Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
ШИРОТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ФЛОР. По преимущественному распространению в той или иной природной зоне каждый вид сосудистых растений флоры Республики Коми относится к определенной широтной группе: бореальной, полизональной, гипоарктической, арктоальпийской, арктической, лесостепной и неморальной и т.д. Для флоры России в целом выделяют довольно много широтных географических элементов. 1. Арктические широтные географические элементы (arct). Основная область их распространения лежит в безлесной арктической тундре. Пример: арктический злак дюпонция (Dupontia fischeri). Субарктические элементы – арктические виды, далеко проникающие в зону хвойных лесов, где встречаются главным образом на болотах. Арктоальпийские элементы – арктические виды, имеющие фрагменты ареалов в Альпах и в других горах Европы, в частности – на Урале. Переходную группу растений между бореальной и арктической флорой составляют гипоарктические виды. Для развития этих видов нужен лишь очень короткий вегетационный период со средней суточной температурой ниже 10°С. 2. Бореальные широтные географические элементы (bor). Они являются компонентами обширной зоны хвойных лесов (тайги) Евразии и Северной Америки. Характерное дерево — ель (Picea abies), естественный ареал которой доходит через Клайпеду до устья Вислы и включает также горы, где ель встречается на значительных высотах. Примеры бореальных видов травянистых растений: линнея северная (Linnaea borealis), седмичник европейский (Trientalis europaea). Суббореальные элементы – виды, заходящие далеко на юг. В Средней Европе такие виды встречаются очень часто, например, сосна (Pinus sylvestris), рябина (Sorbus aucuparia), осина (Popirius tremula) и береза (Betula). 3. Среднеевропейские широтные (неморальные) географические элементы (eumi, submi). Ареалы охватывают область широколиственных лесов зарубежной Европы и европейской части СССР. Примеры: дуб обыкновенный (Quercus robur), копытень европейский (Asarum europaeum). Среднеевропейские (неморальные) виды в узком смысле (eumi) исчезают уже где-то на границе Восточной Европы; таковы, например, бук, тисс (Taxus baccata), скальный дуб (Quercus petraea), явор (Acer pseudoplatanus), крупнолистная липа (Tilia platyphyllos), черешня (Prunus avium) и плющ (Hedera helix), а также многие травы, в том числе Arum maculatum, Allium ursinum, Corydalis cava, Atropa belladonna, Galium sylvaticum, Phyteuma spicatum, Colchicum autumnale и другие. Ареал среднеевропейских географических элементов в широком смысле – субнеморальных элементов (submi), - охватывает еще и всю среднюю Россию до Волги, а частично и до Урала. Почти до Волги доходит ясень (Fraxinus excelsior). До Урала или даже несколько дальше на восток доходят черешчатый дуб (Quercus robur), остролистный клен {Acer platanoides). На территорию Коми заходят сердцевидная липа (Tilia cordata), горный ильм (Ulmus montana) и черная ольха (Alnus glutinosa). Из кустарников следует назвать Salix fragilis, Rosa canina, Corylus avellana, Euonymus europaea, Cornus sanguinea, Sambucus nigra и Berberis vulgaris. 4. Степные, или понтические широтные географические элементы (ро). Связаны со степной зоной Евразии. Это растения восточноевропейских степей, где лето жаркое и сухое, но зима намного холоднее, чем в Средней Европе. Различают собственно степные понтические широтные элементы (eupo), - виды, характерные для южных сухих ковыльных степей - например, Adonis vernalis, Lathyrus pannonicus, Linum flavum, Onosma arenaria, Verbascum phoeniceum, Aster amellus, Jurinea cyanoides и некоторые другие. И субпонтические элементы (subpo), - виды, характерные для менее сухих северных луговых степей, - например, Phleum phleoides, Anemone sylvestris. Potentilla alba, Filipendula vulgaris (F. hexapetala). Prunus spinosa. Trifolium montanum. Medicago falcata. Coronilla varia. Ajuga genevensis. Stachys recta. Verbascum lychnitis. Veronica spicaia. Asperula tinctoria и др. Понтическо-средиземноморские широтные элементы (po-medit), широко распространены не только в степях, но и во всей субсредиземноморской области и иррадиируют в Среднюю Европу (например Stipa pennata, Stipa capillata, Muscari racemosum, Alуssurn montanum, Prunus mahaleb, Linum tenuifolium, Dictamnus albus, Euphorbia segueriana, Malva alcea, Eryngium campestre, Peucedanum cervaria, Stachys germanica, Aster linosyris и др.). 5. Южносибирские, или лесостепные широтные географические элементы (s-sib). Виды, центр распространения которых лежит в светлых березовых и лиственничных лесах паркового типа — в лесостепи (переходной зоне между западносибирскими степями и тайгой). Этот географический элемент многообразен по своей экологии. По данным русских ученых, сюда относятся Brachypodium pinnaturn, Lilium martagon, Polygonatum officinale, Orchis militaris, Platanthera bifolia, Betula verrucosa, Lychnis floscuculi, Arabis hirsuta, Fragaria viridis, Frangula alnus, Daphne mezereum, Viola hirta, Pimpinella saxifraga, Primula elatior, Inula salicina, Hypochoeris maculata, Leontodon autumnalis и др. 6. Туранско-центральноазиатские широтные географические элементы (tur). Это растения восточных полупустынь, которые встречаются в Европе главным образом в специфических местообитаниях: на засоленных почвах у морских берегов - Salicornia euroраеа, галофильные виды Atriplex (Obione), Artemisia maritima и др., - или только в восточной половине Европы (например, ареал Lepidium crassifolium доходит к западу только до озера Нёйзидлерзее). Кроме того, следует назвать еще виды Hippophae rhamnoides, Salsola kali и Corispermum marschallii, более свойственные, однако, нарушенным местообитаниям. 7. Вечнозелёные средиземноморские географические элементы (medit). Характерны для зоны средиземноморских жестколистных лесов с зимними дождями и летними сухими периодами. Поскольку типичные вечнозеленые представители этой группы, такие, как каменный дуб (Quercus ilex), земляничное дерево (Arbutus unedo), пиния (Pinus pinea), маслина (Olea europaea), древовидный вереск (Erica arborea), олеандр (Nerium oleander), ладанники (Cistus spp.) и другие, не переносят холодной зимы, в Средней, Восточной и Северо-восточной Европе их нет. Розмарин (Rosmarinus vulgaris), настоящий тимьян (Thymus vulgaris) и лекарственный шалфей (Salvia officinalis) выживают в садах в закрытый грунт. Невечнозелёные субсредиземноморские элементы (submedit = sm) – листопадные крымчаки, такие как Buxus sempervirens и Castanea sativa, которые в Европе представлены почти исключительно агропосадках. 8. Маньчжурские широтные географические элементы. Ареалы этих видов включают зарубежную Маньчжурию и Российский Дальний Восток. Примеры: маньчжурский орех (Juglans manshurlca), амурский бархат (Phellodendron amurense). Выращиваются в ботанических садах и дендрологических парках. 9. Атлантические широтные географические элементы (atl). К этой группе относят виды, связанные с океаническим климатом. Наиболее экстремные из атлантических видов, такие, как Daboecia cantabrica, совершенно отсутствуют в Средней и Восточной Европе. Большее значение имеют умеренно атлантические, или субатлантические (subalt) виды, которые образуют уже переход к среднеевропейским (eumi). Таковы Potentilla sterilis, Genista pilosa, Sarothamnus scoparius, Hypericum pulchrum, Teucrium scorodonia, Digitalis purpurea, Pedicularis sylvatica, Lonicera periclymenum, Galium saxatile (G. hercynicum), Centaurea nigra и др, которые культивируют в ботанических садах и дендрологических парках. 10. Полизональная широтная группа, включающая виды, распространенные широко в нескольких природных зонах. Это в основном водные, или сорные растения с широкими голарктическим и плюрирегиональным ареалами. II. ДОЛГОТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ФЛОР. По протяженности ареалов видов сосудистых растений флоры Республики Коми на земном шаре каждый из них относится к соответствующей долготной группе: циркумполярной или голарктической, евроамериканской, евроазиатской, европейской, сибирской, американо-сибирской или космополитной. Видовое разнообразие евроазиатской долготной группы (Salix caprea, Betula pubescens) во флоре Республики Коми. Видовое разнообразие циркумполярной (голарктической) долготной группы (Vaccinium myrtillus, Equisetum arvense, Ledum palustre) во флоре Республики Коми. Виды с европейскими ареалами (Alnus incana, Sorbus aucuparia, Anthoxanthum odoratum, Nardus stricta, Trollius europaeus) во флоре Республики Коми. Азиатские (сибирские) виды (Picea obovata, Abies sibirica, Larix sibirica, Calamagrostis purpurea, С. obtusata, Trisetum sibiricum) во флоре Республики Коми. Виды плюрирегиональной группы: - полизональные сорные (Polygonum aviculare) или водные (Potamogeton natans) растения, широко распространенные на земном шаре. Их количество, процентное соотнощение и состав во флоре Республики Коми. – Лекция у геоботанической карты Республики Коми с использованием мультимедийной презентации и демонстрация гербарных образцов и муляжей растений. Обучающиеся во время лекции ведут записи в рабочих тетрадях, вычерчивают схемы и заносят латинские названия озвучиваемых педагогом растений, систематических таксонов и хорионов. В конце лекции педагог выдаёт каждому обучающемуся персональные задания на практическую часть занятия.
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коми республиканский эколого-биологический центр»
- Пояснительная записка
- 1. Концепция программы
- 2. Характеристика программы
- 3. Цели и задачи программы. Цель:
- Задачи:
- 4. Основные формы деятельности:
- 5. Ожидаемые результаты:
- Тематический план дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- Содержание дополнительной образовательной программы «растительность родного края» (вариант «флористическая геоботаника»).
- 1. Введение в предмет - 8,5 часов.
- 1.2. Геоботаника – полевая и экспедиционная наука. Туристские знания, умения и навыки – составная часть геоботанических компетентностей. – 2,5 часа.
- 2. Флористическая геоботаника . - 84,5 часов.
- 2.2. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале. - 1 час.
- 2.3. Учение о флоре. - 3 часа.
- 2.4. Сосудистые растения флоры республики коми в системе а.Л. Тахтаджяна. – 23,5 часа.
- 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара. - 12 часов.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара. - 33 часа.
- 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований. - 3 часа.
- 3. Основы туристско-экспедиционной подготовки - 148,5 часа, в том числе из них 108 часов – в поле (в походах и экспедициях).
- 3.1. Великие ботанические экспедиции. Знаменитые геОботаники-путешественники. – 0,5 часа.
- 3.2. Туристское снаряжение. – 2 часа.
- 3.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. – 6 часов.
- 3.4. Питание в походе и экспедиции. – 3 часа.
- 3.5. Подготовка и организация однодневной экспедиции, туристического похода или выездного мероприятия. – 8 часов.
- 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях. – 3 часа.
- 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции. – 6 часов.
- 3.13. Подготовка к летней десятИдневной экспедиции. – 6 часов.
- 3.15. Физическая подготовка туриста. – 6 часов.
- 4. Карты, Топография и ориентирование – 40 часов.
- 4.3. Наша планета. Картография земной поверхности. – 1 час.
- 4.4. Лик планеты и панорама земли. Части света и континенты. – 8 часов.
- 4.5. Флористическая карта земли. - 15 часов.
- 4.6. Основы топографии и ориентирования. – 9 часов.
- 5. Основы информационных технологий в исследо-вательской деятельности учащихся. – 12 часов.
- 6. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. – 4 часа.
- 6.1. Ботанические сады и дендропарки на территории республики коми. – 1 час.
- 6.2. Флористические заказники на территории республики коми. – 3 часа.
- 7. Обеспечение безопасности – 20,5 часов.
- 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий на местности, экскурсий, походов, экспедиций, выездов. – 1 час.
- 7.2. Правила санитарии и гигиены на биваках и палаточных лагерях. – 3 часа.
- 7.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. – 3 часа.
- 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 3 часа.
- 7.5. Обеспечение безопасности и технологии выживания в летней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки. – 10,5 часа.
- 8. Заключительные занятия – 6 часов.
- 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- 8.2. Контрольно-зачётная программа по туристским знаниям, умениям, навыкам.
- Литература Нормативная база
- Литература для обучающихся
- Литература для педагога
- Интернет-ресурсы:
- Поурочное планирование реализации курса «растительность родного края» вариант «флористическая геоботаника» сентябрь
- Тема 6.1. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Ботанические сады и дендрологические парки на территории республики коми.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц»
- Тема 3.2. Туристское снаряжение.
- Тема 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение растений по определителям.
- 2.2. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Геоботаническая (географическая) концепция вида. Учение об ареале.
- Тема 4.1. Первоначальные понятия о плане местности и картировании ботанических объектов. План размещения коллекций растений на территории и в помещениях дендрологического парка гоу дод «Коми рэбц».
- Тема 4.2. Градостроительный план и космические снимки сыктывкара и его окрестностей. Общие черты и различия в понятиях «экскурсия», «туристический поход» и «экспедиция». Расчёты времени и расстояния.
- Октябрь
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного похода или экспедиции.
- Тема 3.3. Организация туристского быта. Разведение костра.
- Тема 3.3. Привалы и ночлеги в походе. Организация быта в походе и экспедиции. Гигиена питания и быта.
- Тема 3.4. Питание в походе и экспедиции.
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов, экспедиций.
- Тема 3.5. Аспекты Финансово-хозяйственнОй подготовки похода или экспедиции.
- 3.15. Физическая подготовка туриста
- Тема 4.3. Наша планета. Топография и картография земной поверхности.
- Тема 4.4.1. Лик планеты.
- Тема 5.1. Основы информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся. Освоение приёмов создания текстового научного документа с помощью Word-метасреды dwe.
- Декабрь
- Тема 2.3. Учение о флоре.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 4.4.3. Панорама земли: территориально-природные комплексы мира, россии и республики коми.
- 2.6. Флористическая система а.Л. Тахтаджяна: типичные, эндемичные и реликтовые виды сосудистых растений основных флористических районов земного шара.
- Тема 3.15. Физическая подготовка туриста.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.3. Основные приёмы организации первой доврачебной помощи в походе.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 1.3. Геоботаническая наука в республике коми. Ботанико-туристические возможности региона.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Азимут, компас, ориентирование, измерение расстояний.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 4.6. Основы топографии и ориентирования. Спортивное ориентирование в лесу или дендропарке.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.4. Обеспечение безопасности и технологии выживания в зимней многодневной экспедиции: специальные знания, умения, навыки.
- Февраль
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.9. Специальная и практическая подготовка к зимней двудневной экспедиции с ночёвкой в полевых условиях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 6.2. Охрана природы: сохранение флористических ресурсов. Флористические заказники на территории республики коми.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- 2.1. Объекты изучения геоботаники – сосудистые растения суши. Определение систематической принадлежности растений по определителям.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 7.5. Обеспечение безопасности в летней многодневной экспедиции, специальные знания, умения, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Тема 4.5. Флористическая карта земли.
- Тема 3.11. Подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Максимальные нормы физической нагрузки для тренированных школьников-туристов в пешеходном походе (Курилова в.И., Туризм. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. С.125)
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.11. Специальная подготовка к весенней трёхднЕвной экспедиции.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Широтные и долготные элементы европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 7.2. Правила санитарии и гигиены сп 2.4.__-03: требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период.
- Тема 2.3. Учение о флоре. Биоморфологические и эколого-ценотические группы растений европейских флор.
- Тема 2.5. Флора республики коми и окрестностей города сыктывкара.
- Тема 3.5. Подготовка и организация однодневного выездного мероприятия (похода или экспедиции).
- Тема 7.1. Общая Техника безопасности при проведении выездных мероприятий с использованием ведомственных и заказных автобусов и поездов.
- Тема 2.5. Флора республики коми: её Анализ и ресурсы.
- Тема 3.7. Подготовка и проведениЕ летней многодневной геоботанической экспедиции как выездного мероприятия.
- Тема 2.7. Мир грибов и мир низших растений республики коми: их значение для геоботанических исследований.
- Тема 8.2. Контрольно-зачётная программа по общетуристским знаниям, умениям, навыкам.
- 1. Первый этап – соревнования сооружению убежища.
- 2. Второй этап - соревнования по разжиганию костра.
- 3. Третий этап – приготовление обеда (первое, второе и чай) на костре.
- 4. Четвёртый этап – первая доврачебная помощь.
- 5. Пятый этап – представление команды.
- Тема 8.1. Заключительное занятие по геоботанике. Что нового я узнал о флоре и растительности родного края в этом году (презентация достижений обучающихся).
- Тема 3.7. Подготовка к летней многодневной экспедиции.
- Русские и латинские названия семейств сосудистых растений конкретной флоры города сыктывкара и его окрестностей
- Алфавитный список видов растений города сыктывкара и его окрестностей
- Список семейств цветковых растений мировой флоры (по академической системе а. Энглера)
- Флористические области земли