждения инструкцию по обеспечению безопасности участников мероприятия. Произвести подробный инструктаж по мерам безопасности при подъездах и на маршруте под роспись каждого участника похода (экспедиции, экскурсии). 13. Решить вопросы подъезда и отъезда, закупить продукты. 14. Зарегистрировать группу в подразделении службы спасения МЧС России. Туристские группы из г. Сыктывкара и ближайших административных районов, сообщают о расположении палаточного лагеря (маршруте похода), контрольных сроках оперативному дежурному агентства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (ГО, ЧС и ПБ) Республики Коми письменным сообщением по форме (указать номер формы), факсом (указать номер факса). При несчастном случае или необходимости снять группу (лагерь) с учета звонить по телефону: (указать номера телефонов, в том числе - мобильных). Кроме того, в администрации практически каждого города (района) края есть подразделение службы спасения ГО, ЧС и ПБ (телефон – 01).

Практика (2 часа). подготовка к летней многодневной экспедиции. Обучающиеся под руководством педагога изучают район базирования полевого лагеря (по картам и космическим снимкам), разрабатывают розу геоботанических маршрутов для изучения флористического богатства района базирования методом конкретных флор (8 маршрутов от центра на север, северо-запад, запад, юго-запад, юг, юго-восток, восток, северо-восток). Составляют необходимую документацию для утверждения и извещения, распределяют обязанности. Разрабатывают меры обеспечения безопасности при работе в полевых условиях. Знакомятся с инструкциями по ТБ, расписываются в журналах. Знакомятся с порядком следования (въезда) к точке развёртывания базового палаточного лагеря и порядком выезда, распределяют обязанности и ответственность. Знакомятся с методикой полевых флористических исследований и утверждённым распорядком дня. Оформляют бланки полевых дневников и описаний растений. Комплектуют индивидуальное и групповое туристское снаряжение, укладывают рюкзаки. Готовят тюки с общим и индивидуальным геоботаническим снаряжением и оборудованием. Готовят и пакуют имущество палаточного лагеря (включая палатки зоны проживания, имущество пищеблока и медицинского блока, имущество и палатки персонала, инвентарь).

ИЮНЬ-ИЮЛЬ

3.14. ВЫЕЗДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Десятидневная экспедиция во флористический заказник «Белый» (или иное место, по договорённости с администрацией того места) с ночлегом в стационарном помещении.

ТЕМА ЭКСПЕДИЦИИ: «ОЦЕНКА ФЛОРИСТИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ООПТ МЕТОДОМ КОНКРЕТНЫХ ФЛОР». ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ: «ОТРАБОТКА мЕТОДИКИ СБОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ, АНАЛИЗА ТАСОНОМИЧЕСКОГО БОГАТСТВА ФЛОРЫ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЕЁ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ С ФЛОРАМИ ИЗВЕСТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (окрестностей г. СЫКТЫВКАРА и РЕСПУБЛИКИ КОМИ)».

Практическая отработка туристских и экспедиционных навыков организации быта в полевых условиях. Геоботанические экспедиционные выходы (полевые занятия) по радиальным маршрутам, протяжённостью до 16 км каждый с целью описания и определения сосудистых растений, встречаемых на маршруте, фотографирования растений и сбора материала для составления гербария – 3 часа на одну экскурсию. Первичная обработка сборов в полевых условиях – 2 часа на обработку материала после каждой экскурсии. Отработка туристских навыков проживания в полевых условиях – 1 час в течение каждых экспедиционных суток. Итого – 6 учебных часов в день.

В летние каникулы (конец июня - начало июля, по выбору педагога) - 60 учебных часов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дидактические средства по сути происхождения, существования и назначения подразделяются на следующие категории (типы):

-трансцендентальные - существующие независимо от социального сознания индивида, присутствующие на всех стадиях обучения и обеспечивающие непрерывную многократную проверку истинности приобретаемых знаний. Это, в общем и целом, - окружающий Мир.

-мотивационно ориентированные - обеспечивающие психофизиологическую ориентацию процесса обучения, стимулирующие воспитательные процессы, в том числе - с использованием средств поощрения и наказания (в составе УМК).

-технолого-образующие - предопределяющие теоретическое обоснование и задающие причинностные основы практико-ориентированного синтеза педагогических методик, методов, теорий, направленных на управление учебным процессом, использующих и раскрывающих методические основы процессов обучения; дополнительно выделяются по преимущественному признаку проявляемой деятельности (в составе УМК).

-оценочно-контролирующие - обеспечивающие связь изложения (преподнесения), методов (технологии) обучения и объективности регистрации результатов анализа обучения (в составе УМК).

-искусственно создаваемые - для использования в процессе обучения и, либо подчиненные учебному процессу и преподавателю, как его автору, либо привлекаемые для обеспечения учебного процесса.

В качестве трансцендентального дидактического средства при реализации ДОП «Флористическая геоботаника» широко используется окружающая природная среда, которая давно детально изучена и описана учёными-геоботаниками расположенного в Сыктывкаре Института Биологии Коми Регионального Научного Центра Уральского Отделения РАН. Существуют определители и детальные описания растений конкретной флоры города Сыктывкара; списки видов растений и разнообразные аналитические данные по флоре Республики Коми; сводные данные по растениям Северо-востока европейской части России (куда входит и Республика Коми), оснащённые картами ареалов видов, родов и семейств; карты и списки видов флористических заказников (геоботанических ООПТ) на территории РК; Красная книга РК.

К искусственно созданным дидактическим средствам относятся различного назначения материально-технические средства обеспечения образовательного процесса, в том числе – формирующие образовательную базу (образовательную среду). В ГОУДОД Коми РЭБЦ к последней категории, прежде всего, относятся ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ и ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРКИ Коми РЭБЦ, территория, здания, сооружения, коммуникации, имущество и коллекции которых постоянно используются для реализации образовательного процесса по дополнительной образовательной программе объединения «ГЕОФЛОРА». На территории дендрологического парка Коми РЭБЦ имеются разнообразные группы коллекций растений как открытого грунта (с регулярной и пейзажной планировкой), так и закрытого грунта – комнатные и оранжерейные. Зоопарк и дендропарк Коми РЭБЦ располагают штатом специалистов, в обязанности которых входит содержание животных и растений, их жизнеобеспечение, лечение, воспроизводство. В учебно-административном корпусе Коми РЭБЦ имеются классы для проведения урочных занятий, причём один из них оснащён мультимедийным компьютером с проектором и экраном, а второй – шестью компьютеризированными рабочими местами для обучающихся на базе графических систем «Макинтош»; имеются переносные комплекты аудио и видео техники. Аналогичный класс (пока без стационарного компьютерного обеспечения) имеется в учебно-исследовательском корпусе дендрологического парка Коми РЭБЦ. Для проведения праздников и воспитательных мероприятий, спортивных занятий в помещении можно использовать актовый зал или фойе учебно-административного корпуса Коми РЭБЦ, открытые площадки дендрологического или зоологического парков.